Сегодня вот так. Утром подходит администратор, говорит: ”Пациенты звонят, ругаются. В январе ты им контактные линзы выписывала (на дворе октябрь, на минуточку), не видит в них ребёнок. Всё двоится, в школе плохо смотреть. Что делать будем?”
Ну что делать? Приглашать на приём, будем разбираться. Прошло девять месяцев, где были раньше? Неприятненькая ситуация.
Заходят. Мальчик 15 лет с мамой. Спрашиваю, что случилось. Пациент говорит: ”Всё было нормально. А теперь плохо видно: всё двоится, нет чёткости, мне плохо в этих линзах” Причём у пациента очень сложное зрение, астигматика на оба. Чтобы зрение не падало, всё время носит специальные очки для остановки прогрессирования близорукости без диоптрий; эта практика показывает хорошие результаты: коррегируем зрение торическими линзами и сдерживаем миопию очками. Ну не должно падать зрение при таком подходе, хоть убейте!
Выясняю, когда почувствовал ухудшение. Отвечает, что три дня назад.
- ”То есть девять месяцев всё было хорошо, а три дня назад стало резко плохо видно?”
- ”Да!”
Меня аж холодным потом прошибло. У нас есть такое понятие: резкое падение зрения. Это когда уснул с одним зрением, а проснулся с другим. Или было хорошее зрение, а через несколько часов стало плохое. И такое состояние - повод вызывать скорую помощь.
Проверяю, абсолютно стабилен. Рецепт не изменился. Осматриваю линзы на предмет повреждений - всё хорошо. Линзы двухнедельного ношения. Может, перенашивает? Плохо очищает? Провожу тщательное изучение под микроскопом - идеальное состояние. Может, надевал линзы, вывернутые наизнанку ? Но это маловероятно; в астигматических линзах очень хорошо видно, когда они не правильно ориентированы.
Приступаем к допросу с пристрастием. Мама рассказывает: ”Мы всё время Acuvue покупали. Сколько времени уже. А тут с этими санкциями Acuvue стали не доступны к заказу. Мне ваш продавец предложила другие, сказала, что такие же: и материал такой же, и носятся так же две недели. Ну я и поверила; купила сразу на полгода. Мне теперь куда их?! Вы зачем такие плохие линзы продаёте?!”
Немножко полегчало. Значит, дело в производителе? Брак в упаковке? Разговариваем дальше. Спрашиваю, когда открыли новые линзы.
- ”Ну вот в понедельник и открыли. Надел, сразу не понял. А в школе не видно. Как слепой ходит"
Прошу пациента надеть линзы. Не видит! Шесть строчек из 10 ожидаемых. Меняем линзы местами …
- ”О, круто! Я чё, линзы перепутал? Вот я осёл!”
Острота зрения 1,2. Действительно, круто :)
Снова провожу беседу, как тогда, девять месяцев назад: в офтальмологии все манипуляции начинаются с правого глаза. Открыли контейнер с маркировкой ”R”, надели на правый глаз, и только затем приступаем к левому. И пока с правым не закончили, левый даже не открываем. Снимаем точно также: открыли правую крышку контейнера, положили туда линзу, закрыли, и только потом приступаем к левому.
Мама извиняется, что плохо отзывалась о наших линзах; пациент обескуражен своей оплошностью; я улыбаюсь и желаю хорошего зрения.
Хорошо, когда всё хорошо!