Размышляя об экранизации романа "Анна Каренина", нельзя не сказать хотя бы в двух словах об иллюстрациях "Анны Карениной".
Первое иллюстрированное издание романа вышло в 1914 году в типографии "Товарищество И.Д.Сытина» с иллюстрациями М. Щеглова, А. Моравова и А. Корина.
Так здорово, когда разные художники иллюстрируют. Ужасно хочется такую книгу себе, но цена доходит до 100 000 рублей, а это больно.
После революции тоже были издания с иллюстрациями известных художников.
Дехтерев Б.А., 1939г. Только одну иллюстрацию нашла в музее Льва Толстого, красота! Посмотрите, какие выразительные лица у Вронского и Карениной. А какая Каренина обольстительная, высокая и грациозная!
Константин Рудаков, 1942-1945 гг. иллюстрации для "Анны Карениной"
А.В Ванециан, 1952 г.
Иллюстрации эти нашла только в музее Льва Толстого, поэтому есть дефекты в снимках, но они восхитительны, такая эмоциональность, выразительность в позах, лицах.
О.Верейский, 1975-1981 гг.
Помните, у всех были два тома из серии Классики и современники с этими иллюстрациями на обложках. И набор из 16 открыток. Когда на них смотришь, как будто старых знакомых встретил.
Здесь отдельный пост про открытки Верейского к "Анне Карениной".
И много других чудесных иллюстраций, огромное количество.
Однако, оказывается, еще в 1878 году Михаил Врубель, будучи студентом юридического факультета Петербургского университета, сделал три наброска к вышедшему роману "Анна Каренина".
Самый лучший набросок из трех - это встреча Карениной с сыном. Он находится в Третьяковской галерее. Про остальные два не знаю (UPD - еще один есть в Государственном музее Л.Толстого, называется "Анна перед гибелью" - спрятан в запасниках, но фото есть на сайте музея).
Такая безумная Каренина, но такая запоминающаяся.
Более того, я нашла статью С.А.Асеевой (МГУ), в которой дан интереснейший разбор этого рисунка.
Работа Врубеля названа автором феноменом интермедиального взаимодействия литературы и живописи. Интермедиальность - воспроизведение явлений одного вида искусства в рамках и средствами другого.
"Создание эскиза можно рассматривать и в контексте острой полемики, разгоревшейся вокруг романа, сразу после его выхода. В неё были вовлечены критики, литераторы и представители интеллигенции той эпохи. Искусствовед Дора Зиновьевна Коган, автор книги «М. А. Врубель» о жизни и творчестве художника, отмечает, что в это же время у Врубеля сформировался свой взгляд на образ главной героини романа, в этическом отношении, близкий к воззрениям Ф. М. Достоевского: «.в этом рисунке Врубель, кажется, осмысляет судьбу героини с точки зрения правосудия: «преступление» и «наказание». Правда, правосудие не земное, а высшее, небесное - беспощадный божеский суд, божеский приговор, высказанный в эпиграфе "Мне отмщение, и Аз воздам"." (С)
Автор указывает, что Врубель увидел в Карениной страстность, трагизмом и скрытый «демонизм». При этом Толстов так и описывает Каренину в этой сцене: «задыхаясь и обнимая руками его пухлое тело», и страстная нежность к сыну, и в то же время страдание, боль, когда она «... не могла ничего говорить; слёзы душили её», и «на её лице <...> испуг и стыд». И в целом Толстой Каренину считает погибшей с момента как она поддалась "страстному влечению греховной любви".
Врубель правда не считал, что за страсть нужно героиню под поезд бросать. Наверное, он считал, что страстям надо отдаваться. В этом его принципиальное отличие от Толстого, который видел в страстях только скорый конец.
Но рисунок Врубель сделал гениальный. Пойду в Третьяковку искать, может он выставлен.
Все с Карениной теперь. Кончено)