Друзья, рекомендую к прочтению весьма критическую статью о московской выставке 1972 года «Фарфор Гжели».
Попова О., Мальцева Н. Фарфор Гжели // Декоративное искусство СССР, 1972. – № 10 (179). – С. 26–29.
* В связи с весенней московской выставкой «Фарфор Гжели». Устроители: Союз художников РСФСР и Государственный Исторический музей.
Интересная идея показать работы современных художников Гжели в непосредственном соседстве с предметами керамического искусства прошлого раскрылась здесь особенно убедительно благодаря тому, что вся выставка была небольшой, компактной по экспозиции, с серьёзно продуманным отбором экспонатов её ретроспективного раздела. Достойно быть отмеченным красивое цветовое решение интерьера в характерном для Гжели бело-синем колорите (художник В. Курочкин).
Майолика XVIII века, полуфаянс и фарфор гжельских заводов XIX века, представленные рядом первоклассных экспонатов из фондов Исторического музея, составляют часть того художественного наследия, на основе изучения и творческого освоения которого в середине 1940-х годов был создан фарфор, получивший всеобщее признание как современный гжельский. Оно вдохновляет художников и сегодня.
На выставке можно было видеть произведения Наталии Ивановны Бессарабовой: кувшин с кружкой, молочник, забавный чайник на ножках с уплощённым корпусом в виде поставленного на ребро барабанчика.
Все они явно навеяны несколько приземистыми, ёмкими формами старой гжельской посуды – главным образом полуфаянса, а отчасти и майолики. Эти изделия были одними из первых, созданных художницей на основе лучших традиций искусства старых гжельских мастеров, которое она изучала под руководством А.Б. Салтыкова, восстанавливая керамику Гжели. И по сей день эти изделия живут в ассортименте предприятия: не слишком сложные для производства, они пользуются постоянным успехом у покупателей. Выдержав проверку временем (почти три десятилетия), работы Н. Бессарабовой сами уже стали традицией нового гжельского фарфора.
Эта новая традиция развивается в нескольких разновидностях общего стилистического направления в творчестве заслуженного художника РСФСР Людмилы Павловны Азаровой, уже 17 лет работающей главным художником Турыгинского завода, художницы Нины Борисовны Квитницкой, молодой художницы Турыгинского завода Зинаиды Васильевны Окуловой.
Благодаря необычайно активной творческой энергии и фантазии, Л. Азарова за последнее десятилетие создала большое разнообразие форм посуды, скульптуры и скульптурных бытовых предметов, сюжетной и цветочной кобальтовой росписи. Л. Азарова любит жанровые темы, юмор. С большой свободой использует мотивы росписи и характер форм старой гжельской керамики (например, квасника).
Большой удачей художницы можно считать создание декоративного квасника «Пиршество» (1971 г.). Часто обращается она к сюжетам традиционного народного искусства – таким, как чаепитие, винопитие, птица-сирин.
Много работает Л. Азарова над решением национальных сувениров, напоминая в современных изделиях об искусстве прошлого. Лёгкость, свобода сочетания аспекта «исторического» и непосредственных наблюдений жизни позволяют автору избежать поверхностной стилизации, с очевидностью убеждая, что этот мир бытовых вещей и скульптуры рожден и живёт именно сегодня.
Однако некоторые работы художницы страдают чрезмерной перегрузкой деталями, лишь внешне декоративными. Быть может, в этом сказывается поспешная реализация очередного замысла. Иногда и простая по форме вещь остаётся «без изюминки» – например, баба-грелка на чайник. Выполненная в фарфоре, она напоминает и мягкие куклы-грелки, и токарные деревянные фигурки.
В 1972 году Л. Азарова создала несколько красивых, очень сложных по форме подсвечников; но их трудно соотнести с искусством Гжели, они построены по иному принципу. Самые сложные декоративные художественные изделия старой Гжели отличались архитектонической ясностью и монолитностью формы.
Роспись многих изделий Л. Азаровой привлекает свободной, быстрой манерой, лёгкими переходами от светлого тона к насыщенному, сочетанием рисунка кистью и пером с крупными живописными пятнами, красивым соотношением с белым фоном. Однако иногда она бывает слишком тяжела, многословна, иногда выглядит не росписью, а закраской, не оставляет свободного фона. Более тщательный отбор произведений А. Азаровой на выставку дал бы возможность лучше представить творчество этого интересного художника.
Своим особым складом отличались работы Н. Квитницкой. В её произведениях, менее броских, чем у Л. Азаровой, пластическое начало преобладает над живописным. Произведения Н. Квитницкой разнообразны: чайные комплекты, декоративные вазы и кувшины, в числе которых предметы с уплощённым корпусом.
Этот характерный тип, восходящий к квасникам XVIII в. и ещё более ранней гончарной посуде, привлекает всех художников. Но, безусловно, собственно скульптура – это область, в которой Н. Квитницкая выражает себя наиболее полно.
Скульптурная группа «На маёвке» – новое произведение художницы. Основываясь на характере пластического обобщения, близком фарфоровому лубку, автору удалось создать образ значительного историко-революционного содержания. В целом удачное декоративное решение этой скульптуры хочется рассматривать как вновь найденное направление, которое, несомненно, получит дальнейшее развитие в творчестве Н. Квитницкой.
Работы 3. Окуловой привлекают своей сочной пластикой, теплотой непосредственного чувства вещи, законченностью формы. Однако, в некоторых предметах пристрастие к «оборочкам», фестончикам и т. п. дополнительным налепам придаёт им излишнюю витиеватость, при общей «аморфности», недостаточно выразительном силуэте и пропорциях. Роспись пока остаётся большей частью иллюстративной. Декоративное решение цвета и связь изображения с предметом не вполне удаются автору.
3. Окулову привлекает создание многофигурных композиций с развитым сюжетом-рассказом, и она ищет свой самостоятельный путь в искусстве. Но художнице необходимо повысить общую культуру рисунка и кистевых приёмов росписи.
Выставка наглядно показала, что современный гжельский фарфор представлен единицами авторов, что на Турыгинском фарфоровом заводе не вырос сильный творческий коллектив, хотя потенциальные возможности для этого были: там работает немало способных людей, в числе которых потомственные гжельские керамисты, создавшие в 1940–1950-е годы, под руководством Н. Бессарабовой, ряд изделий подарочного характера и выразительных композиций декоративной росписи.
Всего четыре работы показала на выставке Т. Дунашова – самобытная мастерица росписи фарфора. Основная причина этого – отсутствие на заводе атмосферы творчества, необходимых условий для проявления способностей работающих там мастериц росписи и других специалистов. На производстве нет постоянно действующей творческой группы, поэтому ежегодные конкурсы на создание новых изделий не дают ощутимых результатов.
На выставке «Фарфор Гжели» не было образцов массового производства. И это не случайно. Из представленных вещей завод тиражирует очень небольшое количество и то наиболее простые. В массовом производстве завод вообще начинает отказываться от ручной росписи в пользу трафарета и по мере увеличения объёма продукции переходит на выпуск не сувенирно-подарочного фарфора, а обыкновенного ширпотреба. Поэтому можно сказать, что творческие поиски художников в настоящее время в значительной степени находятся вне сферы производства.
Техническое качество фарфора требует улучшения. Даже на выставке были показаны некоторые деформированные предметы. Очевидно, в обжиге фарфор «ведёт», и необходимо усовершенствование технологического процесса.
Сопоставление современного фарфора с гжельской керамикой прошлого показывает, что возможности развития художественных традиций далеко не исчерпаны. В частности, ждёт своего решения задача создать наряду с бело-синей гжелью и многоцветную, то есть развитие надглазурной росписи. Здесь есть опасность утратить своеобразие, приблизиться к фарфору других заводов, если не повести работу так же целенаправленно, как с кобальтовой росписью. Некоторые опыты, проведённые в этом направлении художниками Научно-исследовательского института художественной промышленности совместно с коллективом завода в начале 1950-х годов, дали неплохие результаты. Пора вспомнить о них и продолжить поиски, тем более, что в этом очень заинтересовано и производство, так как не во всех печах завода можно обжигать кобальт.
Выставка «Фарфор Гжели» показала интересные пути развития народных художественных традиций в творчестве советских художников и наличие больших, но пока не использованных возможностей.
Выставка показала также, что для развития искусства гжельского фарфора на Турыгинском заводе необходимо уделять больше внимания простым, удобным в производстве образцам массовой продукции высоких художественных достоинств, продолжать совершенствовать и разнообразить свободную кистевую роспись, приобщать к творческой деятельности широкий круг мастеров, систематически выпускать малосерийные художественные произведения преимущественно декоративного назначения.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив