(продолжение)
Как известно, французская королева Мария-Антуанетта была поклонницей всего замысловатого и пышного.
В годы её правления вновь появился фонтанж – высокие прически, но Мария-Антуанетта еще больше усложнила эти прически. И в Европе, и в России во второй половине восемнадцатого века это уже было поистине произведение искусства. Парикмахеры сооружали на головах дам сложнейшие конструкции, высота которых могла достигать более метра. И введенная ею мода распространилась на всю Европу, а затем пришла к нам, и придворные дамы стали подражать этой моде.
Но во Франции вспыхнула французская революция. Мария-Антуанетта в возрасте тридцати семи лет предстала перед судом. Ее обвинили в предательстве интересов страны, зачитали приговор. Прибывший палач побрил ей голову, надел на руки железные оковы, а потом её казнили. Королева держалась достойно, ни один мускул не дрогнул на её лице, держалась по-королевски.
И в моде на прически, которую когда-то ввела Мария-Антуанетта, наступило затишье.
Но модницы и модники впоследствии обратили свое внимание на античные статуи. Наступили на Руси времена Александра Первого. И женская и мужская прически – это было подражание античности.
Мужские прически
Мужчины наконец-то распрощались с париками. Появилась мода на прическу «а-ля Тит» в честь древнеримского императора. Правда Тит был гладко выбрит, а русские аристократы носили бакенбарды, так называемые «фавориты». Особенно ярко подчеркивал эту моду наш писатель Александр Пушкин. У него от природы были курчавые волосы и перед выходом в свет он просто причесывался.
Эпоха романтизма принесла моду на полудлинные волосы. В середине девятнадцатого века появилась у мужчин мода на каре. Особенно эту стрижку полюбили люди искусства – музыканты, художники, писатели. Считается, что основателем моды стал любимец публики, пианист Ференц Лист.
А уже ближе к концу этого века у мужчин появилась новая мода, они стриглись под «а-ля Капуль» - это прямой пробор с короткой челкой и укладкой полукругом по обеим сторонам лица (Капуль - известный французский певец).
В начале двадцатого столетия мужчины-модники стриглись коротко и прилизывали волосы бриллиантином. Отчего они очень блестели. Бриллиантин позволял фиксировать волосы в нужном положении. Эта прическа дополнялась усами, лихо закрученными, либо козлиной бородкой, называемой «эспаньолкой».
Женские прически
В начале девятнадцатого века Россию захватила античная тема. Женские прически тоже копировали античность. Парикмахерские услуги в то время все еще не были доступны каждой женщине. Но завить и уложить волосы в античном стиле с помощью служанки могли и не только аристократки. Правда аристократки украшали свои головы заколками с драгоценными камнями или диадемами, перьями, цветами, гребнями.
В девятнадцатом веке одна из популярных причесок называлась «а-ля Нинон». Волосы на лбу завивались в легкую челку, у висков были крупные локоны, а на затылке шиньон. Женщины уже носили недлинные волосы, которые завивали самым разным образом. Видов кудрей было множество: спиралеобразные и трубчатые, плоские и круглые, ленточные и похожие на стружку.
В первой половине этого века появилась довольно-таки сложная прическа, подражание античности - «узел Аполлона».
Затем женщины частично вернулись к пышности второй половины восемнадцатого века и даже появилась прическа Марии-Антуанетты, но она далеко отличалась от той.
А в принципе в начале двадцатого века ассортимент модных причесок значительно расширился. И даже появились прически для особого случая - «на выход», то есть на различные светские мероприятия. От повседневных причесок они отличались вычурностью, и уже никто их не сохранял в течение нескольких дней. Сходив на мероприятие или в театр, женщины распускали свою прическу.
В девятнадцатом веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.
Историческая справка:
«В магазинах шляп и парикмахерских помещались бюсты античных богов и граждан античной эпохи. В прическах начали подражать античным модам Греции и Рима».
Пришло и такое время в начале двадцатого столетия, когда женщины стали позволять себе короткие стрижки, уход за которыми был минимален. Девушки стали работать, путешествовать, заниматься разными видами спорта. У них не было времени на долгую укладку - так в моду пришли естественность, удобство и простота.
Известный парикмахер России
Закономерно, что существовали модники и модницы, значит находились и парикмахеры, которые их обслуживали. В России довольно-таки долгое время не было своих мастеров-парикмахеров. Были простые цирюльники и прически они создавать не умели. Россию наводнили европейские мастера и наживались на русских аристократах. Кстати они очень ценились и к ним была большая очередь, даже на несколько дней вперед. И естественно европейские мастера не делились своими секретами.
Во второй половине девятнадцатого века наконец-то стали появляться русские мастера-парикмахеры. В принципе они уже ничем не уступали европейским мастерам. Был такой наш парикмахер – Иван Андреев. Он был крепостным, а получив волю, поступил в Москве на обучение к цирюльнику.
После обучения он открыл собственную парикмахерскую, вначале совсем небольшую. Но затем обустроил её на европейский манер с большими зеркалами, удобной мебелью, в ней было чисто и уютно. В одном зале клиенткам мыли волосы и окрашивали, в другом делали прически.
А начале двадцатого века к нему пришла слава. Он победил в конкурсе парикмахеров на всемирной выставке в Париже. Победителей традиционно сажали на «золотой стул» парикмахера, так и Иван Андреев оказался на этом стуле, его даже приподняли на руках и чествовали. С этих пор Андреев стал признанным высоким профессионалом парикмахерского искусства.
Прически Ивана Андреева имели шумный успех, их перерисовали, а рисунки помещали во всех европейских журналах.
Благодарю за прочтение, подписывайтесь, чтобы не потеряться!