Найти тему

ЮАР: главная тема и "боль" страны с гигантским, но нереализованным потенциалом

Те, кто знаком с моими публикациям знают, что я стараюсь акцентировать своё внимание на хорошем, рассказываю о положительных аспектах жизни в Южной Африке, да и в целом стараюсь позитивно смотреть на окружающую действительность. Однако на протяжении всего года, что я живу в этой стране, красной нитью проходят темы апартеида, коррупции и некомпетенции чиновников. Причём по сути, это не три разных темы, а одна большая общая "боль" современной Южно-Африканской Республики.

Случайные знакомые в барах и на концертах, люди, с которыми с которыми я пересекаюсь по работе, наши соотечественники, живущие в Африке не один десяток лет... С кем бы не свела меня жизнь, разговор, в той или иной форме (чаще всего - корректной), сводится к одному: "до чего же чёрные довели страну...". Сама по себе такая постановка вопроса претендует ни на одну статью, где бы можно было попробовать "капнуть чуть глубже", однако, я бы хотел сосредоточить своё внимание на описании проблемы и рассказать какова её главная причина по мнению некоторых граждан страны. Идея написать об этом в своём блоге у меня возникла после прочтения статьи "Медленный и неуклонный упадок Южной Африки" в немецком журнале "Der Spiegel" (сентябрь 2023 года). К ней я ещё буду возвращаться.

— В чем разница между «Титаником» и Южной Африкой?
— По крайней мере, на «Титанике» горели огни, когда он тонул...

Такую шутку из этой статьи я увидел впервые, однако она максимально точно отражает настроение мыслящей части общества. Совокупность причин и негативных факторов разрушают экономику самой мощной страны на Африканском континенте, и сопровождается это мраком из-за "лоадшеддингов" - ежедневных отключений электричества. Давайте обратимся к конкретике, приведу пример из вышеобозначенной статьи.

Сегодня в ЮАР работает 10 автосборочных заводов. Этот сектор является втором по значимости для экономики страны после горнодобывающей промышленности. Тут собирают BAIC, BMW, Ford, Hyundai, Isuzu, Mahindra, Mercedes-Benz, Nissan, Toyota и Volkswagen. Один из самых крупных заводов в Южной Африке имеет Volkswagen. На мой взгляд, Polo, самый распространенны автомобиль в стране. Производство расположено в провинции Восточный Кейп, неподалёку от Порт-Элизабет (ныне Геберхе). Исполнительный директор компании "VW-Africa" Мартина Бьене отмечает, что "автомобильные и железнодорожные пути являются нашей самой большой проблемой". С ней трудно спорить - я сам был свидетелем многокилометровой пробки из траков (грузовых автомобилей) вблизи Ричардс-Бей (второго по величине грузового порта Африки). То есть, автомобили производят, а при их транспортировке и реализации возникают серьёзные логистические трудности. Вы можете представить какую нагрузку испытывают автомобильные дороги при условии, что железнодорожная сеть страны практически уничтожена... Я был шокирован, когда осознал, что страна, держащаяся на своём промышленном капитале, функционирует практически без железнодорожного транспорта! Ну и вторая проблема - это, естественно, отключения электричества. По словам Бьене, из-за перебоев в подаче электроэнергии завод Volkswagen уже потерял восемь дней производства в этом году, что привело к нехватке около 4000 автомобилей!

Я и остатки былой железнодорожной роскоши... КваЗулу-Натал, ЮАР, 2023
Я и остатки былой железнодорожной роскоши... КваЗулу-Натал, ЮАР, 2023
В итоге мы имеем следующую печальную комбинацию: страна делает ставку на промышленность, при этом инфраструктура не только не развивается, а постепенно приходит в негодность из-за отсутствия должного обслуживания и повышения нагрузки на неё, и всё это сопровождается нестабильными поставками электроэнергии. Шутка про «Титаник» становится понятнее...

А как же так получилось, что страна, в которой вот уже без малого 30 лет а) стабильная власть (правящая партия "АНК" руководит страной с 1994 года) и б) главенство демократических принципов, оказалась в такой ситуации?

Респонденты из статьи "Шпигеля", а также те местные, с кем мне удалось обсудить этот вопрос, приходят к одинаковому выводу - наследники Нельсона Манделы, партия АНК, руководствуясь принципом "грабь награбленное!" "это наш бонус за освобождение" (вы нас угнетали в годы апартеида, теперь пришло время нам взять своё) начали безудержно обогащаться на багаже той инфраструктуры и экономической системы, которая досталась им от белых угнетателей. Неизбежно в подобного рода системах широкое развитие получила систематическая коррупция, направленная на обслуживание интересов узкой правящей группы, а также тотальная некомпетентность чиновников, ставшая следствием классического кумовства...

Центр города Дурбан, ЮАР, 2023. Фото автора
Центр города Дурбан, ЮАР, 2023. Фото автора

Что любопытно, так считают не только образованные белые, пожившие при старом режиме со всеми его преимуществами для них, но и существенная часть взрослых чернокожих людей. Я наткнулся на результаты опроса проведенного в 2019 году в одном из столичных муниципалитетов, из которого следует, что на вопрос, была ли жизнь лучше при апартеиде или АНК, 50% чернокожих взрослых старше 40 лет (то есть заставших оба периода) ответили, что их жизнь была лучше при старом режиме, и только 40% ответили, что сейчас.

Вот слова 60-ти летнего чернокожего мужчины из статьи в немецком журнале по этому поводу:

"9910. Раньше я каждый день ездил на работу на этом поезде. Последний ходил тут шесть лет назад...", - с отвращением говорит мужчина, проходя мимо входа на станцию, и язвительно добавляет: "Раньше, когда у власти были белые, у нас была работа, и жизнь была лучше!".
Йоханнесбург, ЮАР, 2023. Фото моей подруги)
Йоханнесбург, ЮАР, 2023. Фото моей подруги)

В следующем году в стране очередные выборы и многие граждане надеются на то, что "АНК" потеряет большинство, и появится шанс на перемены к лучшему, ведь потенциал у стране действительно фантастический даже сейчас, после трёх десятилетий непрерывного упадка. Многие возлагают большие надежды на так называемый "Демократический альянс" - главную оппозиционную партию страны, но это, пожалуй, тема для следующей статьи...

Спасибо за внимание!

__________________________________________________________________________________

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, ставьте лайк, и такие материалы вы будете чаще видеть своей ленте!