Те, кто знаком с моими публикациям знают, что я стараюсь акцентировать своё внимание на хорошем, рассказываю о положительных аспектах жизни в Южной Африке, да и в целом стараюсь позитивно смотреть на окружающую действительность. Однако на протяжении всего года, что я живу в этой стране, красной нитью проходят темы апартеида, коррупции и некомпетенции чиновников. Причём по сути, это не три разных темы, а одна большая общая "боль" современной Южно-Африканской Республики.
Случайные знакомые в барах и на концертах, люди, с которыми с которыми я пересекаюсь по работе, наши соотечественники, живущие в Африке не один десяток лет... С кем бы не свела меня жизнь, разговор, в той или иной форме (чаще всего - корректной), сводится к одному: "до чего же чёрные довели страну...". Сама по себе такая постановка вопроса претендует ни на одну статью, где бы можно было попробовать "капнуть чуть глубже", однако, я бы хотел сосредоточить своё внимание на описании проблемы и рассказать какова её главная причина по мнению некоторых граждан страны. Идея написать об этом в своём блоге у меня возникла после прочтения статьи "Медленный и неуклонный упадок Южной Африки" в немецком журнале "Der Spiegel" (сентябрь 2023 года). К ней я ещё буду возвращаться.
— В чем разница между «Титаником» и Южной Африкой?
— По крайней мере, на «Титанике» горели огни, когда он тонул...
Такую шутку из этой статьи я увидел впервые, однако она максимально точно отражает настроение мыслящей части общества. Совокупность причин и негативных факторов разрушают экономику самой мощной страны на Африканском континенте, и сопровождается это мраком из-за "лоадшеддингов" - ежедневных отключений электричества. Давайте обратимся к конкретике, приведу пример из вышеобозначенной статьи.
Сегодня в ЮАР работает 10 автосборочных заводов. Этот сектор является втором по значимости для экономики страны после горнодобывающей промышленности. Тут собирают BAIC, BMW, Ford, Hyundai, Isuzu, Mahindra, Mercedes-Benz, Nissan, Toyota и Volkswagen. Один из самых крупных заводов в Южной Африке имеет Volkswagen. На мой взгляд, Polo, самый распространенны автомобиль в стране. Производство расположено в провинции Восточный Кейп, неподалёку от Порт-Элизабет (ныне Геберхе). Исполнительный директор компании "VW-Africa" Мартина Бьене отмечает, что "автомобильные и железнодорожные пути являются нашей самой большой проблемой". С ней трудно спорить - я сам был свидетелем многокилометровой пробки из траков (грузовых автомобилей) вблизи Ричардс-Бей (второго по величине грузового порта Африки). То есть, автомобили производят, а при их транспортировке и реализации возникают серьёзные логистические трудности. Вы можете представить какую нагрузку испытывают автомобильные дороги при условии, что железнодорожная сеть страны практически уничтожена... Я был шокирован, когда осознал, что страна, держащаяся на своём промышленном капитале, функционирует практически без железнодорожного транспорта! Ну и вторая проблема - это, естественно, отключения электричества. По словам Бьене, из-за перебоев в подаче электроэнергии завод Volkswagen уже потерял восемь дней производства в этом году, что привело к нехватке около 4000 автомобилей!
В итоге мы имеем следующую печальную комбинацию: страна делает ставку на промышленность, при этом инфраструктура не только не развивается, а постепенно приходит в негодность из-за отсутствия должного обслуживания и повышения нагрузки на неё, и всё это сопровождается нестабильными поставками электроэнергии. Шутка про «Титаник» становится понятнее...
А как же так получилось, что страна, в которой вот уже без малого 30 лет а) стабильная власть (правящая партия "АНК" руководит страной с 1994 года) и б) главенство демократических принципов, оказалась в такой ситуации?
Респонденты из статьи "Шпигеля", а также те местные, с кем мне удалось обсудить этот вопрос, приходят к одинаковому выводу - наследники Нельсона Манделы, партия АНК, руководствуясь принципом "грабь награбленное!" "это наш бонус за освобождение" (вы нас угнетали в годы апартеида, теперь пришло время нам взять своё) начали безудержно обогащаться на багаже той инфраструктуры и экономической системы, которая досталась им от белых угнетателей. Неизбежно в подобного рода системах широкое развитие получила систематическая коррупция, направленная на обслуживание интересов узкой правящей группы, а также тотальная некомпетентность чиновников, ставшая следствием классического кумовства...
Что любопытно, так считают не только образованные белые, пожившие при старом режиме со всеми его преимуществами для них, но и существенная часть взрослых чернокожих людей. Я наткнулся на результаты опроса проведенного в 2019 году в одном из столичных муниципалитетов, из которого следует, что на вопрос, была ли жизнь лучше при апартеиде или АНК, 50% чернокожих взрослых старше 40 лет (то есть заставших оба периода) ответили, что их жизнь была лучше при старом режиме, и только 40% ответили, что сейчас.
Вот слова 60-ти летнего чернокожего мужчины из статьи в немецком журнале по этому поводу:
"9910. Раньше я каждый день ездил на работу на этом поезде. Последний ходил тут шесть лет назад...", - с отвращением говорит мужчина, проходя мимо входа на станцию, и язвительно добавляет: "Раньше, когда у власти были белые, у нас была работа, и жизнь была лучше!".
В следующем году в стране очередные выборы и многие граждане надеются на то, что "АНК" потеряет большинство, и появится шанс на перемены к лучшему, ведь потенциал у стране действительно фантастический даже сейчас, после трёх десятилетий непрерывного упадка. Многие возлагают большие надежды на так называемый "Демократический альянс" - главную оппозиционную партию страны, но это, пожалуй, тема для следующей статьи...
Спасибо за внимание!
__________________________________________________________________________________
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, ставьте лайк, и такие материалы вы будете чаще видеть своей ленте!