Найти в Дзене
Huston Dymaniac

Все страхи Бо > Все, везде и сразу. И вот почему

Дано: два фильма одной студии A24.

  • в одном: азиатские актеры, шутки уровня "американский пирог", незатейливый до оскомины сюжет про семью и мультивселенные,
  • а в другом - оскароносный Хоакин Феникс ("Джокер", "Она", "Мастер"), прекрасный Ари Астер режиссером, ("Солнцестояние", "Реинкарнация") и приключение героя в комплексном удивительном абсурдном мире, порожденном его сознанием.
  • ну и сравнимый бюджет: 25 млн. долларов у ВВС против 35 млн. долларов у ВСБ.

Но Все, везде и сразу берет Оскара и собирает кассу в 139 мильонов, а Все страхи Бо проваливается с 11. Почему так? Мишель Йео из ВВС интересная актриса с приличной кинографией, но так, не напрягаясь, уложить Феникса на обе лопатки?

"...а потом по сценарию, пока его бьют нунчаками из фал**сов, он падает на ан**ную пробку..,"
"...а потом по сценарию, пока его бьют нунчаками из фал**сов, он падает на ан**ную пробку..,"

Мне кажется, есть несложное объяснение: Везде и Сразу - очень понятный и близкий всем текст. Причем он понимается сразу и там нечего объяснять - он входит в мышление уже готовыми конструкциями речи. Происходит моментальный диалог автора со зрителями. А за счет хвалибельного для зрителей посыла: "Ты прекрасен такой, какой ты есть. Не стремись стать атлантом, думай о близких" - происходит моментальное единение всех зрителей: "Ты прекрасен. - И ты прекрасен".


Страхи Бо - фильм непонятный. Это значит, что зритель в общей массе не готов воспринять фильм как болтовню с ним - фильм происходит как монолог режиссера, на его языке, уникальном для этого фильма. Тут нельзя выдавать моментальные реакции на происходящее в фильме - их просто нет готовых, а для генерации своего отношения зрителю еще нужно подумоть и создать новую конструкцию - на языке фильма, разумеется.
Принятые в таких случаях обывательские защитные шаблонные реакции про "кг/ам", и "синие занавески" выглядят неуместными из-за имени студии, актера, режиссера. Обыватель попал в ловушку шаблонов: "синие занавески" вступают в конфликт с другой обывательской стратегией: с привычкой безусловного доверия авторитету. Условный кинозал зрителей не объединяется в катарсирующую или в ненавидящую массу. Мнения противоречивы, а начав спорить о материях фильма легко оказаться неправым.

Сердечки из кактусов или отчаявшийся страшила по дороге в Изумрудный город?
Сердечки из кактусов или отчаявшийся страшила по дороге в Изумрудный город?

ВСБ использует массу других историй - с того же "Джокера", до архитипичной истории героя, но использует их не в качестве уже набившей оскомину поверхностной и коммерческой, привычной всем постмодерниской иронии, а как инструменты своего языка. "Джокер" Феникса здесь - сразу же заявленная оптика. Утопия "Безумного Макса" символисткая реальность, наглая своей реалистичностью. Ирония в духе Кантена Дюпье - вспомните паука в ванной - это и есть ирония в духе Кантена Дюпье. Традиционная история героя, обыгранная в импровизированном лесном театре, сначала работает одновременно в трех планах - тамошней постановки(не случайно актеры-сыновья играют как работники провинциального ТЮЗа); внутреннего мира героя; четвертой стены, растворенной в основной истории фильма - а затем циничнейшим образом разоблачает сама себя. И этих инструментов тут набрано больше, чем может позволить себе среднестатистический мыслительно-речевой аппарат.

Оттуда возникает недоуменное молчание зрителей вместо восторженных (да хоть и негативных) отзывов.

"Это чего было-то все?"
"Это чего было-то все?"

А еще из-за разницы целей произведений: ВВС говорит про Что; ВСБ - про Как, и оба делают это умело. Оттого аккуратно ВВС доносит свой несложный послыл, а ВСБ превращается в замысловатую игрушку - все равно простую в ядре, но переплетенную со множеством украшений и механизмов. Оттого же вы можете прочитать хороших 50 рецензий-трактовок ВСБ, и ни одна из них не будет всеобъемлюща, потому что полное раскрытие всех тайн Бо займет места больше, чем его сценарий.

В ВВС ситуация наоборот, весь смысл, все его "Что" вполне уместится в пару абзацов. ВВС великолепный, но разовый атракцион для кинотеаторов. ВСБ фильм для домашнего просмотра, который надо пересматривать чтобы говорить с ним, мыслить на его языке. А пересматривать 3 часа авторского саркастичного монолога даже через стриминговый сервисы - это сложно.

Мультивселенные в The Matrix стиле
Мультивселенные в The Matrix стиле
  • Чем великолепна "Все, везде и сразу" - очевидно. Это срез нашего мира (нашего обывательского представления о мире, конешно, проекция на плоскость). Его не надо объяснять и никакой новизны обсуждение не даст. Просто снимай этот лекал, пока он не превратиться в жвачку.
  • Чем прекрасны "Все страхи Бо" сказать почти невозможно. Чужой мир. Широченное поле для мыслительной деятельности, с рытвинами, оврагами, лесопосадками и курганами, где в невысказываемом прячется настоящая поэзь.
A24 и недоумевающие киноманы
A24 и недоумевающие киноманы

Грусный постскриптум: из-за кассового провала высокобюджетного авторского кино студия "A24", ответственная за "Солнцестояние", "Маяк", "Нет", "Из машины", "Человек — швейцарский нож", "Экстаз", "Убийство священного оленя" и прочее, прочее - планирует сократить количество авторских фильмов и больше внимания будет уделять «коммерческими картинами»