Эта осень принесла целый букет проблем для сельскохозяйственных производителей в России. Помимо низких цен на зерно, подорожавшего топливо и растущих экспортных пошлин, неожиданно появилась и непростая ситуация с логистикой. "Русагротранс" прогнозирует, что объем перевозок в зерновозах достигнет 29 миллионов тонн.
Все началось с резкого увеличения объемов перевозок сельскохозяйственных грузов, установив абсолютный рекорд за последние 11 лет. Однако это привело к перегрузке и замедлению доставки зерна в порты. Эта проблема связана с изменением направления экспорта, когда поставщики отошли от Европы, устремились к Китаю и странам Ближнего Востока.
При этом стоимость аренды зерновозов резко возросла. По требованию операторов Информационного центра, после начала уборки стоимость аренды зерновоза увеличилась на 4 000 рублей, а в сентябре она выросла еще на 25%. Собственные зерновозы теперь стоят дороже 7 миллионов рублей за вагон.
Сибирские аграрии оказались в особенно сложной ситуации. Дорогие тарифы на железнодорожную перевозку зерна из Сибири до портов стали проблемой. В августе тариф до порта Высоцкий составил 4 000 рублей за тонну, а теперь это уже почти 8 000 рублей. Это осложняет экспорт сибирского зерна, несмотря на его большой спрос на рынке Китая.
И даже автоперевозки не ушли от подорожания. По сравнению с 2022 годом стоимость автоперевозок выросла на 30%. Это связано с сокращением числа перевозчиков и ростом цен на топливо, что приводит к затратам на содержание и приобретение новых грузовых автомобилей. Теперь средний тариф составляет около 25-30 рублей за километр, что означает, что перевозка зерна, например, из Тюмени в Новосибирск обойдется в 32 тысячи рублей.
Что же делать аграриям, чтобы не разориться на логистике? Ожидать скорого улучшения ситуации на железнодорожной сети не стоит. Нехватка локомотивов, зерновозов и высокая загруженность железных дорог продолжают оказывать негативное воздействие на рынок. Кроме того, накопление зерна на складах снижает его цену.
Одна из перспективных областей может стать переработкой зерна. Большая часть собранной пшеницы относится к продовольственной категории и может успешно превращаться в муку. В России достаточно мощностей для переработки, но важно соблюдать упаковку и требования перевозки. Продажа переработанного зерна не облагается пошлиной и может стать хорошей прибылью в нынешней ситуации.