Найти в Дзене
НУАР-NOIR

Почему всё-таки VHS-кассета – это зло?

-2

Мы не про конкретный носитель информации, а про ставшую бесконечной эпопею З/Л/О, которая была начата в 2012 году и недавно продолжилась очередной частью (седьмой, если не ошибаюсь, по счету), а именно «З/Л/О 85». «Предикат» означает, что действие разворачивается в 1985 году.

Но вернемся к общему названию, которое в оригинале вовсе не «эвил», а VSH, что вообще не напоминает ни одну из производных «зла». А потому что это аббревиатура от «видео-хоррор-шорт», то есть видео короткометражки с пугающим сюжетом.

Возникал проект как типичная «жуткая антология», однако по мере развития несколько поменял структуру. Он стала наиболее ярким выражением, едва ли не апогеем, мокьюментари в поджанре «найденная кассета», что в переводе на русский означает: псевдо-документальное видео.

Надо сказать, что дрожащая камера и никудышная режиссура, что является «уловкой», а вовсе не замыслом иных аналогичных проектов, уже изрядно утомили. А потому «З/Л/О 85» я принимался смотреть с некоторой опаской.

И по итогу просмотра отдельных режиссеров надо похвалить и даже очень. В особенности создателей невольной дилогии, составленной из эпизодов про «Озеро Эвик» и «Обряды семерых». Просто отлично! И на уровне задумки, и на уровне реализации.

Начнем с того, что создатели этих двух короткометражек фактически воссоздали 1985 год: быт, одежду, манеры общения, множественные элементы. Затем создали интересную историю. А потом всё категорически «испортили» записью на плохенькую кассету, кои были в ходу в указное время в любительской среде.

Кадр из фильма «З/Л/О 85»
Кадр из фильма «З/Л/О 85»

Представляете, какое для этого нужно мужество! Опять же эпизоды хотя и раскиданы в сборнике «по разные стороны хронометража», но всё-таки неожиданным образом связаны между собой. Это я понял, когда в действии внезапно повторно появился красный водяной пистолетик (опять же образца 1985 года).

Поначалу вам говорится о «туристической трагедии» в стиле «Райского озера», когда неизвестный расправляется с отдыхающими. Вылетающая от выстрела из винтовки челюсть у одной девицы – и вовсе достойна похвалы за спецэффекты.

Кадр из фильма «З/Л/О 85»
Кадр из фильма «З/Л/О 85»

И вовсе неожиданный ход с поднимающимися трупами. Вы первым делом подумаете, что на «кассете» запечатлена инсценировка. Как бы не так!!! Для трупов это тоже сюрприз. И втройне сюрприз, когда история внезапно продолжается после длительного перерыва. Браво! А то уже боялся, что меня оставят без внятных ответов на очень насущные вопросы. Мол, додумайте сами.

Кадр из фильма «З/Л/О 85»
Кадр из фильма «З/Л/О 85»

А вот эпизод «Смертельные сны» ставит перед создателями всех последующих «найденных кассет» вопрос об освоении основ именно театральной режиссуры, так как приемы, присущие для кино (смена планов и т.д.) выглядят, по меньшей мере, странно. Хотя в указном случае есть некое оправдание, мол, мы не виноваты, что таков был сон. Оправдание принято.

Кадр из фильма «З/Л/О 85»
Кадр из фильма «З/Л/О 85»

Сюжет опять же достоин вполне полноценного фильма. Полиция получает кассеты с запечатленными на них убийствами. В этом сюжетном ходе нет ничего оригинального, если бы не одно обстоятельство: злодеяния совершаются несколько дней спустя после того, как получена кассета. Почти в стиле легендарной «Ломки»: сначала запись, затем злодеяние.