Найти в Дзене
Планета людей

Как Сталин корейцев депортировал.

Оглавление

После заметки о депортации чеченов и ингушей в 1944 году меня спросили "Получается, депортация народов - это про чеченов и ингушей?". На самом деле, не только. И сегодня мы поговорим о другой стороне депортаций.

Депортация

Вообще обычно про депортацию говорят как про что-то негативное. Потому что обычно депортацию обычно определяют как

принудительное перемещение лица или группы лиц в другую местность или другую страну

И вот на это "принудительно" обычно реагируют с точки зрения "свободы и права на выбор" негативно. Надо признать, чаще всего это так и есть. Но иногда принудительное перемещение - это вывоз людей с опасных территорий и спасение их от риска.

Японская буза на Дальнем Востоке

Японцы почти весь XIX век проводили активную экспансию и пытались отжать себе как можно больше земель. В особенности им была важна Корея.

Интересов в Корее было два. Во-первых, Корея очень удобно расположена.

Корея на Банкук.ру. Видите, она позволяет сделать Японское море почти полностью японским, да и часть Желтого моря контролировать
Корея на Банкук.ру. Видите, она позволяет сделать Японское море почти полностью японским, да и часть Желтого моря контролировать
Корея на общей карте Дик.Академик. Мимо Кореи идут все корабли между Азией и Россией
Корея на общей карте Дик.Академик. Мимо Кореи идут все корабли между Азией и Россией

Так что для японцев захват Кореи был возможностью нажиться на контроле торговли и обезопасить себя от сухопутной блокады. А вторая причина - в Корее много железа. А в Японии железа почти нет. А какое есть, на катаны ушло.

И потому с 1876 года Япония Корею взяла под контроль. В 1905 году коалиция стран вместе с Россией попыталась Японию оттуда подвинуть. Чем это для России закончилось, мы помним. В итоге в 1910 году Корея стала полностью японской.

А в 1933 году в Германии пришла к власти одна известная партия во главе с востребованным австрийским живописцем. И к 1937 году эта партия взяла активный курс на военное столкновение. И с Россией в том числе. А японцы, крепко с немцами сдружившиеся и на Дальний Восток засматривающиеся со времен Гражданской войны, тоже начали готовиться. Да, не все знают, что в 1918-1919 годах японцы тоже были в составе интервенции, но им американцы не дали разгуляться. Но тут можно было бы брать реванш и разгуляться.

Такое желание у японцев было. Так, например, по время "Военной тревоги" 1927 года японцы прямым текстом отказались подписывать с СССР договор о ненападении. Не решились, но все же хотели!

Советские корейцы

Корейцы из захваченной страны бежали. И бежали достаточно массово. Особенно этому способствовали действия японцев, которые себя ни в чем не ограничивали.

И если корейцы побогаче могли выехать морем, то основная масса бежала пешком и почти без имущества. Но пешком из Кореи можно бежать только в Китай. Но на юге Китая и без корейцев тесно - как раз все китайцы на юго-востоке и сгрудились. Поэтому ближе всего бежать было в северо-восточный Китай. То есть в Манчжурию, которая в то время была российской.

Так и получилось, что корейцы на русском Дальнем Востоке оказались. Причем корейцы в регионе шикарно ассимилировались. Если китайцы обычно оставались подданными Поднебесной, селились чайна-таунами и не очень хотели пахать, то корейцы готовы были работать на любых работах, крестились в православие. И да, корейцы активно поддержали советский строй - до 20% мужчин были добровольцами в Красной армии и партизанских красных отрядах.

Так что к середине 1930-х годов на Дальнем Востоке было порядка 40 тысяч совершенно лояльных и здорово ассимилированных корейцев. Наверное, самые крутые мигранты, за всю историю нашей страны - среди них были и сильные ученые - такие, как почетный профессор МГУ Михаил Пак и один из разработчиков советских компьютеров Александр Ким. Были и гениальные деятели искусств - Юлий Ким, Виктор Цой, Илья Тё. И спортсмены - олимпийские чемпионы Виктор Ан, Нелли Ким. Костя Цзю, да. Несколько сотен корейцев добились высоких результатов в повседневной жизни - зафиксировано 206 Геров соцтруда.

Самый известный советский кореец. Архивное фото из интернетов
Самый известный советский кореец. Архивное фото из интернетов

Но вот незадача. Крайне обострились отношения СССР с Японией. Мы готовились к войне, Япония вела себя крайне агрессивно. И возникла проблема безопасности страны. Большинство людей не отличит корейца от японца. И поэтому приезжает японский шпион, но по документам он как будто кореец (да не жалко сделать ему и корейский паспорт от японской-то администрации). И что, шерстить законопослушных лояльных корейцев, чтобы найти гада?

А родственные связи тоже никуда не деваются. Приезжает к добропорядочному советскому корейцу неэмигрировавший брат. Или дядя. Прямо из оккупированной Японии. Может он начать склонять к сотрудничеству и шпионажу? Может в итоге склонить? А как проверить?

Вот и получается такая неприятная картина - хорошие правильные корейцы оказываются на Дальнем Востоке в группе риска. Японцы точно будут пробовать через них, маскируясь под них, внедрять шпионов и диверсантов.

Что делать?

Поэтому в 1937 году принимается решение, которое выводит корейцев из-под удара. Если корейцы живут не на границе, то все хорошо. Значит, надо передвинуть их, вывезти в края, которые от Японии подальше. Но это не наказание, поэтому переселить их надо в края не холодные, туда, где можно их нормально обустроить и прокормить. Но так как намечается война, везти их в районы риска не стоит. И поэтому были выбраны малозаселенные относительно теплые и относительно близкие Казахстан и Киргизия.

Важно отметить, что это переселение не было наказанием. Некоторые антисоветчики приравнивают переселение корейцев к переселению чеченцев или крымских татар. Потому что формально это было похоже. Однако в случае с корейцами речь шла именно о блокировке японских усилий. Поэтому корейцев перемещали не как другие народы - их перемещали в максимально комфортной среде, сохраняя их от серьезных потрясений, насколько это было возможно.

При этом перемещались не все корейцы со всей страны, нет!

Предложить Дальневосточному крайкому, крайисполкому и УНКВД Дальневосточного края выселить все корейское население пограничных районов ДВК: Посьетского, Молотовского, Гродековского, Ханкайского, Хорольского, Черниговского, Спасского, Шмаковского, Постышевского, Бикинского, Вяземского, Хабаровского, Суйфунского, Кировского, Калининского, Лазо, Свободненского, Благовещенского, Тамбовского, Михайловского, Архаринского, Сталинского и Блюхерово и переселить в Южно-Казахстанскую область в районы Аральского моря и Балхаша и Узбекскую ССР.
п.1 постановления Совнаркома и ЦК ВКП(б)

То есть корейцы из, скажем, Владимира, Магадана или Челябинска никуда не ехали! Речь касалась только приграничных районов Дальнего Востока! ДВК - это ДальнеВосточный Край. Да, при этом были ситуации сезонщиков и вахтовиков - например, когда корейцы из Хабаровска могли поехать с рыболовецкой артелью на несколько недель или даже месяцев. В итоге получалось так, что "приграничный" кореец прямо сейчас находится за пределами региона, но потом будет переброшен в Казахстан.

Однако из других регионов корейцев не перекидывали. Вот, например, Максим Ким как был профессором в Москве, так им и остался, только перебрался в 1948 году в особый институт при ЦК. Но в целом корейцы жили довольно компактно, поэтому почти все они под программу переселения попали. И да, были случаи, когда кореец уехал жить и работать в другие регионы, но когда переселяли всю семью, он иногда присоединялся к ним. Но целью это не было.

Хотя, конечно, корейцы жили довольно тесными и сплоченными группами, поэтому немало корейцев в итоге приехало к перемещенным родным. Возможно, при этом были и те, кто вызывал сомнения и был перемещен дополнительно, но это были единичные, немассовые случаи.

К тому же, в отличие от чеченов, которых убирали с привычных мест как пособников, корейцев переселяли максимально мягко:

Представьте соображения возможности переброски Каз.ССР и Уз.ССР редакций и типографий корейских газет, издательств и учебных заведений.
Из распоряжения Ежова начальнику Дальневосточного НКВД Люшкову

Ну то есть перевозились не просто люди - перекидывалось имущество школ, редакции газет, типографское оборудование, чтобы корейцы могли сохранить свою культуру, привычную жизнь.

Старт был дан в августе, завершен переезд к ноябрю.

Трудности перевода

Разумеется, организовать переезд десятков тысяч человек, тысяч семей совсем уж без накладок невозможно. Понятно, что при всей лояльности корейцев столь массовый и скорый переезд вызывал и недовольство, и отдельные случаи сопротивления. Понятно, что при всем обеспечении на местах у кого-то остались любимые вещи, кто-то не успел сунуть в чемодан семейную фотографию, кто-то оторвался от друзей, и всё это вызывало дискомфорт.

Да, на новом месте были некоторые сложности. Так, есть упоминания, что в первый год погибло много малышей - точных данных нет, а информация в источниках разнится от "трети новорожденных" до "трети всех корейцев". Есть упоминания, что корейцев вроде бы не всех довезли до тех сел, в которых их планировалось размещать, и потому они зимовали чуть не в поле - хотя корейцев было около 170 тысяч, это масштаб небольшого города, так что вероятнее всего, речь о том, что не всех успели разместить в запланированных селах. Семьи снабдили всем необходимым, но адаптация и ассимиляция на новом месте заняли несколько лет.

Уже к 1940 году в полной мере корейцы адаптировались к новым условиям. Появились корейские колхозы, заработал переехавший с Дальнего Востока корейский педагогический университет. Возвращаться назад корейцам было нельзя, но расселение в рамках региона не запрещалось - немало корейцев переезжали в Таджикистан, в южные регионы России. Не было ограничений на обучение корейскому языку, на занятие руководящих должностей. Правда, и на Дальнем Востоке корейцы вполне нормально ассимилировались, свободно говорили на русском языке.

Если поинтересоваться биографией известных корейцев, то будет очевидно - депортация никак не повлияла на отношение властей. Так, например, дед самого известного корейца нашей страны Цой Сын Дюр (он же Максим Максимович Цой), депортированный в Казахстан, уже во время войны стал контрразведчиком НКВД, дослужился до майора КГБ. Его сын (по воспоминаниям плохо говоривший по-русски до поступления) Цой Тор Ен, или Роберт Максимович, приехал поступать из Казахстана в Ленинград. Так что Виктор Робертович Цой родился уже в Ленинграде. Отец Кости Цзю жил и работал в Свердловске, инженером на металлургическом заводе. Семья основательницы Wildberries Татьяны Ким (в замужестве Бакальчук) жила в Подмосковье - инженер и учительница. Дедушка Аниты Цой после депортации стал председателем колхоза и отправил дочку, маму Аниты учиться в МГУ, где та стала кандидатом химических наук. То есть никаких препятствий на продвижение не было - нужно было только держаться подальше от района напряженности, то есть от Дальнего Востока. Не было никаких запретов на поддержание корейского языка или корейской культуры, но ассимиляция, продолжавшаяся больше 30 лет, привела к тому, что корейцы перешли на русский язык.

С распадом СССР запрет перестал быть актуальным, и корейцы занялись переездом - кто на ДВ, кто просто в Россию. Интересно, что часть корейцев решила переехать из Узбекистана в Казахстан к родне.

----
Если вам интересно происходящее на канале, подписывайтесь, ставьте лайки и пишите комментарии!