Зима уже совсем близко. И если у вас нет подходящего комплекта зимних шин для автомобиля, то самое время задуматься о том, как выбрать зимнюю резину. Узнаем, какую зимнюю резину выбрать в 2023 году. Что представляют собой шипованные или фрикционные шины, почему в России их называют «липучками», на что необходимо обращать внимание при покупке и когда пора ехать на шиномонтаж?
Когда меняют колеса на зиму
Самая главная ошибка водителей — это тянуть до последнего момента, прежде чем озадачиться вопросом, как выбрать зимнюю резину. В итоге, когда выпадает первый снег, а дороги покрываются тонкой коркой льда, автомобили россиян по-прежнему остаются обуты в резину, предназначенную для передвижения в теплое время года. А такие шины в силу своих конструктивных особенностей не способны обеспечить надежное сцепление со снегом и льдом — они созданы для езды по асфальту и эффективны при температуре более +5 градусов. А если становится холоднее, то резиновая смесь начинает «дубеть». И сцепление шины ухудшается.
Традиционно эксперты просят менять водителей шины в том случае, если среднесуточная температура воздуха становится ниже плюс 5–7 градусов. Как правило, переход через эту отметку говорит о том, что возврата к теплой погоде уже не будет. Разумеется, речь в данном случае не идет о южных регионах, где снег может вообще не выпадать в течение зимы. Ну а если вы житель одного из северных регионов, то, возможно, шины стоит поменять и раньше.
Допустимо ли зимой ездить на летней резине?
Прежде чем озадачиться вопросом, какую зимнюю резину выбрать, неопытные автолюбители пытаются узнать, можно ли выезжать в зимнее время года на летней резине? Ответ — нет.
Согласно законодательству РФ (техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011), легковые автомобили и легкий коммерческий транспорт обязаны на протяжении календарной зимы иметь зимние или так называемые всесезонные шины. Речь идет о временном отрезке между 1 декабря и последним днем февраля (то есть формально 1 марта допускается выехать на летней резине).
Кстати, запрещена езда не только на летних шинах в холодное время года, но и наоборот. Правда, в теплое время года — с первого и до последнего дня лета — не разрешается эксплуатация только шипованной зимней резины. А вот на нешипованных или всесезонных можно ездить круглый год (хотя делать так настоятельно не рекомендуется).
При этом за передвижение на автомобиле с «неправильными» шинами положен штраф. Согласно статье 12.5 КоАП РФ «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена...», за езду на автомобиле, «обутом» в резину не по сезону, сотрудник ГИБДД может назначить штраф в размере 500 руб. (как вариант — вынести предупреждение).
Штраф в таком же размере положен и тогда, когда транспортное средство «обуто» в изношенные шины, если на одной оси надеты разноразмерные шины или с отличающимся рисунком протектора и пр.
Какую глубину протектора для зимней резины лучше выбрать
Другая важная характеристика зимней резины — глубина протектора, которая варьируется в зависимости от типа шины. Но какую глубину протектора для зимней резины лучше выбрать?
Пункт 5.5 российских ПДД запрещает движение на автомобиле с зимними шинами, глубина протектора которых составляет менее 4 мм (летние шины могут иметь остаточную глубину протектора 1,6 мм). Однако есть нюанс, про который знают не все: формальный запрет на использование зимних шин с остаточной глубиной протектора менее 4 мм справедлив только в том случае, если производится «эксплуатация на указанном покрытии» (а именно: на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии). Если шина уже «лысая», то гаишник может назначить штраф 500 руб.
Измерить остаточную глубину протектора можно при помощи специального прибора-измерителя. Или воспользоваться просто спичкой и линейкой.
Однако в настоящий момент в подавляющем большинстве случаев ничего и измерять не нужно — современные зимние шины имеют специальные индикаторы износа, которые показывают, что шину пора менять. Как правило, в случае зимних шин эти индикаторы представляют собой изображения снежинок, цифры, световые отметки и прочие сигналы, которые проявляются (или стираются) по мере износа шин.
Если перед нами шипованные колеса, то помимо остаточной глубины протектора или индикаторов износа внимание стоит обращать еще и на состояние и количество шипов. Если шипы шатаются в своих посадочных местах, то они уже не выполняют своей функции и не могут эффективно вгрызаться в лед и плотный снег. Ну а если шипы и вовсе выпали, то нужно покупать новый комплект.
Иногда можно прочитать, что при выпадении шипов можно самостоятельно вновь ошиповать колеса. Однако настоятельно не рекомендуем этого делать — рассчитывать на то, что сделанная кустарным образом шина будет иметь такое же сцепление с дорогой, как и заводская, не стоит.
Какую зимнюю резину лучше выбрать: шипы или «липучку»?
Какую зимнюю резину выбрать, каждый опытный водитель решает сам: сегодня можно найти в продаже китайскую, европейскую или резину от других производителей для холодного времени года достойного качества. Однако для тех, кто только сел за руль, помочь в выборе сможет следующая информация.
Шины, которые используются зимой, можно условно разделить на четыре типа.
Шипованные зимние шины
Придуманные финскими инженерами в 1934 году шины стали чрезвычайно популярными в России (а еще их любят в Северной Европе, хотя во многих других странах их эксплуатация запрещена). Шипованные шины можно отличить от всех остальных... правильно, по наличию шипов: в «гражданских» шинах они выступают наружу на 1–1,5 мм, а в гоночных могут и на 4,5 мм.
По правилам, допускается наличие не более 60 шипов на 1 п. м протектора. И, например, колесо 235/60 R18 может иметь максимум 139 шипов. Однако многие производители современных шин вставляют большее количество шипов. Дело в том, что в законе есть лазейка — если шина не изнашивает дорожное полотно в допустимых пределах, то количество шипов не ограничивается. Поэтому многие производители резины в премиальном сегменте оснащают свою продукцию большим количеством шипов.
Благодаря наличию металлических шипов (а их форма может быть разной, иногда в одной шине встречается вообще два вида шипов) шина вгрызается в лед и плотный снег, обеспечивая лучшее сцепление с поверхностью по сравнению с другими типами резины.
Считается, что если вы часто ездите по дорогам, которые покрыты льдом и снегом, то шипованные шины будут лучшим выбором.
Нешипованные шины скандинавского типа
Такие покрышки также созданы для эксплуатации на дорогах с большим количеством снега (но не льда). Такие шины делаются из резины, которая благодаря своим свойствам может «приклеиваться» к снежному покрытию. Отсюда и распространенное народное название — «липучка».
Что лучше: шипы или «липучка»?
10–20 лет назад ответ на этот вопрос был однозначным — более безопасными на снегу являются шипованные шины, а на асфальте выигрывают «липучки». Однако технологии не стоят на месте, и за последние годы производители сделали огромный шаг вперед в создании шин.
И сейчас сложилась ситуация, когда выбирать можно любой тип шины. Хорошие шипованные шины прекрасно ведут себя на асфальте, а нешипованные очень достойно выступают на снегу (причем как на мокрой каше, так и на укатанном покрытии). Мало того, даже на льду «липучки» по своим характеристикам начали приближаться к шипованным шинам.
Как выбрать зимнюю резину в таком случае? Принято считать, что если вы часто ездите по заснеженным загородным дорогам, которые могут покрываться льдом, то лучше выбрать шипованные шины. Ну а при эксплуатации в городе, особенно если дороги постоянно поливают реагентами, можно остановить свой выбор и на нешипованных колесах скандинавского типа (к тому же они тише, чем шипованные).
Нешипованные шины европейского типа
Фрикционные шины (без шипов) бывают двух типов: скандинавского и европейского. В России, как правило, представлены первые. Однако попадаются и нешипованные зимние шины европейского типа.
Такие шины сделаны из резины, которая предназначена для движения по асфальту. Поэтому в России имеет смысл их покупать, только если вы проживаете на юге, где теплая и малоснежная зима.
Всесезонные шины
Предполагается, что на таких шинах можно ездить круглый год — и зимой, и летом. Однако нужно понимать, что всесезонная резина по своим характеристикам проигрывает зимней на снегу или льду, а летней — на сухом или мокром асфальте. Лучше всего избегать таких шин.
Какую нешипованную зимнюю резину выбрать, если шипы вам по каким-то причинам не подходят? Это дело вкуса, опыта и навыков. Чтобы сделать выбор в пользу одного из трех вариантов, лучше попробовать их все и остановиться на том, что удобно именно для вас.
Зимняя резина: выбираем размерность и грузоподъемность «липучки» и шипов
Когда вы определились, какой тип резины вам больше подходит, то можно переходить к следующему вопросу: как выбрать зимнюю резину для конкретного автомобиля? Помимо типа шины (шипы или не шипы) нужно определиться и с размерностью, грузоподъемностью и индексом скорости.
Размерность
Размерность шины определяет производитель автомобиля. Узнать о том, какой размер нужен именно для вашей модели, можно из инструкции по эксплуатации. Кроме того, эта информация нанесена на таблички или наклейки, которые есть на крышке топливного бака, в бардачке, на центральной стойке или в багажнике (место размещения зависит от модели авто).
Как правило, производитель разрешает устанавливать на модель 1–2 типоразмера. Например, данные о типоразмере могут выглядеть следующим образом: 215/65 R16.
215 — указывает на ширину шины, измеряется в миллиметрах.
65 — говорит о высоте шины в процентах от ширины, измеряется в миллиметрах (то есть 215 × 0,65 = 139,75 мм).
R — обозначает, что данная шина радиальной конструкции (слои корда расположены по радиусу или поперек колеса). Есть еще диагональные шины, но для легковых автомобилей их давно не выпускают (сейчас покрышки диагональной конструкции можно встретить только на строительной технике).
16 — шина предназначена для 16-дюймового колесного диска.
Индекс грузоподъемности
Этот показатель имеет большое значение, если перед вами стоит задача — какую зимнюю резину выбрать для кроссовера. Если у вас большой внедорожник, то обращайте внимание и на индекс грузоподъемности. Он идет сразу же за типоразмером.
Например, если вы видите на шине надпись 215/65 R16 102T XL, то индекс грузоподъемности — это цифры 102.
Минимальный индекс грузоподъемности для легковых автомобилей — 62. Максимальный — 125. Для расшифровки индекса грузоподъемности нужны таблицы.
Некоторые основные индексы грузоподъемности:
- индекс 95 — 690 кг;
- 96 — 710 кг;
- 97 — 730 кг;
- 98 — 750 кг;
- 99 — 775 кг;
- 100 — 800 кг;
- 101 — 825 кг;
- 102 — 850 кг;
- 103 — 875 кг;
- 104 — 900 кг;
- 105 — 925 кг;
- 106 — 950 кг;
- 107 — 975 кг;
- 108 — 1000 кг;
- 109 — 1030 кг;
- 110 — 1060 кг;
- 111 — 1090 кг;
- 112 — 1120 кг;
- 113 — 1150 кг;
- 114 — 1180 кг;
- 115 — 1215 кг.
Чтобы подобрать подходящий для вашего автомобиля индекс, нужно нагрузку на шину в килограммах умножить на 4. То есть при индексе 102 требуется 850 × 4 = 3400 кг. Если ваш автомобиль весит меньше, то такая шина подходит.
Индекс скорости
Указан сразу после индекса грузоподъемности, обозначается в латинских буквах. В примере 215/65 R16 102T XL буква Т — это индекс скорости. Он показывает скорость, при которой зимняя шина будет нормально работать. Современные зимние шины имеют индекс скорости, как правило, не ниже R (то есть от 170 км/ч).
Некоторые индексы скорости:
- Q = 160 км/ч;
- R = 170 км/ч;
- S = 180 км/ч;
- T = 190 км/ч;
- H = 210 км/ч;
- V = 240 км/ч;
- W = 270 км/ч;
- Y = 300 км/ч.
Индекс запаса прочности
Если шина может работать с увеличенной нагрузкой (например, она имеет усиленный проволочный каркас), то она имеет надпись Extra Load или буквы XL.
Какое давление должно быть в зимних шинах
Требуемое давление в автомобильных шинах может быть указано в килопаскалях (kPa), фунтах на квадратный дюйм (psi, или pound per square inch) или барах (bar). А в России часто используется еще термин атмосфера.
Проще всего перечитать бары в атмосферы — они практически идентичны: 1 бар = 0,986923 атмосферы. То есть, по сути, между ними нет разницы.
Чтобы перевести килопаскали (kPa) в бары (или атмосферы), нужно от указанной цифры отнять два порядка. То есть 210 kPa = 2,1 bar.
Для перевода psi в бары нужно помнить, что:
- 1 бар = 14,5038 psi;
- 1 psi = 0,0689 бара.
Таким образом, получается, что:
- 2 бара = 29 psi;
- 2,1 бара = 30 psi;
- 2,2 бара = 32 psi;
- 2,3 бара = 33 psi;
- 2,4 бара = 35 psi;
- 2,5 бара = 36 psi.
При накачивании шин необходимо пользоваться рекомендациями автопроизводителя. Данные о давлении можно прочитать на тех же табличках, где указан типоразмер шин (они есть на крышке бензобака, в багажнике, на центральной стойке, в бардачке и пр.).
Важно: измерять давление нужно на улице, а не в теплом гараже. Ведь если в помещении плюс 20, а на улице минус 20, то давление в итоге будет отличаться от 0,4 атмосферы.
Какую зимнюю резину выбрать: отзывы и рекомендации экспертов
Итак, как правильно выбрать зимнюю резину и когда ее менять? Эксперты рекомендуют учесть шесть самых важных пунктов:
- шины надо «переобувать», если среднесуточная температура опускается ниже плюс 5–7 градусов;
- движение по дороге в период календарной зимы на летних шинах запрещено. Штраф — 500 руб;
- остаточная глубина протектора для зимней шины — 4 мм. Если износ больше — надо покупать новую;
- «шипы» или «липучка» — каждый решает сам. Для города подойдут оба типа шин. Для загородных трасс лучше выбрать шипованные шины;
- при выборе шин смотрим на рекомендации производителя по типоразмеру, грузоподъемности и индексу скорости;
- давление в шинах проверяем только на улице.
Читайте также:
Названа цена нового «Москвича 6»: почему дорого стоит, какие комплектации Почему в Москве пробки вечером достигли 10 баллов, какие улицы стоят В России такси подорожало на 44%: причины этого, что будет с ценами дальше Какие сейчас цены на бензин в Москве и Петербурге, что с ними будет дальше Что за массовый сбой у ГИБДД и очереди в МРЭО: как поставить авто на учет
Больше интересных и эксклюзивных новостей — в нашем телеграм-канале