Найти тему
KinoBugle.ru

Самый психологически травмированный ребенок в советской мультипликации

Оглавление
-2

Сказку «Мойдодыр» Корнея Чуковского читают детям уже 100 лет. Она была впервые опубликована в 1923 году. За важным посылом, что нужно умываться по утрам и вечерам, сокрыта семейная драма, которая наносит ребенку непоправимый психологический урон.

В семье нет отца, мать – павшая на дно женщина, а ребенок придумывает себе альтернативную реальность

Большое количество игрушек и упоминания важных предметов быта того времени свидетельствует о том, что семья когда-то жила в достатке
Большое количество игрушек и упоминания важных предметов быта того времени свидетельствует о том, что семья когда-то жила в достатке

Детали и стихотворения, и мультфильма говорят о том, что еще недавно это была в меру обеспеченная семья, где любили своего единственного ребенка. Но в какой-то момент главный кормилец-глава семейства исчез.

Возможно, погиб в свете потрясений, захлестнувших страну в начале XX века. Мать, чтобы как-то прокормить себя и ребенка, вынуждена была податься в древнейшую профессию и принимать клиентов прямо дома. Спасаясь от феноменального ежедневного стресса, у мальчика начинается психическое расстройство – придумывание жизни.

Вы спросите: «Что за бред?»

Но давайте разбираться.

-4

Герой повествования – маленький мальчик лет 6-7, за которым совершенно нет никакого присмотра со стороны взрослых. Где он был и чем занимался в предыдущий день – неизвестно. Но точно можно сказать, что он сильно испачкался и в таком виде лег спать. Ведь когда он просунулся утром, он был «чернее трубочиста»: с грязными руками, ваксой на шее и кляксой под носом. Никто не проконтролировал, чтобы он перед сном помылся и лег в постель чистым.

Выдуманный мир

И сбежали от грязнули и чулки и башмаки. Обратите внимание на три кружки на столе. То есть чай пили мама, сын и кто-то еще
И сбежали от грязнули и чулки и башмаки. Обратите внимание на три кружки на столе. То есть чай пили мама, сын и кто-то еще

Мальчик когда-то знал любовь и заботу, но теперь он предоставлен сам себе.

Никто еду не готовит, на столе - сухомятка. Домашние вещи пришли в настолько небывалое запущение, что ему самому неприятно к ним прикасаться.

-6

Признавать эту суровую реальность он не хочет и обманывает сам себя, создавая в своем воображении мир, где вещи ожили и убежали от него. Учитывая, что он не смог поесть, можно прибавить сюда плохое самочувствие и галлюцинации на фоне голода.

Утюги за сапогами
Сапоги за пирогами.

Беда с мамой

Мойдодыр - это собирательный образ, который мальчик видит в тех мужчинах, которые зачастили к ним домой
Мойдодыр - это собирательный образ, который мальчик видит в тех мужчинах, которые зачастили к ним домой

Дополнительный психологический урон наносят действия матери, которая работает по ночам. Ее клиенты – постоянно меняющиеся мужчины. Сознание мальчика превратило эту вереницу постоянно меняющихся лиц в одно создание – Мойдодыра.

Будоражащий вопрос – почему Мойдодыр появляется именно из спальни?

Обратите внимание, что в спальне нет двери. Только шторы. Следовательно, ребенок, как минимум, может слышать всё, что там происходит
Обратите внимание, что в спальне нет двери. Только шторы. Следовательно, ребенок, как минимум, может слышать всё, что там происходит
Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выступает умывальник
И качает головой.

В доме точно есть ванная комната, но Мойдодыр выходит именно из маминой спальни. На самом деле – это очередной мамин посетитель, который после немного пообщался с ребенком. Детское сознание видит в нем Мойдодыра. В какой-то момент, не выдержав напряжения и гнетущей обстановки, мальчик убегает из дома.

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
-9

Крокодил в данном случае олицетворяет некоего человека, который знает ребенка и которому больно видеть, как малыш беспризорно шастает по улицам. Он уговаривает мальчика вернуться домой.

И здесь происходит самый любопытный момент

«Мойдодыр» 1939 года. Даже больше соответствует описанию автора: «кривоногий и хромой»
«Мойдодыр» 1939 года. Даже больше соответствует описанию автора: «кривоногий и хромой»

Дело в том, что один и тот же режиссер - Иван Иванов-Вано снимал «Мойдодыра» дважды – в 1939 году (черно-белый вариант) и позже - в 1954-м (более известный цветной вариант).

Обратите внимание на слова:

Как пустился он по улице бежать,
Прибежал он к умывальнику опять.

В версии 1939 года мальчик прибегает именно к умывальнику, который стоит отдельно в ванной комнате и совсем не выглядит как оживший сантехнический предмет.

В поздней версии 1954 года мальчик моется в полноценной ванной, которая также находится в отдельном санузле.

-12

По всей видимости, когда ребенок вернулся домой, ему все же уделили внимание: помыли и накормили, что сгладило его восприятие этого сурового дня.

Но он же продолжает видеть Мойдодыра…

-13

Это как раз надежда на то, что в данной семье всё наладится.

Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я.

Возможно, один из маминых гостей испытал к ней нечто большее и оказался готов задержаться в этой семье. Для ребенка он пока еще Мойдодыр, но, может, в скором времени мальчик сможет рассмотреть в нем того, кого однажды можно будет назвать папой.

Да, непростая семейная история, но в отличие от других произведений Чуковского, где

«…в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
"Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?"»...

Или:

«Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки!»

герои «Мойдодыра» хотя бы физически целы, и в целом сюжет, будем считать, со счастливым концом!

Яндекс.Дзен сайта kinobugle.ru

Подпишитесь на наш канал

ЕЩЕ ВАМ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ: