- Не хочу.
- Испугался, что ли? – усмехнулся председатель. – Обычно, к свадьбе невесты пугливыми становятся, а тебе чего бояться? Разволновался? Так не боись, все через это проходят. Привыкнешь, Андрей Игоревич. Семья – это самый важный шаг для человека. Нужный. Ответственный.
Глава 1
Глава 99
Из близстоящих домов выглянули люди, заинтересовавшиеся, кто там глотку дерет с утра пораньше. Маня всхлипнула, глядя на нервного жениха, Галя и Степа молчали, Настя готова была заступиться за сестру, но не сдвинулась с места, Валя осуждающе покачала головой, а Игорь напрягся. Совершив два резких шага к сыну, он также резко треснул ему кулаком в лицо.
- Куда руки тянешь? – взвизгнула Агафья Гавриловна, подскочив к упавшему на снег внуку. – Убить задумал? Да кто тебе дал право кулаками размахивать?
- Я тебе покажу, как мать с отцом на всю деревню позорить, - сказал сердитый отец. – На всю жизнь запомнишь.
- Игорь! – Валя была ошарашена поступком мужа.
Он никогда не бил сына, даже в те моменты, когда тот всякое вытворял в детстве.
- Так нельзя! – Валя подбежала к Игорю и отвела в сторону. – Ты что делаешь? Люди смотрят.
- Подымайся, женишок, и бегом расписываться! - гаркнул отец, сунув руку, которой ударил, в карман пальто. – Устроил тут черт знает что. Хватит дурочку ломать! Я сказал, женишься!
Маня, закусив губу от удовольствия, отвернулась. Как бы Андрейка не ерепенился, все равно будет так, как она задумала. Она медленно поплелась дальше. Андрей поднялся, стряхнул с брюк снег.
- Топай! – отец был зол на него.
Мать тоже слегка рассердилась. Коли был с девкой, будь добр держать ответ перед законом. Для чего сейчас идти на попятную? Будь мужчиной, поступай по-мужски. Валя не подошла к сыну, она держала мужа под руку и иногда косилась на сватов, которые шли рядом. По лицу Галины было видно, как ей не нравится сложившаяся ситуация с ее дочкой. Что ж поделать, если дети рано познали плотский грех? Пусть женятся, а там повзрослеют, остепенятся. Дай бог, чтоб всю жизнь рука об руку прошли, без скандалов и развода. Негоже бросать семью, когда в ней дети имеются.
Валя шла и думала, как было бы здорово, если Андрей с Маней еще деток нарожают. Так хочется полный дом ребятишек, чтобы каждый день по деревянному полу топотали малюсенькие ножки, хочется видеть счастливые глазенки, слышать детский смех.
Раньше Валя ой, как мечтала о большом семействе, а сейчас уже ничего не исправишь. Надо было быть умнее, а не избавляться от беременностей. Первый аборт она сделала сразу, как родился Андрюшка. Не справлялась Валя с капризным малышом, не досыпала, много работала, помощи от мужа и свекрови не допросишься, поэтому решилась на отчаянный шаг, так как вымоталась донельзя. Роды были сложные, а тут вновь пережить подобное? Не-ет. Надо сил набраться, а потом уже второе дите рожать. Вторая беременность случилась, когда муж ноги переломал. Было это зимой, Игорь работал в лесу и на него упало дерево, а, спустя пару недель, Валя узнала, что зачала. За мужем уход нужен, Андрейке всего год, ну куда плодиться? И вновь Валя избавилась от неповинного дитя. Третьего ребенка она потеряла, когда вернулась с поля. В ту пору она не знала о своем щекотливом положении, работала, как все. К вечеру почувствовала боль в животе, а к ночи поняла, в чем дело. Срок был небольшой, но на этот раз Валя плакала. Так плакала, будто рожденного хоронит. Многолетний перерыв вовсю оповещал, что Валя превратилась в пустоцвета.
Несколько лет она надеялась на благополучную беременность, но бог не дал ребенка. Последний выкидыш случился как раз под Новый год, после того, как Валя помогала мужу перетаскивать свежераспиленные пеньки, чтобы заготовить дров. На этот раз ее отвезли в больницу, где и провели чистку без наркоза. И случилось это почти шесть лет назад. До сегодняшнего дня в памяти свежи те страшные ощущения, будто изнутри всю душу вынули, да на куски порезали.
Подходя к сельсовету, Валя смотрела в спины молодоженов и мысленно мечтала, что у Мани роды пройдут, как по маслу, а там они с Андрейкой еще одного малыша сварганят, потом – еще, и еще, и еще… Девка она молодая, крепкая, только пусть здоровье прибавляется, чтобы радовать Валю многочисленными внуками. Только бы не избавлялась от потомства, иначе повторит судьбу Валентины.
Маня и Андрей остановились у двери сельского совета. Обернулись.
- Ну? Чего испугались? Заходите, - строго приказал Игорь Васильевич.
Дети послушно поднялись на крыльцо. Дверь открыл Андрей и вошел первым. Маня опешила. Почему он не пропустил ее? Затем переступила порог. Вторая дверь нараспашку, Андрей успел занырнуть внутрь, не дожидаясь невесты. Маня проследовала за ним. Остальные очистили валенки от снега и поспешили к молодым. За столом сидел Ефим Петрович, дожидался брачующихся. Отвлекшись от чтения газеты, он поднял голову. Улыбнулся.
- Ну-с, приветствую вас, дорогие молодожены.
Оба тихо поздоровались. Позади появились и сопровождающие. Поздоровались с председателем, женщины сели на свободные стулья, мужчины встали у стены. Ефим произнес торжественную речь, попросил обменяться кольцами, открыл толстую тетрадь и протянул ручку.
- А теперь пора ставить подписи.
Маня тут же выхватила ручку и поставила свою корявую подпись. Андрей мешкал.
- Чего застыл? – председатель торопил жениха. – Последний шаг, и ты станешь мужем этой прекрасной девушки.
- Не хочу, - промямлил Андрей и потупил взор.
- Опять двадцать пять! – рявкнул отец, шагнув к парню. – Пиши свою закорючку, хватит нам тут глаза мозолить.
- Не дергай его, - вступилась бабушка. – Хватит над ребенком издеваться.
- Помолчи, мать. Я этому оболтусу и второй глаз отобью, если он не распишется.
- А я-то думаю, с кем он уже успел поцапаться, - сдержал смех Ефим, рассматривая подвспухшую скулу жениха. – Андрей, вы же любите друг друга, верно? Маня тебя ждала, я в этом уверен…
- Зато я не ждал такого поворота, - буркнул парнишка. – Я не хочу жениться.
- Чего так?
- Не хочу.
- Испугался, что ли? – усмехнулся председатель. – Обычно, к свадьбе невесты пугливыми становятся, а тебе чего бояться? Разволновался? Так не боись, все через это проходят. Привыкнешь, Андрей Игоревич. Семья – это самый важный шаг для человека. Нужный. Ответственный. Семья – это ячейка нашего общества, которая помогает расти нашему народу. Если бы никто не женился, то как бы мы отстояли нашу страну перед врагом, а? Ты ж солдат, должен понимать. Пока ты служишь, дома тебя ждут, гордятся тобой. Вот не станет мамки с батькой, кто гордиться будет, а? Правильно, жена и ребенок. Конечно, общество тоже имеет гордость за своего земляка, но… как бы тебе объяснить… Одинокому человеку трудно, понимаешь? А ты теперь не один, вас будет трое!
Подняв глаза на Ефима Петровича, Андрей задумался. Правильные слова говорит председатель. Взяв ручку со стола, парень внимательно посмотрел на своих родителей, потом – на бабушку. Та сидела нахмуренная, ждала, когда внук пойдет на попятную. Но так и не дождалась. Поставил-таки подпись Андрейка, чем и порадовал присутствующих. Получив поздравления от родственников, молодые собрались выходить.
- А теперь за стол! – громко сказала Валя, приглашая председателя в гости.
- Я чуть позже подойду. Обязательно поздравлю свою...
Галя показала глазами, что не стоит раскрывать тайну о родстве. Много лет назад она взяла обещание с отца, что он никому не расскажет о прошлом, и не станет говорить людям о том, что Галя его дочь. Откашлявшись, Ефим вновь поздравил молодых и пообещал зайти.
- Ну что, Галина, Степан! – Валя была безумно рада за сына. – Теперь мы официально стали сватами!
Галя и Валя обнялись. Маня, уставившись на женщин, прищурилась.
- Айда к нам. Скоро гости подойдут, - свекровь поправила платок, застегнула пальто.
- Куда? – Маня сменила тон. – Мы теперь стали мужем и женой, так? – решила уточнить вопрос.
- Да! – ответили родственницы.
- Я теперь подчиняюсь мужу, так?
- Ну… да. Ты перешла от своих матери и отца в наш дом. Теперь мы – твоя семья, - Валя была удивлена.
- Так вот, - поставив руки на бока, Маня гордо задрала нос. – Их, - кивнула на Галю, Степу и сестру, - я не приглашала! И видеть за свадебным столом не желаю.
Глава 100
Спасибо за ваши лайки, репосты и комментарии.