“Плохие парни не играют по правилам, это и делает их плохими. Может, поэтому они и побеждают” (с) Стив Мёрфи
В заставке сериала о том, как Пабло Эскобар строил свою империю, указано, что некоторые имена, персонажи, места и события выдуманы. Хотя, насколько я знаю, сценаристы всё же придерживались максимальной точности в передаче фактов о жизни самого Пабло Эскобара.
В то время, как и Мёрфи (Steve Murphy), и Пенья (Javier Peña) – реальные агенты, и оба выступали консультантами на съёмочной площадке. Пенья был нанят УБН спецагентом в 1984 году, и в связке с Мёрфи они потратили годы на ловлю наркобарона. В 2019 году вышла книга “Охотники на людей. Как мы поймали Пабло Эскобара” (Manhunters: How We Took Down Pablo Escobar, The World's Most Wanted Criminal) Стива Мёрфи, написанная в соавторстве с Пеньей.
Сюжет S1
История охватывает период в десять лет и рассказывается от лица агента Управления по борьбе с наркотиками Стива Мёрфи.
Он начинает рассказ с предыстории, как в Колумбию хлынул поток сырья для производства “изысканного белого порошка” из Чили. Некто Маттео Морено по прозвищу Таракан, выживший после расправы Пеночета над наркодельцами в 1973 году, принимает решение нажиться на продаже наркотиков самолично, посчитав, что выжил он не напрасно. Он прибыл в Колумбию и из трёх вариантов, через кого устраивать сбыт, выбрал Пабло Эскобара.
Знакомство с этим человеком в первом сезоне поставлено блестяще. Зрителю сразу дают понять масштаб личности Эскобара, что говорит он дозированно, исключительно по делу, голос не повышает и не нервничает. С виду скромный спокойный человек, но каждое его выверенное слово внушает понимание, что в нём таится не просто сила, а и реальная угроза. Первый сезон докажет, что сила Эскобара действительно велика – у него есть контакты в Правительстве Колумбии, он зарабатывает 60 миллионов долларов в день, он построил свою собственную тюрьму La Catedral, в которую заключил себя на своих собственных условиях, и даже так он на десять шагов оказался впереди всех.
Сам Мёрфи прибывает из Майами в Боготу в 1982 году. В США тем временем популярностью пользовались лёгкие наркотики – травка – и вот начал поступать поток нового вещества. Американские улицы стали заполняться порошком, и агенту из управления по борьбе с наркотиками потребовалось отправиться в командировку для выяснения причин такого потока и для решения этой проблемы.
Мои впечатления
Рада, что добралась и до сериала “Нарко” – первый из трёх сезонов готов к осмыслению. Мне хотелось открыть ещё одну роль Педро Паскаля (агент УБН Хавьер Пенья), при том, что урывками видела фото и gif-ы на Pinterest и нарезки на YouTube, созданные на основе его образа и создававшие впечатление его масштабного там присутствия, но, оказалось, она у него тут совсем небольшая.
В титрах его имя стоит на третьем месте после Вагнера Моуры (Wagner Moura) и Бойда Холбрука (Boyd Holbrook), но по экранному времени походит на эпизодическую. Вся его роль в истории заключается в плодотворном общении с информаторами, сотрудничестве с вражеской стороной во имя достижения благой цели (уговор с Пачо Эррерой, лидером картеля Кали) и в подаче разумных рекомендаций для поимки лидеров наркокартеля Медельин.
Спорить не стану, роль всё равно интересная – сыграл он её прекрасно – и, поскольку сезон закончился на напряжённой ноте (прямо-таки на самом интересном), когда Пабло Эскобар сбежал из тюрьмы La Catedral и объявил войну Правительству, у Хавьера Пеньи и Стива Мёрфи начнётся новая глава в его поимке, похоже, именно в их руки перейдёт управление (я лишь предполагаю), то, возможно, и персонажу Паскаля дадут больше экранного времени и биографических черт.
Из первого сезона стало ясно только то, что он одинок по собственному желанию (в e5 "Впереди будущее" (There Will Be a Future) он рассказал Мёрфи, что сбежал буквально от алтаря, и оправдывает себя тем, что его жена не смогла бы стать с ним счастливой, потому что он постоянно на службе и вроде как не создан для семейной жизни, как Мёрфи, например), он спит с информаторами-девушками, он смекалистый и расторопный, всегда готов броситься в бой. У него нет препятствий для полного погружения в опасное расследование (у Мёрфи такие стопоры имеются по крайней мере большую часть сезона), и скорее всего ему так дорог адреналин от охоты за преступниками, что он не хочет снижать его выплеск присутствием близкого человека, за кого он должен был бы нести ответственность.
И есть ещё одна черта в этой роли, которая выделяет её из последующих, которые он получит позже, – это момент, когда к нему ещё не прилип ярлык “папочка”. Это зародилось во время сериала “Мандалорец” (с 2019 года, The Mandalorian), и было активно развито после триумфально принятого сериала “Одни из нас” (с 2023 года, The Last of Us), где герой Паскаля Джоэл Миллер самоотверженно заботился о девочке Элли, а в экстравагантной драматической короткометражке Педро Альмодовара “Странный образ жизни” (2023, Extraña forma de vida) его Сильва предпринимает попытки защитить своего сына. То есть реального отца сыграл.
В этом сезоне главными звёздами стали Вагнер Моура (исполнил роль Пабло Эскобара), Бойд Холбрук (исполнил роль американского агента УБН в Колумбии Стива Мёрфи) и Морис Комт (Maurice Compte, исполнил роль руководителя поискового отряда УБН полковника Орасио Каррильо). Именно в таком порядке. История в первом сезоне посвящена развитию деятельности легендарного контрабандиста, террориста и наркобарона Пабло Эскобара, купившего всю Колумбию, и тому, как образовался наркокартель Медельин (Cártel de Medellín). Повествование ведётся от лица Мёрфи, а полковник Каррильо, злейший враг Эскобара, стал символом тех, кто устоял перед его серебром, не ослеп, услышав его звон.
Любопытно то, что персонаж Орасио Каррильо вымышленный (его прописали по образу офицера полиции Хайме Рамиресу Гомесу). Потрясающий образ получился, даже обидно, что такой человек не существует на самом деле. Вся заслуга в таком отображении чести и долга принадлежит актёрским навыкам Мориса Комта.
Есть здесь и женский вымышленный персонаж. Это Джуди Монкада (её образ создали на основе Долли Монкады, жены Герардо “Кико” Монкада; она в реальности находится под программой защиты свидетелей, потому логично, что её образ был изменён), жена одного из лидеров медельинского картеля, которая бросила вызов Эскобару, фактически перешла на личность, возмутившись, что хозяин переборщил с налогом за работу на него. Этим штрихом в сюжете показали, что в подавляющем потоке послушных были и те, кто осмеливался перечить Эскобару на равных – Каррильо и Монкада.
***
В сюжете, раскручивающемся во Вселенной DC, когда Брюс Уэйн, услышав вопрос: “В чём твоя суперсила?”, отвечает: “Я богат”, это звучит пафосно и метко. И для комикса это очень уместно, потому что выдуманный супергерой должен быть таким – нереальным, сказочным и интересным. Он создаёт иллюзию, что где-то за пределами нарисованной вселенной – в реальном мире – есть шанс, что дерзкие мечты исполнятся. У нарисованного персонажа должна быть способность вдохновлять, чтобы компенсировать то, что он не существует в реальной жизни.
Оказывается, в реальности был человек, нереальный в прямом и философском смыслах. Пабло Эмилио Эскобар Гавирия (Pablo Emilio Escobar Gaviria, полное имя, которое за сезон произносилось много раз с гордостью, как бы подчёркивающее самодовольство, самоуверенность и собственное всевластие) – вот тот человек в реальном мире, кто обладал этой суперсилой, как Брюс Уэйн из нарисованной Вселенной. Пабло Эскобара никто не рисовал в студии, никто не продумывал, какого цвета должен быть его костюм и какими особенностями наделить его личность, чтобы люди к нему потянулись. В 80-е гг он был в рейтинге журнала Forbes как один из самых богатых людей в мире, и его картель поставлял 80% контрабандного кокаина в США (после смерти Эскобара лидером наркооборота стал Картель Кали – с 90%).
Этот человек превзошёл даже Дарта Вейдера и лорда Волан-де-Морта вместе взятых. Эскобар сумел собрать вокруг себя всю Колумбию, собрать свою армию и удержать рядом с собой. Потому что у него была суперсила Брюса Уэйна и аргумент, всегда работающий без отказа: “Серебро или свинец?”
Даже тогда, когда он потерпел неудачу с началом политической карьеры, когда “сдался” Правительству и даже после побега, образ Эскобара-героя в глазах простых людей не изменился. В своём родном городе Медельине он заработал для себя статус местного Робин Гуда, потому что раздавал жителям деньги, не брезговал общением с простыми людьми, открыто рассказывал о своём происхождении. Более того, он показывал себя прекрасным семьянином, и это вызывало к нему ещё большую симпатию. Раздавая деньги бедным, он транслировал своё геройство и одновременно насмехался над колумбийским Правительством, которое не было таким же щедрым со своими гражданами.
Пабло Эскобар всегда использует ситуацию в своих интересах. В е10 "Отчаяние" (Despegue), когда его пытались загнать в угол, его, находящегося в тюрьме, пусть даже и своей, сподручные были готовы тут же направить всю свою агрессию против Правительства, но и в этой ситуации наркобарон остался собран: “Иногда нужно сражаться, а иногда нужно включать мозги”. Он берёт в заложники ближайшего помощника Президента Колумбии – вице-министра юстиции Эдуардо Сандовала. Захват Сандовала вынуждает Президента отдать приказ о нападении военных на тюрьму, и это становится удобным моментом для побега. Эскобар и его люди скрываются через тоннели под зданием.
Бразильский актёр Вагнер Моура отлично справился с ролью Эскобара. Этот наркобарон является прекрасным примером двойственности человеческой натуры. За его спиной всегда тянулась широчайшая река крови и трупов, он часто проявлял полнейшее отсутствие человечности и жёсткая верность деньгам и своему бизнесу. Но парадокс его личности в обаянии. В открывающих титрах показана хроника с реальным Пабло Эскобаром, и это невозможно отрицать – он был очень обаятельным человеком, это выражалось не только внешне, но и шло изнутри. Вагнер Моура поймал эту черту, развил её и сохранил. В самые жёсткие моменты, когда его герой направлял пистолет на человека или забивал бильярдным кием Кико Монкаду, это противоречие не испарялось. Переживания Эскобар прятал очень глубоко внутри себя, никому нельзя было их видеть и обсуждать. “Плохие парни не играют по правилам, это и делает их плохими. Может, поэтому они и побеждают,” – говорил голос Стива Мёрфи за кадром. И Пабло Эскобар точно соответствует этой характеристике.