Ребенок появляется на свет и ему нужно как-то сориентироваться в этом мире.
Он учится жить.
Пишет сценарий своей жизни - как ответ на вопрос "как мне выжить в этом мире среди этих людей".
Как ребенок это делает?
На опыте.
1. Собственный опыт отношений - взаимодействие с родителями или с теми кто их заменяет
2. Опыт наблюдения за окружающими: как они общаются между собой, какие отношения между ними
Сценарий призван помочь - через него ребенок адаптируется к тем условиям, в которые попал.
Но когда ребенок вырастает, этот же сценарий может мешать и ограничивать:
- Я не чувствую свои чувства. Прячу их от других. И от себя тоже прячу. И получается что живу лишь наполовину.
- Я неконфликтный и безотказный. Таким образом я избегаю проблем. Но мне все садятся на шею и мной пользуются.
- Я должен оправдать их ожидания. Тогда меня будут любить, ценить и принимать. Но тащить на себе груз чужих ожиданий уже невыносимо.
Таких примеров множество.
Боб и Мери Гулдинги систематизировали это в теорию тупиков.
Я с первого взгляда влюбилась в эту теорию и продолжаю любить ее до сих пор.
Настолько, что написала цикл статей о родительских посланиях и ранних детских решениях. А потом сделала книгу на основе этого материала.
Завтра (пятница 13 октября, очень символичная дата) я проведу онлайн-презентацию своей книги "Как определить глубинные причины своих проблем и изменить сценарий жизни".
Встречаемся в Ютуб завтра в 18.30 мск
Если есть вопросы про сценарий жизни, родительские послания и тупики - пишите в комментариях. Что успеем, обсудим завтра. Что не успеем завтра - продолжим в блоге.
Как относитесь к цифре 13 ?