Найти в Дзене
МОРФЛОТ

Смертельный бой п/х «Уэлен»: силы были не равны, но торговое судно вышло победителем из схватки с подлодкой. Беспрецедентный случай!

Источник фото: Исторический фонд ДВМП 
Фото размещено в материале: https://www.dv.kp.ru/daily/27493.5/4752508/
Источник фото: Исторический фонд ДВМП Фото размещено в материале: https://www.dv.kp.ru/daily/27493.5/4752508/

2 сентября 1945 года закончилась Вторая мировая война, а вместе с тем и вооруженный конфликт между СССР и Японией, известный в истории как советско-японская война 1945 года. Созванный странами-победителями Международный военный трибунал для Дальнего Востока начался в Токио в мае 1946 года и длился в течении двух с половиной лет. Японских военных преступников судили одиннадцать государств: СССР, США, Китай, Великобритания, Австралия, Канада, Франция, Нидерланды, Новая Зеландия, Индия и Филиппины.

В обвинительном акте было сформулировано 55 пунктов, и раздел одного из них назывался «Препятствия, чинимые японцами советскому судоходству». Он гласил: «Обвинение утверждает и предоставленные доказательства подтверждают, что, несмотря на обязательство Японии соблюдать нейтралитет (Пакт о нейтралитете 1941 года, прим. редакции), советские усилия в войне был серьезно ограничены японским препятствием советскому судоходству на Дальнем Востоке. В частности, есть свидетельства, что в Гонконге в 1941 г. советские корабли, стоявшие на якоре, были четко идентифицируемы, но были обстреляны и один потоплен. Что в том же месяце советские суда были потоплены бомбами японских самолетов. Что многие советские суда были незаконно арестованы японскими военно-морскими кораблями, доставлены в японские порты и задержаны на длительный период времени. Наконец, обвиняется, что японцы закрыли Сангарский пролив и вынудили советские суда использовать другие, менее подходящие и более опасные подходы к побережью Дальнего Востока. Заявляется, что все это было сделано, чтобы препятствовать СССР в войне с Германией, в нарушение обязательств Японии по Пакту о нейтралитете и на пути подготовки Японии к войне против СССР». Советский Союз предъявлял претензии Японии по 178 задержанным и восемнадцати потопленным советским судам.

Ярчайшим примером нарушения Японией Пакта о нейтралитете, является военный инцидент с пароходом «Уэлен», произошедший в ночь с 16 на 17 мая 1942 года, когда японская подводная лодка атаковала советское судно в территориальных водах Австралии. Этот случай подробно освещен в военно-исторической литературе, а редакция нашей газеты лично знала двух человек, имевших отношение к п/х «Уэлен»– балтийского капитана Павла Алексеевича Майорова и знаменитого капитана учебного парусника «Кодор» Александра Александровича Аристова. Капитан Майоров пришел на «Уэлен» октябре 1942 года, и работал со знаменитым экипажем, потопившем японскую подводную лодку. А «Сансаныч», как звали его меж собой курсанты, работал на п/х «Уэлен» третьим помощником, и был непосредственным участником боя. Память о войне он хранил все свою жизнь...

В годы Великой Отечественной войны на советских моряков торгового флота возлагались особые задачи по перевозке грузов для различных целей, включая материально-техническое обеспечение советских войск. Такие рейсы были сопряжены с большой опасностью, и не случайно их называли «огненными», поскольку зачастую путь судна пролегал через минные поля и зоны боевых действий, а экипажи подвергались постоянным обстрелам и с воздуха, и с берега. «Уэлен» был одним из торговых судов Дальневосточного морского пароходства, задействованных для военных нужд. «Уэлен» во время войны он курсировал между Владивостоком и портами США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Ирана, перевозя цветные металлы, каучук, автотехнику, муку, сахар, шерсть и взрывчатку. Судно имело некоторое вооружение, но оно не шло ни какое сравнение с арсеналом военного корабля или подводной лодки: на борту имелось около десятка винтовок, два ручных пулемета, и старенькая допотопная трехдюймовая горная пушка образца 1908 г. Пустые барабаны из-под краски были закреплены вдоль бортов, изображая глубинные бомбы. Рейсы были тяжелые– замаскированное судно вынуждено было двигаться без ходовых огней, и полностью сохраняя молчание в эфире. Один из рейсов длился девять месяцев, и пароход уже считался погибшим, но морякам «Уэлена» всегда удавалось избегать смерти.

16 мая 1942 года «Уэлен» под командованием капитана Николая Никитича Малахова следовал в грузу из Новой Зеландии в Ньюкасл, где планировалось пополнить запасы топлива и пресной воды перед переходом в иранский порт Бендер-Шахпур. Пароход шел вдоль австралийского побережья без ходовых огней в условиях плохой видимости. Только-только кончился сильнейших шторм с ливнем, длившийся восемь суток, море было спокойное, и до порта оставалось каких-то тридцать миль.

Капитан Николай Малахов. Фото: Исторический фонд ДВМП 
Фото размещено: https://www.dv.kp.ru/daily/27493.5/4752508/
Капитан Николай Малахов. Фото: Исторический фонд ДВМП Фото размещено: https://www.dv.kp.ru/daily/27493.5/4752508/

В 22 часа 28 минут справа по борту раздался орудийный залп. Капитан сперва подумал, что это патрульное судно сделало предупредительный выстрел, и просигналил прожектором пароль. Однако сразу же раздался второй залп, а затем и третий, и снаряд разорвался метрах в десяти от мостика. Осколками были ранены капитан Николай Малахов, третий помощник А. Аристов и вахтенный матрос Г. Дурносвистов, но все они остаются на вахте. Становится понятно, что судну предстоит принять бой.

Посты тут же докладывают о готовности. Капитан дает команду рулевому переходить на противолодочный зигзаг и приказывает начальнику радиостанции А. Рободзеенко передать в эфир зашифрованную радиограмму, что судно атаковано подлодкой. Меж тем оружейный расчет уже занял свои места: за пулеметами– П. Уткин и И. Симбирдеев. Замер в ожидании наводчик– кочегар М. Поносов. Судно готово дать отпор, но врага не видно– кругом кромешная тьма.

Наступившая после первой атаки тишина длилась минут сорок, после чего бой возобновился с новой силой. На этот раз подлодка решила попытать счастья с левого борта судна. Оружейный расчет парохода ориентировался по вспышкам, отвечая пулеметными очередями выстрелами из пушки. Интенсивность огня с борта «Уэлен» заставила подлодку уйти на погружение. И снова наступила зловещая тишина.

В третий раз подлодка появилась почти через час, слева от судна на расстоянии 100-150 метров. Она шла попутным курсом. Отчетливо было видно орудие вместе с расчетом. Капитан Малахов отдал команду отвернуть вправо, тем самым давая возможность оружейному расчету вступить в дело. Павел Уткин и Ибрагим Симбирдеев открывают огонь: очереди прошивают верхнюю и среднюю часть рубки от носа до кормы, дальше в дело идет пушка. Артиллеристы делают несколько залпов, и после прямого попадания снаряда в основание рубки все заканчивается: раздается сильный взрыв, и субмарина исчезает под водой. Судовые часы в это время показывали 00 часов 20 минут 17 мая 1942 года. Смертельный бой длился 1 час 52 минуты.

Через некоторое время на борт «Уэлен», который получил значительные повреждения, прибыли представители австралийских военно-морских сил. Моряки рассказали им о ночном бое, описали силуэт подводной лодки и отдали найденные на палубе донышки от снарядов с японской маркировкой. Никто из членов экипажа не погиб, но пароходу требовался ремонт. В то время, пока «Уэлен» стоял в доке, экипаж получил телеграмму от министра транспорта Австралии, в которой тот восхищался мужеством советских моряков и поздравлял их с победой. Это был беспрецедентный случай, когда торговое судно вступило в бой с подводной лодкой и победило. Еще многие годы спустя в австралийских портах моряки вставали при появлении капитана Малахова.

За тот бой капитана наградили орденом Ленина, первого помощника капитана С. Панина– орденом Красной Звезды. Награды морякам вручил советский консул, когда пароход зашел в Сан-Франциско. «Уэлен» тоже отметили: судно, наконец, получило соответствующее вооружение. Но старинную пушку экипаж решил сохранить в качестве талисмана, приварив ее на носу судна.

После окончания войны судьбы членов экипажа «Уэлен» сложились по-разному. Капитан Николай Никитич Малахов работал на судах ДВМП, а в 1959-1964 г.г. возглавил Дальневосточное пароходство. Ему, как и вернувшемуся на работу в Балтийское пароходство Петру Алексеевичу Майорову, впоследствии было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Александр Александрович Аристов командовал УПС «Кодор» полтора десятилетия, и многие моряки, проходившие на нем курсантскую практику, до сих пор помнят капитана и отзываются о нем, как об опытном наставнике и прекрасном человеке. На жизнь «Сансаныч» никогда не жаловался, а если что моряка и беспокоило, особенно по осени, так это оставшийся в руке осколок японского снаряда. «Рука болит, значит к плохой погоде»,– говорил иногда Александр Александрович, всю жизнь хранивший клочок бумаги со следами крови от полученного ранения, на котором он написал координаты места нападения подлодки на «Уэлен».