Мировые кризисы идут волнами друг за другом, но и на внутреннем рынке стабильность — явление редкое. Так, оптовые цены в России на закупку топлива улетели в небеса, хотя федеральные заправочные сети старались держать розничную стоимость на докризисном уровне. Частные же заправки, не имеющие отношения к добыче и переработке нефти, оказались в бедственном положении: кто-то работает себе в минус, кто-то закрылся, а кто-то повышает цену до рыночного уровня.
И даже нелегальные «бензиновые сапожки», которые активно развиваются в последнее время в крупных городах, все чаще наведываются в гости к «Роснефти», «Газпромнефти», «Сургутнефтегазу». Ведь заливать топливо для последующей заправки своих клиентов стало выгоднее на федеральных сетевых АЗС. Предприятия, использующие спецтехнику, также задумались о заправке на розничных АЗС, но большинство из них по различным причинам на это пока не решаются.
С начала года цены на бензин и дизель поднялись на 9,86% и 11,26% соответственно. В СМИ неоднократно писали об основной причине подорожания: на внутреннем рынке не хватает нефти. Российское топливо сейчас выгоднее поставлять за рубеж, потому что там цена значительно выше, чем у нас.
Можно ли сэкономить на горючем при высоких ценах
В условиях нестабильности российские компании, закупающие топливо, вынуждены думать о методах дополнительной защиты при росте цен.
Среди прочих действенных вариантов — снижение расходов на топливо. Благо, на рынке можно найти самые разные программно-аппаратные комплексы по контролю ГСМ в автопарках.
Проблема в том, что в большинстве — это оборудование, способное контролировать лишь один участок работ или бизнес-процесс. Например, есть так называемые транспортные «системы мониторинга», которые учитывают количество залитого в бак горючего и его расходование автомобилем только в момент работы. Также используются системы контроля топлива на внутрихозяйственных АЗС и складах ГСМ. Но все они работают локально и не позволяют оценить бизнесу картину расходов целиком.
Однако на рынке есть и универсальная система топливного учета, которую разработала компания «Гарвекс Умные Технологии». С ее помощью можно отслеживать расход топлива от точки входа на предприятии до момента сжигания в двигателе автомобиля.
Откуда берутся «дыры» в бензобаке?
Давайте разберемся, что мешает нормальному контролю и учету топлива на предприятии:
1. Человеческий фактор — недостаток квалификации персонала, неисполнение правил учета и возможная коррупция.
2. Несовершенство измерительных приборов учета.
3. Хаос в бумажном документообороте, не позволяющий оперативно получать данные для анализа.
Нельзя забывать и о специфических свойствах топлива, которое меняет объем в зависимости от температуры: при нагреве сильно расширяется, при охлаждении уменьшается (вес при этом остается неизменным). Многие предприятия это учитывают, принимая и отпуская топливо в килограммах. Это неплохое решение для точного учета, но не все предприятия могут использовать при учете массу, кто-то вынужден высчитывать количество жидкости в литрах. Что приводит к погрешностям, когда горючее в зависимости от погодных условий меняет плотность и объем.
Проанализируем этапы движения топлива, отметив моменты его «волшебного» исчезновения.
— Этап принятия от поставщиков или забор на нефтебазе собственным транспортом.
Нефтебазы, как правило, выдают горючее при температуре 20-23С. После чего оно попадает в цистерну бензовоза и едет на склад ГСМ или АЗС.
По пути топливо принимает температуру окружающей среды. То есть в жару увеличивается в объеме, в холода — уменьшается. Далее топливо сливают в резервуары, и если сразу не измерить характеристики его плотности и объема, то потом невозможно понять, насколько объем топлива соответствует залитому на нефтебазе.
Этой чисто физической особенностью топлива пользуются нечистые на руку водители бензовозов и сотрудники, принимающие топливо: они списывают недостачу на испарение и уменьшение объема топлива из-за пониженной температуры воздуха.
Именно на этом этапе ГСМ часто сливают бесконтрольно. Иногда такие сливы приводят к конфликтам владельцев АЗС с поставщиками, поскольку руководство топливных предприятий перекладывает вину за недостачу на деловых партнеров.
Риски потери на этом этапе — до 5% объема топлива.
Решение от «Гарвекс»: для устранения проблем с учетом топлива можно использовать электронные уровнемеры с датчиками, которые отслеживают температуру, плотность и замеряют уровень подтоварной воды.
Мы также рекомендуем внедрить систему транспортного мониторинга, которая позволяет контролировать бензовоз по пути его следования от нефтебазы до места выгрузки. Это помогает значительно снизить топливные потери.
— Этап учета выдаваемого топлива из резервуаров.
При отпуске горючего на АЗС часто используют устаревшее оборудование — заправочные колонки и топливораздаточные установки без учета точного количества выданного топлива. Кроме того, при использовании таких колонок невозможно определить и слив ГСМ.
При ручном учете недобросовестные работники АЗС также часто занимаются преднамеренным округлением цифр. Характерный пример из жизни: сотрудник АЗС заливает в бак 50,5 литра, а в журнал записывает 50 литров. Несложно посчитать: после сотни такого рода сервисных заливов владелец заправки теряет неучтенными 500 литров.
В целом на этапе хранения топлива в резервуаре бизнес обычно теряет до 5% от общего объема.
Решение от «Гарвекс»: для повышения эффективности учета топлива на этапе заправки можно использовать комбинированные средства контроля. Например, электронные уровнемеры, топливораздаточные колонки или установки со встроенными электронными контроллерами выдачи горючего по картам.
Это оборудование не только автоматически фиксирует в резервуарах показатели ГСМ вместе с количеством и физическими свойствами выданного колонкой топлива, но и передает эти данные в 1С бухгалтерию. При этом учитываются все важные параметры: кому и сколько ГСМ выдано, какой температуры и плотности выданное топливо. Вместе с тем фиксируется количество жидкости в резервуаре до подачи топлива в бак, в процессе и в конце.
Важно понимать, что установки со встроенными контроллерами невозможно накрутить или настроить под себя незаметно — все действия сразу видны. Кроме того, автоматический залив исключает из процесса оператора, что только в плюс: снижаются издержки на зарплату сотрудникам, исключается сама возможность мошенничества.
— Этап залива топлива в бак транспортного средства с контролем его расходования.
При заливе горючего рекомендуется:
— Следить за количеством залитого из колонки топлива, сравнивая с полученным в бак транспортного средства объемом. Нередко водители заливают бак не полностью, сливая часть горючего в канистры для личных нужд.
— Контролировать уровень топлива на маршруте: иногда часть жидкости сливается на остановках и стоянках.
— Учитывать расход топлива самим транспортным средством. В бензобаке автомобилей есть «обратка» — трубопровод, по которому излишки топлива возвращаются в бак. Именно в «обратку» водители делают врезки, сливая возвращающееся топливо себе в канистру.
Некоторые водители экономят потребление горючего за счет плавной езды, поддерживая определенный скоростной режим, а сэкономленное опять же сливают себе «в карман».
На этом этапе количество потерянного топлива может достигать до 10%.
Решение от «Гарвекс»: для контроля топлива в бензобаках используются комплексные средства — системы транспортного мониторинга, датчики уровня топлива и счетчики на подающий трубопровод/«обратку».
Сравнивать количество выданного колонкой топлива с тем, что залито в бак позволяет специальное программное обеспечение, встраиваемое в систему сквозного учета топлива на предприятии.
Программно-аппаратный комплекс «Гарвекс» — ваше топливо под полным контролем
Очевидно, что потери горючего на топливном предприятии неизбежны: без внедрения эффективной системы сквозного учета совокупные потери могут составлять до 30%.
Эта цифра, которая должна бы заставить бизнес всерьез призадуматься, но вот парадокс: при трендах повсеместной цифровизации и автоматизации только 14% российских предприятий автоматизировали учет топлива.
Нежелание идти в ногу с прогрессом часто вызвано тем, что предприниматели просто не хотят что-то менять в привычных подходах. И процесс учета идет по старинке: в бухгалтерии копятся стопки документов с приблизительными цифрами расходов/доходов, тогда как в реальности компании только теряют деньги.
Система мониторинга движения топлива от «Гарвекс»
Система сквозного топливного учета «Гарвекс» помогает бизнесу наладить контроль за расходом ГСМ на всех этапах доставки, заправки и движения транспортных средств.
В наш фирменный сервисный пакет входит несколько основных программных продуктов:
— Транспортный комплекс «Гарвекс Мониторинг».
— Модуль управления и контроля за внутрихозяйственными автозаправочными станциями «Гарвекс АЗС-Онлайн».
— Планировочный модуль постановки и контроля задач, в том числе анализ поставок комплектующих/запчастей и учет с техническим обслуживанием от «Гарвекс GRM».
В функционал учетной системы «Гарвекс» входит:
— Отслеживание транспорта и топливных датчиков на транспорте в режиме реального времени.
— История маршрутов (с остановками).
— История показаний датчиков.
— Создание геозон.
— Сформирование и выгрузка отчетов по времени в пути, пробегу, средней скорости, времени стоянки, расходу топлива и т. д.
А что в итоге?
После разработки и опытных испытаний собственной системы топливного контроля мы отметили, что в среднем сохраняется от 10% до 15% горючей жидкости, которая раньше утекала в никуда.
В итоге топливные предприятия после внедрения системы сквозного топливного учета «Гарвекс» получают:
— От 10 до 30% экономии на закупке топлива.
— Сокращение документооборота на 90% за счет перехода от ручного учета к цифровому.
— Формирование отчетности за 10 секунд благодаря готовым шаблонам и гибким параметрам настройки.
— Средний срок окупаемости системы — 6 месяцев*.
* Все цифры взяты на основании отзывов руководителей предприятий с уже внедренной системой сквозного топливного учета «Гарвекс»
Хотите больше интересных материалов на нашем канале? Тогда подписывайтесь и ставьте лайки, пока мы ищем новую интересную и актуальную информацию для вас!