Найти в Дзене

Пятый гвоздь 34

Гостиница на самом деле оказалась паршивой. Только что тараканов не было. А может и были, но при дневном свете не решались вылезать. Все как нельзя лучше соответствовало настроению Максима. Химик с Наной решили, что лучше всего будет немного передохнуть и пойти куда-нибудь пообедать. Встретиться договорились через полчаса в холле у бара внизу.

- Дааа, я ее совсем другой представлял. – протянул Химик

- Что значит другой? – вскинулся Максим

- Ну, не такой активной, что ли. И не могу перестать пялиться на ее рот. Она как карточная дама, одновременно с двух сторон, одна плачет, другая смеется.

Максим задумался. А прав Химик, прав. Опять его подвела чертова не наблюдательность. Зная Нану, всю ее историю, как он мог обижаться на нее? Пока он отъедался на монастырских харчах и тренировал тело под надежным присмотром, ее скидывали с моста, запирали в монастыре, где девочки себя калечили, она сбегала. К нему сбегала. Как к последней надежде. Одна ее половина всегда стремилась к нему, а другая была в тени. Об этой тайной стороне ее жизни он ничего не знал.

Ему было стыдно за себя. Памятные серьги из израильской лавки до сих пор лежали во внутреннем кармане его рюкзака.

Он быстро переоделся и прихватил с собой в рюкзак. Внизу ждал очередной сюрприз. У бара сидела Нана в голубом платье с высоким воротом, надежно скрывающим ее шрам на шее.

- Ну что, готовы? Пойдемте, тут недалеко есть хорошее кафе.

По дороге она отметила их внешний вид и критически сообщила:

- Мда, надо поработать с вами в порядке курса городской маскировки. Вы не должны выглядеть как два серых иностранца. Здесь, на Востоке это всегда привлекает внимание. Здесь вы не местные, вы должны выглядеть как туристы, в крайнем случае иностранные бизнесмены. Поэтому нужны дурацкие футболки или костюмы с галстуками. Ладно, мы уже пришли. Вы говорите по-турецки? Нет? Отлично, я тоже не говорю. Только по-арабски. Но мы же туристы, да? – она засмеялась и толкнула деревянную дверь, крепко охранявшую вход в старое каменное здание.

Они забились в уголок, в самый дальний и темный, заказали под руководством Наны еду и кофе, который принесли почти сразу по ее же просьбе. Максим чувствовал себя в ее обществе невероятно спокойно и комфортно, внезапно набежали воспоминания, он вдруг ощутил себя тем самым бездомным пацаном, который сидел в кафе на набережной в Анапе, а рядом Митрич, который купил мороженое с сиропом и шоколадом в металлической вазочке и лимонад Буратино.

- Ну, что, как говорит мой босс, Илларион, перейдем к делам нашим скорбным? – ухмыльнулась Нана, жуя кебаб, и обратилась к Максиму по-цыгански – Мишто (хорошо)?

Химик с увлечением копался в тарелке. За границей он был впервые, к тому же такой еды ни разу еще не видел и не пробовал. Максим после Израиля был более опытным и привычным к восточной еде и черному, почти смоляному кофе, сваренному на песке.

- Говори по- русски. Мы не одни. – наконец угрюмо ответил он, и добавил примирительно, - Мэ тут мангав (я тебя прошу).

Химик отвлекся от еды и посмотрел на них внимательно.

- Все хорошо, Химик, мы просто очень давно знакомы и сто лет не говорили по-цыгански. – пояснил Максим.

- Ладно. Вам же рассказали все про Сувенир? – начала она и не дожидаясь ответа продолжила. – Так вот. Босс сказал, что в спецхране подделка? По официальной версии оригинал находится не там, а в монастыре на всеобщем обозрении, под охраной. Но и это не так. Вы же знаете историю императора Константина?

Максим кивнул.

- Да, сделал сбрую для лошади. Еще тот христианин.

- Вообще-то не он, а его мать, царица Елена. Она прямо-таки была одержима своим сыном. – продолжила Нана. – Когда она нашла истинный крест, то оставила большую часть реликвий в Иерусалиме, а вот гвозди забрала с собой.

Она полезла в видавшую виды коричневую кожаную сумку и достала потертый блокнот с кучей торчащих из него закладок. Пролистав его, зачитала:

- «Мать императора, узнав об исполнении своего желания, приказала воткнуть часть гвоздей в царский шлем, чтобы уберечь голову ее сына от стрел его врагов. Другую часть гвоздей она приказала сделать из уздечки его коня, не только для обеспечения безопасности императора, но и для исполнения древнего пророчества; ибо задолго до этого пророк Захария предсказал, что "На уздечках коней будет святость Господу Всемогущему". Вот это цитата из Феодорита, «Церковная история»

- История церкви, так по-русски.– поправил ее Химик

- Но это еще не всё. Вот еще Сократ Константинопольский, 5 век, писал, что после обращения Елены в христианство, Константин отправил ее на поиски креста и гвоздей, которыми был распят Иисус. Еврей по имени Иуда (в более поздних пересказах Иуда Кириакус) привел ее к месту, где они были закопаны. Сообщалось о нескольких чудесах, подтверждающих подлинность этих предметов, и Елена вернулась с частью креста и гвоздями. Сократ писал, что из одного гвоздя была сделана уздечка, а из другого - шлем Константина. Существуют две реликвии, имеющие форму уздечки и, как утверждается, являющиеся уздечкой Константина: одна в апсиде Миланского собора, а другая в кафедральной сокровищнице Карпантрасского собора. На данный момент их подлинность не оспаривается.

А вот теперь про шлем. Про шлем никакой достоверной информации нет, но я попыталась раскопать и…- Нана оборвалась на полуслове, задумалась и уставилась в стенку.

- И что? – осторожно спросил ее Химик.

Максим подождал и осторожно тронул ее за руку.

- Нана, ты что?

Рука была холодной. Она заморгала и посмотрела на него.

-А? Что? Черт, чего-то я совсем не наелась. Давайте закажем еще чего-нибудь.

Максим с Химиком переглянулись.

- Так вот про шлем. Я долго занималась этим вопросом и пришла к выводу, что никакой внятной информации нет. Поэтому я стала искать, как может выглядеть этот самый шлем. И я нашла. – она выдержала эффектную паузу.

- Ну, где? – не выдержал Максим

- На монетах же! Вот он, полюбуйтесь.

Она сунула парням под нос свой блокнот с приклеенной ксерокопией. На монете отчетливо проглядывался шлем с шишкой спереди и пышным плюмажем.

- И что это это нам дает? – не понял Максим

- А то! – торжествующе улыбнулась она. – Смотрите.

Она перевернула страницу. Перед наблюдателями открылись ряды монет с подписями на иврите и английском. Кое-где были записи Наны на русском.

- Вот, - она ткнула пальцем с обгрызенным ногтем в картинку. – это император Константин, 315 г н.э., это его сын, Константин 2, и тоже в этом шлеме, а это Юстиниан 1 и император Фока. Здесь шлем еще можно разглядеть, несмотря на то, что изображения очень плохого качества. Предпоследний император Иоанн 8 Палеолог уже без шлема. А теперь смотрите сюда. В 1424 году в Нюрнберге появляется корона Карла Великого. Вот она. Ничего не напоминает?

- Похожа на шлем. И вот эта странная штука над головой, вроде как крепление для плюмажа. – неуверенно сказал Максим

- Именно. На короне Карла надпись «[PER] ME REGES REGNANT» Моим именем правят цари. Понимаете, о чем это?

- Без сомнения. Речь о Божьем благословении царской власти. А вот тут, в этом гребне наверняка гвоздь. – догадался Химик

- Или в кресте. Мне не удалось ее увидеть своими глазами, но думаю, что места там достаточно. – кивнула Нана – Еще была железная корона из Ломбардии, но последние исследования показали, что полоса, которая как предполагалось выкована из гвоздя, на самом деле состоит из серебра.

- Хорошо. А что же с шахским гвоздем, который попал в Москву? – спросил Химик

- А вот тут самое интересное. Про него вообще нет никакой информации, до момента передачи его митрополиту шахским посланником. Но это сейчас и не важно. Важно только то, что наши конкуренты считают его оригиналом. И что как минимум собрали уже все три гвоздя. Ну, или четыре. Эта тема с триклавианством неискоренима. Мы ищем цыган. – улыбнулась Нана.

Максим выдохнул.

- Зачем ты нам тут всю эту историю рассказывала? Про короны, императора и монеты?

- Затем, что это наука, дорогой мой, а не то, чем вы там занимаетесь у себя в монастыре. – и она легонько шлепнула его по руке.

- Мы вообще-то много работаем в архивах. – обиделся Максим

- Я думаю, что мы не одни, кто за все эти годы искал цыганский гвоздь. – задумчиво сказал Химик. – А в старые времена эта охота могла быть очень жестокой. И кто знает, нашли ли его или он все еще у цыган?

Автор благодарит за лайки и подписку, за ваши пожертвования на карту Сбера

2202203257603508