-Ну как - дала Маша два литра?
-Считая то, что у меня в сапоге - даже чуть больше, - отвечаю я, прикладывая холодную кружку из нержавейки к свежему финалу под глазом.
Первая дойка была непростой.
Прежняя хозяйка козы сказала, что во время дойки Машу привязывала, но вообще она спокойная - и по поведению козы было видно, что она действительно мирная и послушная. Когда привязала ее к забору, и поставила рядом ведерко - она стояла, как памятник, но едва начала доить - получила точный, техничный удар коленкой в глаз.
Вбила в землю колышек, и зафиксировала Машину правую заднюю ногу. Начала доить - коза опрокинула ведро другой задней ногой.
Вбила в землю еще один колышек, зафиксировала вторую заднюю ногу. Начала доить - коза легла.
Привязала ее к забору повыше, чтобы она не могла лечь. Начала доить - коза навалилась на меня боком.
Ну, у меня Жаклин так делала, так что и против этого приема я средство знаю: взяла палочку, левой рукой дою, а правой держу палочку, когда коза пытается навалиться - натыкается на "шпору", и оставляет эту затею.
Поняв, что она больше не может ни пинаться, ни ложиться, ни толкаться, Маша начала рыть землю передними ногами, как разъярённый бык, и орать. Но ор-то доить не мешает - дою, ведерко наполняется.
В отчаянии Маша нашла последнее средство - она рухнула на землю задней частью туловища. Молоко выплеснулось мне в сапог. Я отставила ведро. Коза смотрела на меня с вызовом, дескать - ну, что ты на ЭТО придумаешь?
А чего тут придумывать - принесла еще одну веревку, пропустила у козы под животом, и тоже привязала к забору. Теперь Маша могла только орать - и орала, будто ее режут.
Признаюсь, на следующий день дойки я ждала с некоторой опаской - коза могла оказывать сопротивление заранее, зная уже, чем все кончится. Но Маша снова была пай-девочкой до того момента, как я тронула вымя. И проявила интеллект: несмотря на то, что я привязала её только за ошейник и правую заднюю ногу, она, не тратя время зря, перешла сразу к финальной стадии - просто орала всю дойку.
А на третий день она уже и не орала, а жевала жвачку, только иногда проверяя, нельзя ли освободить заднюю ногу - смирилась.
Действительно - очень спокойная коза. А вот первая наша коза, Белка, которую мы купили тоже взрослой, неистово брыкалась во время дойки аж до следующего окота! Я-то мечтала, что будет много молока с минимумом усилий, а получилось много усилий с минимумом молока.
Наткнешься на такое - и молока-то расхочется, а может, расхочется вообще коз держать.
Но это не значит, что у козы оказался плохой характер! Она просто не хотела, чтобы ее трогал чужой человек. Она любила своих людей, и тяжело переживала разлуку с ними.
Поэтому всегда предостерегаю от покупки дойных коз: ладно, если коза будет вроде Маши - а если вроде Белки? Лучше уж купить маленьких козочек от хороших родителей - у малышей психика пластичная. Или взрослую козу в запуске, чтобы успела привыкнуть к вам, принесла козлят уже в вашем хозяйстве, и доилась спокойно. Ни к чему лишний раз нервничать ни козам, ни людям.
Ну а с Машей мы вроде бы поладили.