С одной стороны, когда у Владимира Путина появляются к кому-то вопрос, он очень быстро человека/людей/команду убирает. Если вопросы серьёзные. Но это в +/- спокойные времена. Нынешние к таким не относятся от слова "совсем", потому и действия должны быть сильно аккуратней. Скажем так, намёки. Толстые и очень толстые. Вызов на беседы. И если не понимают, тогда будут действия пожёстче.
Вчера в ночь появилась новость, а точнее указ:
Владимир Путин подписал указ об обязательной продаже иностранной валюты некоторыми российскими экспортерами, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
"Согласно указу, утверждается перечень таких экспортеров. Они будут должны начиная с даты, которая устанавливается правительством России, зачислять на свои счета в уполномоченных банках заработанную иностранную валюту и осуществлять обязательную продажу на внутреннем рынке этой иностранной валюты".
Песков подчеркнул, что объемы обязательно продаваемой валюты установит правительство. Следить за выполнением этой нормы поручено Федеральной службе по финансовому мониторингу, которая будет назначать своих представителей в компании из перечня. Их полномочия детально прописаны в документе, отметил пресс-секретарь президента.
Знаете в чём тут нюанс? В том, что раньше в качестве "валютных контролеров" в прошлые валютные кризисы в коммерческие банки назначались представители Банка России.
А в нынешний момент решили проводить контроль через крупные корпорации и с помощью Росфинмониторинга.
Хотя, конечно, тут есть нюансы.
В прошлые разы контролировалось, чтобы коммерческие банки не сильно спекулировали на валютном рынке против рубля. Сейчас почему-то решили, что по этому пути двигаться не стоит. Интересно, почему?
Сейчас решили нажать именно на корпорации с продажей валюты. В первую очередь, судя по всему, по долларам и евро.
Хотя, если смотреть статистику Банка России за сентябрь, то там указывается, что крупнейшие экспортеры в сентябре нарастили продажу валюты на 27% – до $9,2 млрд. В августе было $7,2 млрд. Крупнейшими продавцами валюты на рынке спот оставались системно значимые кредитные организации (СЗКО) как основные агенты по реализации валютной выручки экспортеров. При этом они в сентябре значительно снизили объем продажи валюты – до 385 млрд рублей с 510 млрд рублей. Это происходило на фоне покупок валюты для клиентов, а также для регулирования открытой валютной позиции (ОВП) после погашения 16 сентября валютного выпуска еврооблигаций объемом $3 млрд.
Прямые продажи валюты на бирже нефинансовыми компаниями - экспортерами в сентябре выросли до 173 млрд рублей со 101 млрд рублей.
Покупки иностранной валюты нерезидентами из дружественных стран выросли с 69 млрд рублей в августе до 156 млрд рублей в сентябре.
Вообще, интересные вещи творятся на российском валютном рынке. Недавно прошла информация, что торговля российскими рублями за валюту (то есть обмен) происходит активно не только на российском валютном рынке, но и за границей (не спекуляции, а реальная торговля). Правда, объём пока не очень ясен.
Таким образом, получается, что контролироваться ситуация на валютном рынке сейчас будет Росфинмониторингом через корпорации, а не Банком России напрямую или через коммерческие банки.
Любопытный расклад.