Найти в Дзене
Minsknews.by

Открытие Америки, старт корабля «Восход-1» и «Летят журавли». Этот день в истории: 12 октября

Оглавление

Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 12 октября в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».

1492 год. Колумб открыл Америку

-2

В этот день (по новому стилю 21 октября) экспедиция Христофора Колумба достигла одного из островов Багамского архипелага, которому мореплаватель дал имя Сан-Сальвадор – в честь божественного спасителя Иисуса Христа. На следующий день Колумб высадился на берег и водрузил на нем кастильское знамя. Он объявил Багамские острова владением Испании и попросил монархов быстрее прислать в Новый Свет миссионеров. «Аборигены простодушны и совсем не воинственны, — утверждал мореплаватель, — и поэтому станут добрыми христианами, как только у них появятся благочестивые и набожные учителя». В XV веке не церемонились с коренными народами.

Эпохальности содеянного знаменитый генуэзец так и не осознал. До конца своих дней Колумб был уверен в том, что открыл Индию, а не Америку. Между тем о приоритете этого открытия в научной литературе до сих пор идет дискуссия. Установлено, что острова и береговые области северной и северо-восточной Америки посещались норманнами за сотни лет до Колумба. Не исключено, что европейцы и жители Африки случайно достигали берегов тропической Америки. Однако только открытия Колумба имели всемирно-историческое значение, поскольку лишь после его плавания американские земли вошли в сферу географических представлений.

В честь открытия Америки Колумбом, испанцем по национальности, 12 октября в Королевстве Испания отмечается национальный праздник – День Испанидад.

1931 год. Торжественное открытие статуи Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро

-3

С тех пор возвышающаяся над городом фигура Спасителя с распростертыми для благословения руками стала главным символом Рио.

Впервые идея строительства статуи на горе Корковаду возникла еще в 1859 г., во времена правления императора Педру II. Но тогда эта инициатива не была воплощена в жизнь. В 1922 г., когда праздновалось столетие независимости Бразилии, был объявлен конкурс проектов на лучший монумент – символ нации. Одним из лучших долгое время считался план возведения на горе Пан-ди-Асукар памятника Колумбу, но тут появился проект бразильского инженера Эйтора да Силва Кошты, затмивший первооткрывателя Америки. Распростерший руки, словно обнимающий город Христос был принят с восторгом не только простыми горожанами, но и святой Церковью, тут же организовавшей сбор пожертвований. За короткий срок удалось собрать больше 2 млн рейсов – так тогда назывались бразильские деньги. Это около 250 тыс. долларов – огромная сумма по тем временам.

Работы по возведению скульптуры начались в 1926 г. и продолжались около пяти лет. Масштаб задачи, стоявшей перед инженерами и скульпторами, был поистине грандиозен: высота статуи без пьедестала – 30 м, размах рук – 23 м, общий вес – 635 т. Так как по ряду причин, в том числе технологических, создать такую огромную скульптуру в Бразилии было тогда невозможно, все ее детали, включая каркас, изготовили во Франции, откуда готовый памятник доставили в Рио-де-Жанейро.

В бразильского Иисуса, установленного на высоте 709 м над уровнем моря, частенько бьют молнии, в среднем четыре раза в год. К счастью, серьезных повреждений статуе они до сих пор не причинили.

Говорят, что у подножья статуи царит особая атмосфера, воздух пропитан святостью и благолепием. Отсюда открывается панорама города и бухты с живописной горой Сахарная Голова, знаменитыми пляжами Копакабана и Ипанема, огромной чашей стадиона «Маракана». Ежегодно на Корковадо поднимается более полутора миллионов туристов.

Статуя Христа-Искупителя объявлена национальным достоянием Бразилии. В 2007 г. она вошла в список семи новых чудес света ЮНЕСКО.

1957 год. Премьера фильма Михаила Калатозова «Летят журавли»

-4

Эту черно-белую картину называют самым страшным фильмом о войне, хотя в ней звучит всего лишь один выстрел. Собственно, и вся эта экранная история о том, что могло бы быть, не случись этого единственного выстрела.

Фильм Калатозова сделал молодых актеров Татьяну Самойлову и Алексея Баталова мировыми звездами и принес нашему кинематографу «Золотую пальмовую ветвь», оставшись в истории единственным советским полнометражным фильмом, удостоившимся главного приза Каннского кинофестиваля.

Между тем его выход на экраны нашей страны сопровождался шквалом разгромных рецензий. Никита Хрущев после просмотра картины подверг ее гневной критике, а главную героиню обозвал шлюхой. Стоит ли после этого удивляться, что о триумфе фильма на Каннском кинофестивале в 1958 г. на родине сообщила лишь маленькая заметка в «Известиях» – без фотографий и даже упоминания имен режиссера и автора сценария.

В основу киносценария, написанного Виктором Розовым, была положена его же пьеса «Вечно живые», попавшая к Калатозову совершенно случайно. Она начиналась словами «Летят журавли…». И когда позже у режиссера спрашивали, чем же зацепила его эта пьеса, ответ всегда был один: «Вы понимаете, это красиво – журавлиный клин в небе…» В итоге картину так и назвали – «Летят журавли», хотя рабочее название было другим – «За твою жизнь».

На фестивале в Каннах фильм шел под названием «Когда пролетают аисты» (Quand passent les cigognes), поскольку дословный перевод на французский слов «журавль» (grue, на сленге «проститутка») и «лететь» (voler, омоним «красть») дал бы второй смысл – «проститутки воруют».

На кинематографистов фильм произвел ошеломляющее впечатление. Станислав Ростоцкий, снимавший в то время «Дело было в Пенькове», пришел в монтажную и сказал: «Все, что мы снимали, надо уничтожить. Так делать картины больше нельзя».

«Я бросил консерваторию после того, как посмотрел «Летят журавли». Когда увидел картину, понял, что должен заниматься кинематографом, – признается Андрон Кончаловский. – Это был удар наотмашь. Такого кино – чувственного, эмоционального, острого по форме – я никогда не видел».

«Летят журавли» стал единственным советским фильмом, попавшим в лидеры кинопроката Франции. Там его посмотрели 5 млн 401 тыс. зрителей. Одним из них был Пабло Пикассо. После просмотра великий художник заявил: «Да здесь каждый эпизод — самостоятельное талантливое произведение…»

После Канн началось триумфальное шествие фильма по всему миру. Немногие советские картины собрали такую коллекцию призов — Канны-58, Локарно-58, Ванкувер-58, Мехико-58… За «Журавлями» потянулся длинный шлейф восторженных отзывов мировой прессы. В конце концов дрогнула и пресса советская.

В своей книге «Удивление перед жизнью. Воспоминания» Виктор Розов не без иронии писал: «Когда я стал поправляться после тяжкой болезни, чтобы хоть чем-то заняться, стал клеить альбом из газетных вырезок — рецензий о «Журавлях». И получилось любопытно: первым было вклеено выступление министра культуры тех лет Н. А. Михайлова, где он отозвался о картине весьма нелестно, а последним — указ о награждении всех нас премией и значком «Ударник кинематографии», подписанный тем же министром культуры за тот же фильм!»

1964 год. Старт космического корабля «Восход-1» с тремя космонавтами на борту

-5

Впервые в космос отправился не космонавт-одиночка, а экипаж. Стать героями Страны Советов предстояло командиру Владимиру Комарову, инженеру Константину Феоктистову и врачу Борису Егорову. О победе советской космонавтики в те дни говорил весь мир. Еще бы, ведь американцы готовили запуск двух астронавтов по программе «Джемини» («Близнецы»), а тут Советский Союз запустил сразу троих! На самом деле этот запуск, выполненный Сергеем Королевым по настоянию Никиты Хрущева, желавшего во что бы то ни стало перегнать Америку, был чудовищной авантюрой.

По сути, корабль «Восход-1» был тем же гагаринским «шариком» «Восток» диаметром в 2007 миллиметров, в который теперь вместо одного человека втиснули троих. По причине ужаснейшей тесноты космонавтам пришлось лететь без скафандров, полагаясь только на герметичность корабля. Они и без скафандров-то поначалу не помещались, но скульптор вылепил кресла по фигуре. Кресла расположили с оптимальной рациональностью –треугольником, если смотреть сверху, причем сиденье самого скромного в плане физических габаритов доктора Егорова было приподнято над двумя остальными.

«Восход» стартовал с той же площадки Байконура, с какой в 1961 г. отправился в космос на корабле «Восток-2» Герман Титов, и проходил по той же трассе. Совершив 16 витков вокруг родной планеты, ровно через одни сутки 17 мин. и 3 сек. после старта космонавты благополучно приземлились.

Пока «Восход-1» был на орбите, в Москве произошел «дворцовый переворот», и космонавты, улетавшие при Хрущеве, докладывать об успехе должны были уже Брежневу. По этой причине официальная встреча космонавтов в столице была отложена и состоялась лишь 19 октября.

На сегодняшний день никого из членов первого космического экипажа уже нет в живых. Для бортинженера Константина Феоктистова – первого беспартийного гражданина СССР на орбите – полет на «Восходе-1» был единственным его путешествием в космос. После полета он вернулся к работе инженера-конструктора. Был ведущим разработчиком «Союзов», «Прогрессов», космических станций «Салют» и «Мир». Умер в 2009 г., прожив 83 года. Последние 11 лет жизни Феоктистов был старейшим из живущих советских космонавтов.

Врач Борис Егоров тоже больше не летал. Войдя в историю как первый профессиональный врач, побывавший в космосе, Борис Борисович в дальнейшем много и плодотворно работал в различных научно-исследовательских структурах Министерства здравоохранения. Умер от сердечной недостаточности в возрасте 57 лет.

Меньше других было отпущено Владимиру Комарову, который 24 апреля 1967 г., вторично отправившись на покорение Вселенной, погиб при возвращении на Землю из-за отказа парашютной системы спускаемого аппарата «Союз-1». Ему было 40 лет.

1971 год. Театральная премьера рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» на Бродвее

-6

Рок-опера была написана в 1970 г. двумя молодыми британцами. Композитору Эндрю Ллойду Уэбберу было всего 22 года, а драматургу Тиму Райсу – 26. Примечательно, что оба до этого не увлекались роком. Проект, за который они взялись, был очень амбициозен. Авторы вознамерились рассказать о евангельских событиях — от въезда Иисуса в Иерусалим до распятия — с точки зрения Иуды Искариота. Уэббер позже вспоминал, что продюсеры, не колеблясь, отказывались ставить рок-оперу на сцене, называя эту задумку «худшей идеей в истории». В итоге авторы решили записывать свое произведение в виде альбома. Так на свет появился культовый двухдисковый альбом продолжительностью в 87 минут. Партию Иисуса на нем исполнил вокалист группы Deep Purple Ян Гиллан, а партию Марии Магдалены — 18-летняя начинающая певица Ивонн Эллиман, которую Уэббер и Райс «открыли» в ночном клубе.

Успех был сумасшедшим. Альбом взлетел на 1-е место в чарте Billboard, возглавил рейтинг продаж в Канаде и достиг высоких мест в ряде других стран. В США рок-оперу и отдельные номера из нее даже исполняли в школах и церквях. После этого постановка рок-оперы на сцене была только делом времени.

Премьера на Бродвее прошла 12 октября 1971 г. в театре Mark Hellinger Theatre. Почти все исполнители с альбома стали участниками этого спектакля — кроме Гиллана, который не решился надолго оставить свою группу, находящуюся в то время на пике формы.

К 1980 г. мюзикл собрал более 237 млн долларов по всему миру.

Смотрите также: