Всем известна такая распространённая детская игрушка как пирамидка.
Дети любят играть яркими, разноцветными пирамидками.
А родители разучивают с детьми цвета и размеры, показывая им кольца от привлекательной игрушки.
Кроме того, во время нанизывания колец на стержень у детей развивается координированное взаимодействие руки и глаз, глазомер.
То есть, любая пирамидка является обучающей (дидактической) игрушкой.
Но не все знают, что среди пирамидок имеются ещё и САМОобучающие игрушки.
Самообучающая (автодидактическая) пирамидка имеет конусовидный стержень, диаметр которого уменьшается от основания к вершине.
Это позволяет надевать на неё кольца только в определённом порядке: от самого большого к самому маленькому (напомню, что обычная пирамидка со стержнем, имеющем единый диаметр по всей длине, позволяет надевать кольца в любом порядке).
Такая пирамидка ещё имеет название самообучающей (автодидактической), так как ребёнок, даже без взрослого, методом проб и ошибок вскоре понимает, в каком порядке нужно надевать кольца на стержень, чтобы собрать пирамидку правильно.
От взрослого требуется совсем небольшая помощь - показать, как можно сравнить кольца по размеру:
- приложить кольца друг к другу и увидеть разницу в размерах (способ "приложения");
- определить "на глаз", какое кольцо больше, и надеть его на стержень первым.
Определив, что малыш уже научился правильно собирать пирамидку, следует спросить его:
"Расскажи мне, как нужно собирать пирамидку?"
В первый раз помогите ребёнку составить связный рассказ:
"Чтобы собрать пирамидку, нужно...Найти самое большое колечко, надеть его на стержень...Затем, среди тех, что остались, поискать снова самое большое...И так до конца искать среди колечек всё время самое большое."
! Самостоятельно сформулировать правило - нелёгкая задача для малыша, но это гарантирует, что впоследствии любое правило (грамматическое, математическое) будет им понято, а не просто зазубрено.
Проверять умение формулировать правило необходимо не напрямую спрашивая ребёнка об этом, а подавая просьбу от имени игрушки:
"Вот Буратино не умеет собирать пирамидку. Расскажи и покажи ему - как это нужно сделать правильно".
! Наилучшего эффекта можно достичь, если в качестве "ненавязчивого экзаменатора" выступит папа, другой родственник, или случайно зашедшая соседка:
"А вот тётя Валя совсем не умеет собирать пирамидку, а Танечка уже научилась. Давай научим и тётю Валю!"
Пусть ребёнок проявит все свои умения, и всё имеющееся старание, и всё своё "красноречие"! А в случае похвалы повторит не раз на что способен!
Приём с обучением соседки используйте и при освоении других заданий, но учитывайте, что навык может быть продемонстрирован только когда он будет на 90% сформирован!
_______________
А вы знали, что пирамидки бывают самообучающие?
#дошкольноеобразование #дети #ребёнок #дошкольник #пирамидка #развитиеребёнка #обучающиеигры #развивающиеигры #развивающиеигрушки #образование #образованиедетей