(Приквел. Это первая публикация в подборке) -->>> Вперёд
Это публикация в подборке Узбекистан 2023
Здесь все публикации Pepperoncio по подборкам
-----\/-----
Вопрос первый - деньги.
Валюта Узбекистана - сумы. Весьма мелкая единица. На начало октября 2023 года 1000 сум равнялись приблизительно 8 рублям. При этом сум имеет дробную единицу тийин. 1 сум = 100 тийин. Вид банкнот и монет можно посмотреть на сайте Центробанка Узбекистана.
Монет тийинов уже нет. Видел монеты в 1000, 500, 200 и 100 сум. Но единственное место, где использовались монеты, это ташкентский общественный транспорт. Там цена билета 1400 сум, и без монет не обойтись. Во всех остальных расчетах местные округляют цены до 1000 сум - самой мелкой банкноты. И в разговоре о ценах местные опускают слово "тысяча". Если сказали, что лепешка стоит четыре, это 4000 сум.
Пересчет сумов в рубли делал так:
- От суммы в сумах убирал справа два нуля 2000 -> 20. И умножал на 0,8. 20 × 0,8 =16. Кстати, пример не просто так. 2000 сум стоит поездка в автобусе Бухары и Самарканда. 16 рублей.
P.S. В январе 2024 сум к рублю стоит ещё меньше, около 7,2 за 1000 руб.
Вопрос второй - обмен валют.
Всё просто, но есть нюансы. Обменять можно в банках, в обменных пунктах, в малом количестве банкоматов с функцией обмена валюты, у уличных менял. Ещё можно снять деньги с карточек. Из карт российских банков работают только карты Union Pay. МИР не работает.
Со снятием в банках надо учитывать, что по выходным дням банки не работают, вообще.
Обменники работают не все и непредсказуемо.
С уличными менялами не связывался, не хотел иметь проблемы с законом. Хотя, судя по количеству менял, проблем нет. Менялы есть везде. В туристических местах, на рынках, рядом с вокзалами. Курс у менял выгоднее банковского.
И про курсы. При обмене рублей вы потеряете больше, чем при обмене долларов. Но вопрос, по какому курсу вам достались доллары? Про Евро не скажу, но европейская валюта в Узбекистане востребована менее североамериканской.
Курсы обмена валют в разных банках можно посмотреть тут. Только прокрутите вниз, там информации больше.
В общем, с частниками можно расплатиться и долларами, и рублями. Но курс рубля будет плохой.
Как было с обменом у нас. Прилетев в Бухару в начале седьмого часа утра, обнаружили, что в зале прилёта ни продажи СИМок, ни обменников нет. Пробравшись в зал вылета, увидели, что никто не продает в это время SIM-карты, и обменник закрыт. Ну ясно, международный аэропорт, ага!
Для получения сумов остались 2 банкомата, один чисто карточный, другой с функцией обмена налички. Карточный поскрипел мозгами и отказался выдавать деньги с российского Union Pay. Пришлось скормить сотку долларов из резервного запаса его более продвинутому соседу. Тот от долларов не отказался, и сделал меня сумовым миллионером.
Вопрос третий - цены.
Это был шок. Сильный такой шок. Цены на продукты выше московских. На рынках, в мелких магазинах и сетевых супермаркетах, везде. Вернее, на то, что выращивается в самом Узбекистане, цены чуть ниже, а всё остальное дороже на 30 - 200 процентов! Шоколад от 100 до 200 рублей. Яблоки от 60 рублей за местные до 300 за импортные. Пакет фруктового нектара, не сока не меньше 90 рублей. Макароны российских марок от 100 рублей за пачку. 95-й бензин 80 рублей за литр. При этом транспорт, одежда не дорогие.
Вопрос четвёртый - транспорт.
Общественный городской транспорт в Узбекистане дёшев. Цена от 1400 сум за поездку в Ташкенте до 2000 в Самарканде и Бухаре. Но ходят автобусы только во время высокого пассажиропотока. Начало движения часов в 7, окончание от 20 до 22 вечера. В остальное время только такси. Такси дешевле, чем в России, но не намного. Оплата в автобусах наличкой кондуктору. В Ташкенте в автобусах можно расплачиваться транспортной или банковской картой, но российские карты не работают. Точнее, при первом предъявлении карты она принимается, и на валидаторе загорается зеленая галочка, что проезд оплачен. На самом деле деньги не списываются. При следующей попытке оплатить проезд картой появляется сообщение "карта заблокирована". К счастью, блокировка только на оплату в гортранспорте. Навигация в Ташкенте и Самарканде проста - там все маршруты и остановки знают карты Яндекса. Расписание только не совпадает. В Бухаре сложнее. Карты Яндекса знают остановки автобусов, но не маршруты.
Наиболее полезные для туристов автобусы в Бухаре:
7 - за город, около 6 км до летней резиденции Эмира Бухарского.
9 - идёт в старый город
100 - до аэропорта, меньше 5 км.
378 - до железнодорожного вокзала, около 14 км. (Вокзал Бухара-1 не в самой Бухаре, а в соседнем городе Каган)
Схему интересного туристам транспорта и локаций можно посмотреть тут.
Авиатранспорт.
Тут никаких особенностей нет. Билеты покупаются через агрегаторов или непосредственно на сайте авиакомпаний. Единственно, в Узбекистане есть лоукостер Silk Way, летающий внутри страны. Насколько мне известно, их билеты не продаются через агрегаторов. Только через кассы и сайт авиакомпании.
Железнодорожный транспорт.
Только положительные впечатления. Все вокзалы ограждены, на территорию пускают только по предъявлении билета. Там же контроль безопасности. Поезда чистые, комфортные, с кондиционерами. Расписание соблюдается. Есть пара скоростных поездов Афросиаб. Фактически это закупленные в Испании составы Talgo с максимальной скоростью до 250 км/ч
Есть пара нюансов.
- Когда я покупал билеты, покупка на сайте РЖД оказалась выгоднее покупки на сайте узбекских железных дорог.
- Невозможно задолго купить билеты из Хивы. За месяц до поездки билетов не было ни на узбекском, ни на российском сайте. Потом выяснилось, что билеты из Хивы продаются максимум за 5 дней до поездки, включая день продажи.
Такси.
Таксисты везде одинаковые. На счастье, в Узбекистане работает ЯндексGo. Выходит существенно дешевле, чем просят вольные извозчики. Никакими российскими картами расплатиться не вышло. Линейка тарифов шире, чем в России. По тарифу Старт приедет скорее всего, старый Дэу Матиз. По тарифу Стандарт - машина немногим больше, Шевроле Спарк. И только начиная с тарифа Комфорт можно быть уверенным, что приедет машина, в которую поместятся трое человек и три средних чемодана.
Вопрос пятый - размещение.
С этим просто. Booking.com в помощь. В Узбекистане большинство отелей не требует предоплату, поэтому их можно забронировать через booking.com. Через Островок тоже можно забронировать, но получится раза в полтора дороже.
Вопрос шестой - интернет и мобильная связь
Тут всё просто, потому что почти нет выбора.
Покупка узбекской симки окупается за 1 день
В Узбекистане 2 ведущих сотовых оператора Beeline.uz и Ucell.uz.
Турист может подключиться только на специальные туристические планы.
На январь 2024 года у Билайна в группе тарифов "Для гостей" самый дешевый тариф Hello1 стоит 50 000 сум (360 руб.) в месяц. За эти деньги Вы получаете 1000 минут телефонии по Узбекистану, 20 Gb трафика, 1000 СМС и звонки в Россию по 3280 сум (24 руб.) за минуту. Заплатив в 2 раза больше за тариф Hello2, получите 2000 минут и 50 Gb.
У Ucell несколько запутанно. Сначала только в пункте подключения в аэропорту, и нигде больше за 50 000 сум в месяц подключаете тариф "Теплый прием" с безлимитными звонками по Узбекистану, 10 Gb трафика, 1500 СМС. Потом можно перейти на тариф "Welcome". Подключиться на Welcome нельзя, только перейти! Welcome включает уже 22 Gb трафика и 4000 СМС, и голосовой безлимит. Звонки в Россию по 3500 сум.
Внимание, возможно мошенничество! На следующее утро после покупки симки пришло сообщение, что все мои пакеты интернета и связи исчерпаны и номер заблокирован. Предлагалось пополнить счет при помощи каких-то кодов. Но! У меня всё прекрасно работало. И отправитель сообщения был не оригинальный Beeline_UZ, а просто Beeline. Сообщение проигнорировал. 20 Gb интернета хватило на 9 дней с раздачей на 3 человек. Без фильмов. И ещё 10 осталось
Если было полезно, подпишитесь на канал. Сейчас самое время. Здесь много интересного.
-----/\-----
(Приквел. Это первая публикация в подборке) -->>> Вперёд
Это публикация в подборке Узбекистан 2023
Здесь все публикации Pepperoncio по подборкам