Большинство великих композиторов прошлого отмечали за собой симптомы, служащие как-бы предвестниками того, что наступает необходимое творческое состояние, а также специально провоцировали наступление необходимого состояния разными способами. Во многих случаях подобные симптомы и провокации, как отмечают исследователи, носят характер «неслучайных случайностей».
Например:
✔️Гайдн во время работы рассматривал алмаз на кольце своего пальца. Без этого кольца он не работал.
✔️Глинка, страдавший нервным расстройством, доходившим до галлюцинации, писал: «В промежутках между припадками, страдания становились тусклее, я садился за фортепиано и невольно извлекал фантастические звуки, в которых отражались мои фантастические же, тревожившие меня, ощущения». По этому поводу Глинка отмечал у себя чрезвычайное раздражение нервной системы, которое действовало на воображение.
✔️Бетховен опускал ноги в чашку с ледяной водой, чтобы усилить прилив к голове.
✔️Скрябин во время композиции просил любимую тетку присутствовать во время его работы.
✔️Даргомыжский так описывал состояние во время написания «Каменного Гостя»: «При нервическом моем состоянии у меня расходилась творческая жилка, как бывало лишь в молодости. Это в самом деле странное явление: сидя за фортепиано, больной и сгорбленный, я в 5 дней подвинул своего «Каменного Гостя», как бы здоровый и в 2 месяца не подвинул» «...усилия у меня нет, пишу не я, а какая то сила неведомая».
Кроме всего прочего для многих была важна обстановка:
✔️Чайковский настраивался в абсолютной тишине. Он нуждался в полном уединении и он писал об этом так: «В течение нескольких часов я не должен видеть ни души и знать, что и меня никто не видит и не слышит, сочиняя я имею привычку петь, громко петь, и мысль, что меня слышат меня стесняет. Я имею в моем распоряжении фортепиано тут же в спальне, без этих условий я писать не могу, по крайней мере спокойно и легко».
✔️Мусоргский настраивался в шумной обстановке. На рукописи «Женитьба» отмечено: «Писано гусем в квартире Стасовых, при значительном толкании народов».
✔️Россини сочинял только лёжа в постеле.
✔️Вагнер окружал себя пышной роскошью как средством, дающим внешний импульс к композиции. Вагнер пишет Листу: «Дьявол роскоши вселился в меня, и я разукрасил мой дом как возможно, более привлекательным образом. Я должен снова вступить в мир фантазии; чтоб погрузиться в сферу моего воображения, моя фантазия нуждается в помощи, моя сила воображения - в поддержке».
✔️Глюк приступал к работе в старательно выбранном платье. Также он во время работы или на концертах, где исполнялись его сочинения, делал странные движения, а также выставлял свой инструмент к палящему солнцу.
БОЛЬШЕ о НАХОЖДЕНИИ В ТВОРЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ И СИМПТОМАТИКЕ:
1. «Как композиторы входили в транс для написания музыки? Где находили вдохновение?»: https://youtu.be/cO2mlceH08Q
2. «Гениальность. Важный фактор. Мысль, путь, место»: https://youtu.be/he30_iYGMfM
3. «6 видов одаренности музыканта. Таланты композиторов»: https://youtu.be/Mj40CzsT3yo
4. «Композиторы о том, как писать музыку. Советы начинающему композитору»: https://youtu.be/FDXlmvZjqxo