Найти тему

Александр Рукавишников: герои Брейгеля - люди труда

353 прочитали

Продолжаем серию публикаций, посвященных выставке работ знаменитого скульптора "Трансформация после Брейгелей". Выставка проходит в Музее Актуального Реализма до 21 октября 2023 года

В своей серии «Трансформация после Брейгелей» скульптор Александр Рукавишников особое внимание уделил теме, очень значимой для великого нидерландского художника. Это тема труда. По мнению писателя и художника Максима Кантора, именно человек труда – ремесленник и крестьянин, является героем мира, созданного Брейгелем. Мораль этого мира проста и понятна: достоинство – в труде.

Нидерландцы ХVI века – исключительно трудолюбивый народ, «умеющий без скуки делать скучные вещи».

Далекие от возвышенных ценностей итальянского Ренессанса, жители фламандских деревень и городков в 16 веке ценили вещи простые и повседневные: чистый дом, простую еду, огонь в очаге, добротную одежду.

Эти люди твердо стояли на земле, на которой трудились, ловко управлялись с инструментами и орудиями своего труда, от души работали и так же отдыхали.

Питер Брейгель старший. Сенокос. 1565. Дерево, масло
Питер Брейгель старший. Сенокос. 1565. Дерево, масло

Живопись Брейгеля метафорична, но любому, кто внимательно смотрит, она вполне понятна. В зрелых картинах – совершенно реалистичных – художник избегает поучений, нравоучений, изображая жизнь такой, как она есть.

Это мир природных явлений, простых людей, понятных отношений, и истинных ценностей, мир, не зависящий от толкований и интерпретаций.

Эту первичность, материальность мира художник передает соответствующими средствами, не заботясь о «красивости» и изяществе. Тому же принципу следует и скульптор.

Как и у Брейгеля, образы Рукавишникова просты и одновременно монументальны, персонажи немного неуклюжи, лица их грубоваты, фигуры коренасты, но они уверенно делают свое дело, самоотверженно трудятся и самозабвенно отдыхают.

Такими людей труда изобразил на досках масляными красками Брейгель, такими их воссоздал в бронзе современный мастер скульптуры.

На многих картинах Питера Брейгеля главный герой (или тот, кого принято считать главным) буквально затерян среди толпы, так что его не сразу различишь среди множества персонажей. Скульптор, как бы следуя примеру художника, зачастую выбирает для воплощения в объеме фигуры далеко не первого плана.

Зрители на выставке «Трансформация после Брейгелей» с увлечением разыскивают на плоскости картины скульптурные образы. Объемное изображение дает возможность рассмотреть персонажа с любого ракурса, тогда как на плоскости доступен лишь один из них. На картине «Путь на Голгофу» мужчину и женщину, несущих телят, Брейгель изобразил со спины и в самой левой части, как бы уходящими за пределы плоскости картины.

Питер Брейгель старший. Путь на Голгофу. Фрагмент
Питер Брейгель старший. Путь на Голгофу. Фрагмент

Эта пара занята своим делом – им нужно донести в целости и сохранности до дома маленьких, недавно родившихся телят, это важно для их жизни, хозяйства, благополучия семьи. На остальное они не обращают никакого внимания. Пока еще ничего не знают они о каком-то Иисусе, ведомом на казнь и упавшем под тяжестью креста, на котором он и погибнет во имя и их спасения.

Картина «Битва Масленицы и Поста» рассказывает о последнем дне Масленицы, когда веселье подходит к концу и праздник жизни уже не слишком пригляден, ведь завтра начнется пост с его запретами и ограничениями. Брейгель пишет жизнь во всем многообразии, не только ее праздничную сторону: кто-то еще продолжает веселье, а кто-то трудится, чтобы этот праздник обеспечить вкусной едой. И часто это женщины.

Практически в центре композиции у Брейгеля – женщины, разделывающие рыбу, они поглощены не самой легкой работой по приготовлению угощения. Именно этих трудолюбивых особ выбрал скульптор для объемной визуализации в бронзе.

Рассматривая персонажи Брейгелевских картин и соответствующие им скульптурные изображения, невольно проникаешься мыслью о том, что повседневная жизнь человека в его маленьком мире – это, по точному выражению Максима Кантора, «самодостаточная модель большой вселенной», что «в малом сокрыто великое и всякая скромная жизнь есть монумент бытию».

Фото скульптур Антон Аксенов