Мы рождаемся, растем и развиваемся в рамках взаимоотношений. Так устроена наша природа, которая подарила нам зеркальные нейроны, которые через отражение дают нам возможность познавать себя.
Зеркальные нейроны – это уникальные клетки мозга, которые активизируются, когда мы следим за действиями других людей. В процессе их активации мозг как бы имитирует наблюдаемое действие – «примеряет» его на себя.
В детском возрасте, в детской психике есть один нюанс – она не зрелая. Это означает, что она еще не окончательно сформирована и не окончательно устойчива, а это означает, что какие-то функции, восприятие, способности либо отсутствуют на определенном году жизни, либо только начинают появляться. Психика в детские годы не такая, как у взрослого. Но взрослый не всегда это берет в расчет, общаясь с ребенком. Ему кажется, что ребенок им манипулирует, делает назло, ленится, обманывает и пр. То есть взрослый оценивает ребенка с точки зрения того, как могла бы реагировать зрелая психика. Таким образом требует больше, чем оно есть на самом деле.
Ребенок в свою очередь, в силу свой не зрелой психики, не способен в полной мере оценить происходящее и учесть весь контекст происходящего. И это тоже дает погрешности в его восприятии происходящего. Детская психика не способна вобрать всю информацию, которая происходит с ним в моменте. Он воспринимает только те моменты, которые распознает его детская система.
Например, если посмотреть на построение употребляемых предложений, чем более простые предложения в своей речи использует ребенок, такие же простые мысли протекают в его голове и такое же прямое простое восприятие. Ребенок не построит в своей голове логическую цепочку, что допустим, у мамы сложности на работе, большая нагрузка дома, она ни минуты не может посвятить себе и отдыху, она полна забот, это ее угнетает и от этого у нее не остается сил на ребенка. Детская психика способна воспринять простую форму: мама со мной никогда не играет – я ей не нужен – я не существую.
И даже тогда, когда мы стараемся быть очень хорошим родителем и создаем все условия, как нам кажется, для благоприятного развития – это не гарантия того, что именно так все и будет. Во-первых, мы социальны, и кроме отношений детско-родительских есть еще детско-общественные. И что детское восприятие возьмет извне явление непредсказуемое. Что детское восприятие возьмет из отношений с родителями также непредсказуемо.
Как на одно и тоже событие по-разному могут отреагировать два разных взрослых, так и одно и тоже событие по-разному воспримут два разных ребенка. В силу тех функций, которые наиболее развиты у конкретной психики.
След в нашей системе оставляют те моменты, которые наиболее эмоционально окрашены, при этом, которые не были переработаны психикой в силу ее не способности в тот момент времени. И эти запечатленные чувства остаются в системе и влияют на дальнейшее восприятие нас и нами даже во взрослом возрасте. Чем больше таких запечатленных чувств и состояний остается в системе человека, тем больше напряжения мы получаем, когда вырастаем.
То есть даже при казалось бы хороших условиях внутри семьи, все равно нет гарантии того, что детская не зрелая психика на каждом своем этапе будет способно воспринимать мир, как это хочет ей вложить взрослая психика. Все равно будут нюансы несоответствия.
Но подрастая, когда психика дозревает и становится взрослой, мы способны скорректировать, а возможно и высвободить то запечатленное, что когда-то появилось в системе. Но на это нужно иметь желание, готовность и способность обращаться за помощью. Потому что исцеление, как и развитие и становление происходит только через взаимоотношения. И терапия – это прежде всего терапевтические отношения.
Все поправимо, даже если когда-то что-то пошло не так.
Автор: Юлия Демидович
Психолог, EMDR-терапевт ImTT Травматерапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru