Дядя Миша выругал Андрейку. Шкодил больно много, безобидно конечно, но хлопот доставлял. То куриц из загона выпустит - по всей деревне собирай их, то велосипед в пруд закатит, то крыжовника зелёного обкушается, то ещё чего. Что же ещё в деревне летом на каникулах делать? Шкодить и озорничать. Иначе нельзя.
Вот и в этот раз Андрейка похулиганил - кота гонял по двору. То в сарай его загонит, то в кусты, то в огород. В огороде грядки. Котик-то легонький по грядкам прыг-прыг и в траву. А Андрейка мальчик уже крупный в свои семь годков, по котовым следам потоптал все бабушкины посевы. Дядя Миша и наругал его. Андрейка за это час в углу простоял ивдобавок получил свое самое нелюбимое наказание - папа с ним не разговаривал. Страшнее этого не было ничего. Уж как он не любил этого! Мальчиком Андрейка был ласковым. Подойдёт к папе обнимет его и скажет:
- Пойдем на речку, папа?
Отец не шелохнется, читает газету или смотрит куда-то в сторону. Как же в эти минуты детское сердце болит! И реветь Андрейка готов и кричать, лишь бы отец ему ответил. Но тот молчит. Минут пять пройдёт, папа сходит покурить вернётся в дом, подхватит своего хулигана и весело скажет:
- Пойдем, сынулька, на речку!
И счастлив ребёнок. Ничего ему в этот момент не надо. Вот оно счастье - отцовское внимание. Мама в сторонке сидит - наблюдает за всем этим. Если отец воспитывает парня, значит так надо - она не вмешивается. Нашкодил - отвечай по полной. Прощение будет, но не сразу.
Сидел Андрейка во дворе, ждал прощения. Песок привезли недавно, чтобы дом приподнять и свалили во дворе. Хорошая песочница получилась. Андрейка там гаражей настроил для своих многочисленных машинок, траншей накопал, палочек натыкал - целый город получился, играй не хочу. Пока играешь, не то, что отец все простит, а ещё и потеряет тебя, позовет к обеду ласковым голосом.
Так и сидел шалопай. Игрался.
- Вжжжжж! - съезжала машинка с горки, - Бррррум! - Спускалась. - Пух! - Врезалась и толкала другую.
Хлопнула зеленая дверь с потрескавшейся краской - папа вышел курить. Как обычно смотрел куда-то вдаль. Нахмуренный, серьёзный. Отец почти всегда такой - сосредоточенный, собранный. Но если только чуть заиграется с Андрейкой, сразу меняется. Даже непонятно становится кто из них больше ребёнок - малой в свои семь или папа в свои тридцать. Уж настолько они увлечены бывают, что того и гляди папа сядет машинки в песке катать, а Андрейка, ничуть не удивившись, рядом разместится.
Но сейчас отец был хмур. Андрейка это прекрасно чувствовал, спиной. Жужжать при отце шалопай не стал, а только лишь тяжело и иронично, по-детски вздыхал, ожидая реакцию папы.
Но никакой реакции не было. Папа докурил свою Балканку, ловко метнул окурок куда-то далеко в траву и уже было потянулся к двери...
С дороги послышалось скрипучее заунывное пение и задилидонил велосипедный звонок. Это дядя Коля поехал в магазин за добавкой и распевал, себе в седую бороду:
"Из-за оооострррова на стрррежеееень!". Он сильно тянул гласные и рычал, будто бы из автомата строчил короткими очередями букву "р". Поравнявшись с заулком, где сидел Андрейка, дядя Коля резко остановился и с криком:"Ну еп!" полетел с велосипеда через руль. Свалился певец прямо в лужу. Плюх и все. Папа застыл, Андрейка тоже притаился. Встал дядя Коля, отряхнулся, топнул ногой и пальцем грозит двухколесному:
- Плохой велосипед! Плохой!
Поднял велосипед из лужи и дальше поехал и поет опять, как будто и не было ничего.
Папа засмеялся да так заразительно, что и Андрейка колокольчиком захохотал. А пока смеялись поймали взгляд друг друга, да и забылись сразу все обиды. Человек всегда ведь когда смеётся ищет во взгляде другого что-то родное, что только им, смеющимся, понятно. Ну а отцу с сыном куда ещё роднее быть в такой миг.
- Собирайся, Андрейка, пойдем на речку. - Смеясь, говорит отец.
- Урааа! - Закричал счастливый ребёнок и побежал в дом.
Февраль 2016 г.
Рассказ «Плохой велосипед!» - победитель конкурса «Северная звезда 2016» в номинации «проза», литературного журнала «СЕВЕР».