Наконец пазлы сложились, и я знаю, как мне написать про Сейран. Никак не удавалось мне найти главную идею этого образа. Не знаю, такой ли была главная идея образа Сейран в записках Гюльсерен Будайджи'олу, положенных в основу сценария, как поняла его я. Но на основе изучения того фактического текстового и видеоматериала, представленного в сериале, у меня получилась именно такая интерпретация образа главной героини сериала. А главную идею образа подсказал Ферит.
Сейран: Ферит, всё, что ты видел (о встрече с Юсуфом), ты неправильно понял.
Ферит: О чём ты? Я не то видел, не так всё понял. Зачем с ним надо было встречаться? Кто он? Я же спросил тебя, угрожал ли он тебе?
Скажи, как теперь тебе доверять? Как, скажи?
Это не дом твоего отца, Сейран. И тем более не Антеп. Это Стамбул, а ты Сейран Корхан. Когда ты это поймёшь? Когда поймёшь?
Ты лгунья, Сейран. Если бы ты говорила правду, то тогда бы ты не молчала и не опускала глаза. До чего ты меня довела? Из-за тебя я себя ненавижу.
Это не дом твоего отца, Сейран. И тем более не Антеп. Это Стамбул, а ты Сейран Корхан. Когда ты это поймёшь? Когда поймёшь?
В этих словах Ферита логический ключ к пониманию мышления и поведения Сейран. Теперь все эпизоды, демонстрирующие мышление и поведение Сейран, выстраиваются в логическую последовательность, раскрывающую суть образа Сейран в сериале.
В первый день пребывания Сейран в особняке Ифакат, проводя инструктаж о том, как теперь Сейран вести себя в доме Корханов и вне его, говорит: "Самое главное, что ты теперь Сейран Корхан. Не забывай, и веди себя соответственно".
И Ифакат-ханым была права, обозначив самую главную проблему, от которой теперь будут зависеть все события в особняке Корханов.
Сейран Шанлы вынуждена была расписаться в книге регистрации браков и формально стать Сейран Корхан. Но роспись не поменяла в одночасье ни её сознание, ни её самоидентификацию. Она по-прежнему мыслит себя и воспринимает всё вокруг себя как Сейран Шанлы. В её сознании работают те жизненные смыслы, идейные установки и стереотипы поведения и мышления, которые к моменту замужества были сформированы в семье и в социо-культурной среде города Антепа, бывшего крупным богатым и процветающим городом Османской империи, до сих пор являющимся хранителем османских традиций.
Ведь не случайно создатели сериального проекта "Зимородок" выбрали для сценария именно эти два города - Стамбул и Антеп, с разной, если не сказать альтернативной социо-культурной средой. И не случайно они в лице главных героев, принадлежащих к разным, если не сказать альтернативным социо-культурным средам, сталкивают во взаимодействии старые и новые традиции, бытующие в Турции, и показывают через конкретное поведение героев как трудно на индивидуальном уровне происходит взаимодействие этих традиций.
Процесс слияния и взаимодействия разных культур в политологии часто называют плавильным котлом. В каком-то смысле таким котлом плавления разных культур можно назвать и супружескую комнату Ферита и Сейран. Там всё время шумно и горячо идёт процесс плавления, которым управляет Ферит, ведя этот процесс к его верхней смысловой точке - рождению ребёнка, к соединению двух наборов разных генетических кодов.
В турецких традициях, корнями уходящими в культуру Османской империи, активно просуществовавшую в течение четырёх столетий, сформировалась определённая иерархия социальных ценностей, которая сохраняется в ментальности турков до сих пор и во многом определяет их оценки, самоидентификацию и при всех индивидуальных разностях семей в общих базовых чертах определяет жизненный уклад в турецких семьях. Эта иерархическая система социальных ценностей является той идейной базой, на которой создаётся и поддерживается единство турецкого общества, несмотря на существующие в обществе оппозиционные настроения и политические течения.
В этой турецкой иерархии социальных ценностей верхний уровень занимает уважение и почтение к верховной власти, как к социальному институту, поддерживающему единство общества и порядок в нём. Но в сериале тема отношения героев к верховной власти отсутствует полностью, что определяется идеологическими задачами проекта сериала "Зимородок". События в сериале строятся исключительно на уровне семьи, а тема социо-культурной разности мышления и поведения героев и персонажей сериала развивается косвенно и существует только для тех зрителей сериала, которые о ней догадываются.
Судя по комментариям к публикациям этого канала, многие зрители рассматривают поведение героев сериала исключительно на уровне их личных отношений, без анализа всех этих социо-культурных прибамбасов, которые только мешают насладиться эмоциональными переживаниями. Они воспринимают и анализируют мышление и поведение героев, основываясь на тех стартовых стереотипных характеристиках героев, которые сценаристы транслируют зрителям в начале сериала. Ферит - избалованный внук и сын из богатой семьи, не работает, ловелас, прожигатель денег и жизни, странно одевается, странно ведёт себя, не по правилам, дурашлив, пьёт и тусит по ночным клубам. Сейран чистая, девятнадцатилетняя девушка, любит маму и сестру, страдает от побоев отца, хочет учиться, отец много средств вкладывал в её воспитание, она обучена французскому и английскому языкам, музыке, рисованию, этикету и хорошим манерам, выдана насильно замуж, стала невинной жертвой старых традиций и произвола жестоких родственников, живущих в этих традициях.
Эти зрители не принимают во внимание прошлое героев и не рассматривают их мышление и поведение в развитии. Тогда зачем и о чём снимались 118 серий первого сезона, если не о процессе духовного роста героев, если он, конечно, у некоторых есть?
Повторюсь, что события в сериале строятся исключительно на уровне семьи. Семья в турецкой культуре самая важная ценность. Но для турков имеет значение также и их репутация, связи и мнения социума города или тех поселений в сельской местности, в которых они живут. Жизнь турков вне семьи во многом определяется стандартами жизни этих социумов. Вспомним, что семья Шанлы поспешила переехать в Стамбул именно потому, что о Суне в Антепе стали распространяться плохие репутационные слухи как о перспективной невесте.
Представления о семье российского зрителя значительно отличаются от того, что подразумевается под понятием семья в турецкой культуре. У нас семьей считаются родители (мужчина и женщина), дети и родители родителей (дедушки и бабушки), иногда живущие в семьях у одного из своих детей. Это основной состав семьи. Все люди, связанные родственными узами, но не являющиеся членами семьи - это родственники.
Состав турецкой семьи по отношению к нашей можно считать семьей расширенного состава, живущей часто под крышей одного дома. В её состав могут входит и родственники второй и третьей степени родственности, принятые в семью своих родственников, иногда даже дальние, если вдруг они по несчастью, по потере своей семьи или по стечению других обстоятельств оказались в одиночестве, без покровительства старших родственников. В состав такой семьи могут входить, вдовы сыновей (как Ифакат), незамужние тети (как тетя Хатидже, всю жизнь любившая Халиса и так и не вышедшая замуж), дети родственников, оказавшиеся сиротами, родственники, временно испытывающие какие-то трудности.
Глава семьи (в турецких семьях с традиционным укладом) имеет власть минимум над двумя-тремя поколениями родственников, живущих под одной крышей, как это мы видим в семье Корхан.
Глава семьи не может пренебречь и отказать родственнику в помощи, если тот обратился к нему. Он обязательно должен принять его и найти ему место в своём доме. Иначе он подвергнется осуждению окружающих.
Вот почему Халис, узнав от Хаттуч о проблемах, связанных с замужеством Суны, берёт Суну под своё покровительство и поселяет её в особняке. Она по-прежнему считается дочерью Казыма и членом семьи Шанлы, но временно живущей родственницей в семье Корханов с правом сидеть за общим родственным столом. Причём подтолкнул деда взять под своё покровительство Суну именно Ферит. Это к тому, что некоторые зрители считают, что Ферит в сериале не работает и ничем полезным не занимается.
Почему Казым согласился отпустить Суну на жительство в особняк? Потому что Халис и Казым родом из Антепа. Они оба разделяют традиционные взгляды на семью.
Поженив детей, они тем самым объединились в одну семью. Казым сразу же после свадьбы постоянно напоминает Корханам, что они теперь одна семья, что теперь у них якобы всё должно считаться общим. Не будь у Казыма намерений использовать Корханов для устройства своих имущественных интересов в Стамбуле, он с его гоношистостью Аги, может быть, и не отпустил бы Суну. Но право отца следить за жизнью незамужней дочери, предоставляет ему возможность приходить в особняк на правах родственника всегда, когда ему заблагорассудится повидаться с дочерьми, мониторить обстановку в особняке и подливать масла в огонь кипящего котла, дабы Корханам не скучно жилось.
Использовал эти традиционные семейные установки, зомбирующие турков, и Юсуф, придя просить родственного покровительства Халиса, чтобы, на самом деле, проникнуть в особняк к Сейран. Он использовал в качестве визитной карточки, открывающей доступ к чувствам Халиса, представившись его земляком, приехавшим в Стамбул на заработки, что правда, и дальним родственником, что неправда. Слова "земляк" и "родственник" подействовали на Халиса как ключевые слова, запускающие специализированную программу помощи родственникам, и он приказал Латифу найти Юсуфу работу на кухне.
Халис-ага: " Ты наш земляк и дальний родственник. Мы поможем тебе стать на ноги. Будешь помогать в домашних делах на кухне, а там видно будет".
Ферит попросил маму Гюльгун убрать Юсуфа из особняка. Мама Гюльгун пообещала сыну, что постарается подыскать другую работу Юсуфу где нибудь в компании подальше от особняка. Но сделать ничего не смогла, потому что Юсуф теперь находится под покровительством старшего родственника. Как говорит Халис-ага: " Никому здесь не дано право говорить слово поверх моего!"
После развода, выйдя из зала суда Сейран упала в обморок. Ферит подхватил её. Но теперь он уже не муж, и родственники Сейран и Тарык Саффер, решив, что место возле Сейран освободилось, сказали, что они теперь сами позаботятся о Сейран. Ферит волновался о здоровье Сейран, и просил своих родственников отпустить его в дом Казыма узнать о её самочувствии, на что получил категорический отказ. Ферит ночью, уйдя из дома через террасу, упросил Абидина отвезти его к Сейран. На стук дверь открыл Казым, и не хотел впускать Ферита. Ферит, выпив до этого для храбрости, начал умолять Казыма разрешить ему увидеть Сейран. (Привожу текст речи Ферита полностью. настолько она эмоционально напряженная и впечатляющая).
Ферит: «Не надо кричать. Я пришёл сюда с миром. Дай мне минуту. Всего одну. Слушай в память о нашем прошлом. Ради Аллаха прошу. Ради Антепа. Дай две минуты. Просто послушай. Послушай, папа Казым. Ради Аллаха. И ради Антепа. Прошу выслушай. Потом ударь, если хочешь. Или избей. Что угодно. Но сперва дай мне сказать. Папа Казым можно мне увидеть Сейран. Только выслушай. Я очень волнуюсь. Мне страшно. Умоляю. Прошу. Все мои мысли о ней. Умоляю, папа Казым. Ну, папа Казым, две минуты. Я попросил всего две минуты. Я ведь это заслужил. Заслужил знать. Ты ведь был мне как родной отец. Я любил тебя как отца. Впервые в жизни. Впервые после деда и отца я испытал подобные чувства. Так и знай. Я ведь был готов ради тебя на всё. Разве ты не знаешь. Ты же видел, папа Казым. Я закрыл тебя от пули. Не колеблясь ни секунды. Ни секунды... Кто бы так поступил? Я даже не задумался, папа Казым. Я так поступил, потому что ты мне как отец. Потому что я люблю тебя. Я знаю, ты всегда хотел, чтобы у тебя был сын. Но не вышло. Ты видел во мне своего сына, я это знаю, знаю... Папа Казым я ведь любил тебя как члена семьи. Тебя, тётю Хаттуч, Суну, маму Эсме. Я любил их всех как родных. Теперь так всё изменилось. Я не знаю. Я не могу возразить, не могу вмешаться. Я не справляюсь. Я не могу этого вынести этого, папа Казым. Слушайте, если что-то случится с Сейран, я не переживу. Я её больше всех на свете люблю. Я люблю её больше жизни. Я тебе клянусь. Я её люблю. Умоляю, дай две минуты. Проверю, как она, и уйду. Я не причиню хлопот. Я даю тебе слово. Слово сына. Пожалуйста».
Сколько не просил и не умолял Казыма Ферит, достучаться до его сердца и немного смягчить его, Ферит смог только обратившись к родственным чувствам Казыма.
Сейран слушала речь Ферита у открытой двери своей комнаты со слезами на глазах. Она боялась ослушаться отца. Казым приказал им с Суной не выходить из комнаты. Наконец, не выдержав, она со словами «Я в порядке» вышла к Фериту. Ферит обнимает её и долго не может выпустить её из своих объятий.
Сейран стоит в слезах, но не поднимая рук, чтобы в ответ обнять Ферита. Сейран находится в пространстве дома отца. Здесь царит закон Антепа и Казыма, запрещающий незамужней женщине проявлять инициативу. Она может только постоять истуканчиком и подождать приказа, что ей делать дальше.
Сначала Сейран понравилась Халису.
Вот она Сейран Шанлы на второй день после приезда в Стамбул стоит в устойчивой уверенной стойке с широко расставленными ступнями и широко разведёнными руками опершись на перила террасы, смотрит вдаль на голубые воды Босфора. Она, наконец, осталась одна, наедине сама с собой. Вокруг ни одного Корхана. Один Аллах знает, какие мысли сейчас бродят в голове этой девятнадцатилетней девушки, впервые покинувшей родной город и родительский дом. Сейран Шанлы - это хорошо развившийся в Антепе росток, который вырвали из почвы Антепа, посадили в машину, увезли далеко за тысячу километров от родной почвы и высадили в почву Стамбула, в цветочном горшке особняка Корханов.
Наивные Корханы понадеялись что из антеповского ростка расцветёт цветок какой-то иной породы и природы, чем сам росток? Они думали, что Сейран станет одной из Корхан? Ох, как они ошибались...
Версии и аргументы в пользу той точки зрения, что Сейран Шанлы никогда внутренне не станет Сейран Корхан и всегда будет источником проблем, сор, скандалов и негатива внутри семьи Корхан, и что Корханы правы, что отторгают её присутствие в их семье, в следующих публикациях.