Тему можно было бы взять шире — в американском искусстве в целом, в первую очередь в литературе, где детей и подростков, начиная с персонажей Марка Твена, полно. Но во-первых, это была бы слишком уж общая постановка вопроса, и во-вторых, Том Сойер и Гекльберри Финн ребята, конечно, хорошие, но совершенно не «крапивинские». Вот детишки из «Что-то страшное грядёт» (в других переводах: «Надвигается беда», «И духов зла явилась рать», «Жди дурного гостя») Рэя Брэдбери — эти да, очень даже похожи на крапивинских персонажей. Как и детишки у Стивена Кинга. Вот с последнего и начнём.
Чем крапивинские мальчики отличаются от обычных детей? Верой в чудо в первую очередь. Стремлением к справедливости. Можно было бы добавить сюда стремление к дружбе, преданность своим и тягу к приключениям, но подобные качества бывают у любых детей, не только у крапивинских персонажей. Возвращаясь к детишкам из американского кино, дети из экранизаций Стивена Кинга походят на крапивинских как минимум по одному параметру — вере в чудо. А как в него не поверить, если чудеса (в том числе весьма жуткие) происходят именно с тобой?
Чисто крапивинская команда верных друзей появляется, например, в обеих экранизациях романа «Оно». Следует отметить, что тема взрослых, которых не отпускает их детство, также часто встречается в творчестве Крапивина. А тут данная тема подана в химически чистом виде — взрослым людям, оказавшимся в жизненном кризисе, приходится в буквальном смысле возвращаться в город детства и закрывать там свой гештальт, уничтожая местное воплощение зла.
Ещё одна крапивинская тема — так называемые койво, то есть дети, одарённые какой-либо сверхъестественной способностью. Вот уже чего у Стивена Кинга полным-полно. Одна Кэрри чего стоит. Но она всё-таки на крапивинского мальчика (и даже девочку) не слишком похожа, у неё своя история. Зато на крапивинских персонажей очень даже походят Дэнни из «Сияния» (роман экранизирован в 1980-м) и Чарли Макги из «Воспламеняющей взглядом» (экранизирован в 1984-м).
Стивен Кинг велик и ужасен, но на нём одном свет клином не сошёлся. Поскольку речь зашла об особенных детишках, невозможно не вспомнить дружную компанию весьма крапивинских мальчиков и девочек из сериала «Очень странные дела». Сам сюжет — ребёнок, пострадавший от бесчеловечных экспериментов злых взрослых и сбежавший от них, а затем ставший другом (то бишь подругой) группы мальчишек и девчонок, — абсолютно крапивинский.
Столь же крапивинский по своей сути сюжет и у классической голливудской комедии «Один дома». Маленький мальчик, на праздники оставшийся в одиночестве и вынужденный противостоять (притом успешно) парочке нехороших взрослых… и даже друг у него появляется, старик Марли, но он взрослый и потому может помочь разве что советом — такая деталь для творчества Крапивина весьма характерна.
Конечно, не все фильмы о детях, противостоящих нехорошим взрослым, можно причислить к крапивинским. Как минимум, сами дети должны быть достойными, а не такими, как, например, в фильме «Хороший сын» (в другом переводе «Добрый сынок»), где Марка Эванса играл тот же Маколей Калкин, что и героя «Один дома». Помимо детей как главных героев и притом положительных персонажей, в фильме должно также присутствовать какое-то чудо. Не обязательно доброе, у Крапивина тоже хватало опасных и злых чудес, одни разумные манекены чего стоят… По таким критериям к крапивинским детям с полным основанием можно отнести героев франшизы «Детские игры».
В самом первом фильме, снятом в 1988 году, шестилетнему Энди Баркли противостоит взрослый злодей, маньяк Чарльз Ли Рэй, вселившийся в куклу «Хороший парень». Отметим одну чисто крапивинскую деталь, которая ярко проявляется, к примеру, в трилогии «Голубятня на жёлтой поляне» — угроза детям вполне реальна и весьма опасна, но из-за её мистической природы взрослые в неё не верят, детям приходится справляться с ней самостоятельно. Впрочем, некоторые взрослые (в «Голубятне…» это Яр Родин, звездолётчик, оказавшийся в ином мире) поневоле оказываются участниками «детских игр» и помогают по мере сил. Точно также и в американском фильме «Детские игры» Энди в финале спасают его мать Карен и детектив Майк Норрис.
Своего апогея франшиза достигла в продолжающем выходить (сейчас идёт третий сезон) сериале «Чаки». Вполне по крапивинским шаблонам, на первый план, как и в «Очень странных делах», выходят дети. Они берут на себя миссию по окончательному решению маньячно-кукольного вопроса. Как и персонажам крапивинской «Голубятни…», им противостоит уже не злодей-одиночка. К маньяку присоединяется его боевая подруга, а кукольных тел оказывается намного больше одного… Однако нет сомнений, что по заветам Крапивина, дети в конечном итоге победят. Иначе в Голливуде и быть не может.