Найти в Дзене
*Соцрежим

Роковая гибель дирижабля-рекордсмена и его экипажа: 1938, Кандалакша, крушение "СССР В-6"

На карте Небло-гору обозначили как... болото! Февраль 1938, в белом безмолвии Арктики полярную станцию папанинцев на отколовшейся льдине вынесло в Гренландское море и втягивало течением в тёплую Атлантику. Полярники Папанин, Кренкель, Ширшов и Фёдоров были в смертельной ловушке. Ледоколу до них - две недели пути... Самый крупный советский дирижабль полужёсткого типа "Осоавиахим" готовился к перелёту Москва - Новосибирск, когда стало известно, что полярная научно-исследовательская дрейфующая станция “Северный полюс-1” во главе с Папаниным терпит бедствие. Требовалась эвакуация экспедиции с дрейфующей льдины. И планы "Осоавиахима" экстренно изменили. Спасти полярников На спасение папанинцев решили отправить СССР В-6 "Осоавиахим" с командиром корабля Николаем Гудованцевым (налёт - более 2000 часов; за участие в спасательной операции награждён орденом Красной Звезды) и бортинженером Владимиром Устиновичем. СССР В-6 "Осоавиахим" построили в 1934 году, а спустя три года он прославился на в
Оглавление

На карте Небло-гору обозначили как... болото!

Февраль 1938, в белом безмолвии Арктики полярную станцию папанинцев на отколовшейся льдине вынесло в Гренландское море и втягивало течением в тёплую Атлантику. Полярники Папанин, Кренкель, Ширшов и Фёдоров были в смертельной ловушке. Ледоколу до них - две недели пути...

Самый крупный советский дирижабль полужёсткого типа "Осоавиахим" готовился к перелёту Москва - Новосибирск, когда стало известно, что полярная научно-исследовательская дрейфующая станция “Северный полюс-1” во главе с Папаниным терпит бедствие. Требовалась эвакуация экспедиции с дрейфующей льдины. И планы "Осоавиахима" экстренно изменили.

-2

Спасти полярников

На спасение папанинцев решили отправить СССР В-6 "Осоавиахим" с командиром корабля Николаем Гудованцевым (налёт - более 2000 часов; за участие в спасательной операции награждён орденом Красной Звезды) и бортинженером Владимиром Устиновичем.

СССР В-6 "Осоавиахим" построили в 1934 году, а спустя три года он прославился на весь мир, установив рекорд беспосадочного перелёта. Советский дирижабль провёл в воздухе 130 часов 27 минут и побил рекорд германских воздушных судов такого типа.
Весь экипаж СССР В-6
Весь экипаж СССР В-6

Сначала экипаж попросил тренировочный полёт Москва — Петрозаводск — Мурманск — Москва. В случае его успешного завершения аэронавты были готовы отправиться на эвакуацию папанинцев с арктической льдины.

И 5 февраля 1938 года в 19 часов 35 минут "Осоавиахим" вылетел из московского дирижаблепорта.

-4

Начало полёта

Однако в этот раз нелётная погода сразу предсказывала неудачу. Но судно с опозданием вышло в рейс и к ночи достигло Череповца.

Первый отрезок пути проходил при низкой облачности и снегопаде, а затем ещё и в условиях сильного тумана в течение пяти часов. Затем были участки с метеоусловиями получше и похуже.

-5

И вот впереди - Мурманск. Местное население, как и вся страна, переживало и за папанинцев, и за аэронавтов. И рабочие проявили смекалку - они зажгли вдоль железной дороги на Мурманск костры.

Экипаж "Осоавиахима" не мог знать о такой инициативе, они удивились многочисленным огням на земле, но не связали их со своим полётом. Опытный штурман Ритсланд не понимал, где в данное время находится дирижабль и направил его по прямой, пользуясь картами якобы 1906 года.

Прошли почти сутки... В 18 часов 56 минут 6 февраля радист «СССР В-6» передал очередную сводку на землю. Больше "Осоавиахим" на связь не вышел...

Фатальная катастрофа

Учитывая усиливавшуюся метель, было решено двигаться всё же вдоль железной дороги. На подходе к Кандалакше в условиях полярной ночи, непогоды и отсутствия точных карт местности экипаж потерял ориентировку.

И вскоре - крики, грохот, вспышка, взрыв!.. Это дирижабль налетел на Небло-гору в 24 километрах к юго-западу от Кандалакши и в 18 километрах западнее станции Белое море. Из 19 человек экипажа погибли 13. Высота горы - 445 метров.

Геолокация и статистические цифры крушения крупнейшего советского дирижабля стали известны позднее. А тогда помощник командира дирижабля Почекин лишь успел услышать истошный выкрик штурмана Мячкова: «Летим на гору!», далее всё произошло очень быстро.

  • На карте в этой местности горы не было.

Почекин выжил в страшной катастрофе и позднее рассказал, что командир Паньков резко задрал нос дирижабля кверху - обеспечить кораблю подъём, а помощнику Почекину приказал повернуть руль направо.

"Через несколько секунд я услышал шум: корабль задевал за деревья. Затем раздался резкий треск, и корабль, налетев на гору, повалился на нее. Я очутился среди груды обломков металлических частей гондолы и киля корабля, а сверху меня накрывала оболочка". Почекин.

Со слов Почекина, пожар начался в ту же минуту, вероятно, он возник от замыкания цепи электрорадиооборудования, вспыхнул водород, которым наполняли корпуса дирижаблей.

"Я начал выбираться из корабля. Вдруг я совершенно случайно провалился в какую-то яму, и это оказалось для меня спасением. Здесь же были Новиков, Устинович, Матюнин, Воробьев". Так описал завершения своего злоключения Почекин.
-6

Место падения дирижабля и экипаж обнаружили ранним утром 7 февраля. Их нашла одна из отправившихся на поиски групп лыжников, ей руководил лесовод Никитин. Любопытно, что из 6 выживших аэронавтов трое везунчиков были совершенно целые.

-7

12 февраля 1938 года погибших членов экипажа дирижабля СССР В-6 «Осоавиахим» похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве.

Версии причин крушения

А эксперты после расследования заключили: в течение всего полёта техника и вообще вся материальная часть дирижабля работала безотказно. Причиной катастрофы стало отсутствии на борту надёжных средств навигации, также признали недоработку системы управления.

-8

Штурман вёл корабль по устаревшим картам, и в районе горы Небло там было обозначено болото. Так значится во всех источниках. Карты нынешней Мурманской области 1906 года в интернете я не нашла (только распространения животных на этой территории, на ней нет других отметок, только картинки животных).

Читала о другой версии крушения "Осоавиахима" - штурман не учёл (и не мог учесть по техническим причинам) магнитное склонение. Так называют погрешность направления стрелки компаса при воздействии на прибор подземных металлосодержащих залежей. Якобы он по неведению направил корабль на гору, доверившись прибору.