*Ремиссия — период течения хронической болезни, который характеризуется значительным ослаблением или исчезновением её симптомов.
Процесс выхода из РПП, как правило, долгий и сложный, но, мне кажется, когда ваше эмоциональное состояние перестает зависеть только от еды — это ни с чем не спутаешь.
Ниже перечислю ключевые признаки ремиссии и состояния, к которому можно стремиться:
1. Еда уже не вызывает ярких эмоций. В норме она рассматривается в первую очередь как топливо; удовольствие и неудовольствие от нее вторично. А для людей с РПП еда — фактор, который сильно влияет на эмоциональное состояние: например, некоторые больные сильно расстраиваются, если еда была недостаточно вкусной и не принесла эмоционального удовлетворения, и даже переедают после этого. В ремиссии еда может ощущаться вкусной, приносить приятные ощущения. Но даже если дома есть только пустая гречка, вы можете съесть ее без эмоционального дискомфорта и последующего недовольства собой и своим поступком.
Здоровое отношение к еде подразумевает отсутствие желания прятать/избегать и выбрасывать еду, отсутствие желания набивать желудок до боли и заранее готовиться к срывам.
В ремиссии еда точно не центр жизни. Это самое главное.
2. Нет жёстких ограничений. Вы едите все что хотите, но при этом у вас есть внутренние рамки, помогающие поддерживать здоровое состояние организма и заботиться о нем. Например, вы не лакомитесь чипсами каждый день, но иногда можете позволить себе их съесть без страха поправиться. Это дает внутреннее ощущение свободы от пищевой зависимости.
3. Мнение окружающих не самое важное. У вас есть устойчивая адекватная самооценка, которая не зависит от мнения окружающих. Если кто-то говорит о вас что-то плохое, вы не соглашаетесь с этой идеей автоматически. Вы можете выслушать конструктивную критику и сделать для себяя заметку, но если вас назовут «толстой» или «глупой», то вы сможете адекватно отреагировать: например, чувством злости, выражением своего несогласия, самозащитой, установление границ («со мной так нельзя») или просбой не давать вам оценок.
4. Нет навязчивых мыслей о своем несовершенстве. Вы принимаете идею, что все не идеальны и что быть идеальной невозможно. Вы также осознаете, что само по себе стремление к совершенству не имеет особого смысла.
Да, и в период ремиссии к вам в голову могут приходить тревожные или другие негативные мысли, но вы можете их декатастрофизировать, опровергать. Вы умеете не верить в эти идеи и видите за ними объективную реальность.
Вы разрешаете себе делать «хреново», разрешаете получить 3, разрешаете выйти из дома ненакрашенной. Разрешаете себе быть собой. Без страха осуждения.
5. Нет навязчивых проверок своего тела/веса. Вы не измеряете свои части тела, не разглядываете их. Конечно, моменты с контролем тела индивидуальны, ведь в норме люди тоже следят за собой. Самое главное — ваше отношение к этому. Вес в ремиссии не представляет для вас большого интереса, а взвешивания не затягивают в порочный круг диет и ограничений.
Лично я перестала взвешиваться, когда прекратились срывы: было просто неинтересно, а то, что все ок, видно и в зеркале.
6. Уважительное отношение к себе (в первую очередь) и к близким людям. Вы — не центр Вселенной, но ваши желания и границы первичны, они важнее, чем мнение других, особенно чужих людей. Я, как и многие другие специалисты, считаю, что в терапии РПП важно восстановить аспект здорового отношения к себе, не только к телу, но и к чувствам, и образу Я. Уважение к себе неразрывно связано с уважением к другим: для здоровой личности важно уметь слушать, слышать, ценить, любить других и заботиться о них.
7. Проживание своих чувств без «обезболивающих» в виде конфет/веществ, без ненависти к себе. У вас нет желания заглушить эмоциональную боль едой или ограничениями. Навык проживания чувств ведет, как минимум, к двум позитивным следствиям:
Вы можете регулировать свои чувства, успокаивать себя, настраивать себя на хорошее. И ваш внутренний голос, который говорит, что вы справитесь, также важен, как и поддержка близких.
Вы умеете справляться с трудностями, разрешаете себе плакать и грустить, но в конечном итоге самостоятельно поднимаетесь после падений и двигаетесь дальше.
8. Вам не нужно «отрабатывать» еду и сжигать калории. Просто не возникает такой мысли и потребности. Еда в целом не измеряется количеством калорий.
Вы можете любить праздники, а можете не любить, но они не вызывают животного страха перед застольями. Хотя неприятная ассоциация с ужасной обжираловкой может оставаться на протяжении нескольких лет.
9. Нет самообмана. Даже близко нет мыслей «я сейчас не поем и сделаю вид, что этого не было» или «я вырву, но это не считается».
10. Вы можете есть в общественных местах и не сравнивать свою еду с чужой. При этом основной фокус внимания сохраняется на общении, а не на процессе еды.
11. Вы можете общаться с людьми, говорить о своих чувствах и потребностях, обращаться за помощью. Возможность без тяжких моральных усилий обращаться за поддержкой страхует вас и дает дополнительную опору на будущее. Это очень помогает не изолироваться в тяжелые моменты.
12. Адаптивность. Вы готовы жить в меняющемся мире и справляться с тем, что многое не поддается контролю. Есть внутренняя гибкость, и ваша жизнь не рушится, когда что-то идет не по плану.
13. Стрессоустойчивость. Вы умеете наблюдать за собой и вовремя выбирать вариант поведения. Между вами и вашими реакциями есть пространство бережного к себе отношения. При наличии даже серьезных стрессовых событий стрессоустойчивость позволяет не скатиться в рецидив РПП, выдержать давление реальности и действовать осознанно.
Автор: Яна Бубенщикова, специалист по работе с РПП.