В Абакане проживает достаточно много художников, как профессиональных, так и тех, кто еще учится или занимается этим видом творчества просто для себя. Сегодня еще совсем маленькая, но уже довольно опытная художница Кира БАРИНОВА поделилась с нашим изданием личной историей о том, как она пришла в декоративно-прикладное искусство и чем живет начинающий художник.
— Кира, как ты стала художником?
— На данный момент я только учусь этому. Родители всегда отмечали, что в детстве мне нравились всего две вещи — книжки и краски. И второе меня определенно привлекало больше. В начальной школе я посещала очень много кружков: вязание, декоративно-прикладное творчество и даже театральный. В детстве мне это нравилось, ведь я могла сама выбирать кружок по интересам. В 13 лет поступила в Минусинскую детскую художественную школу, это давалось мне нелегко, потому что все мои одноклассники были младше. Так получилось, потому что я пропустила подготовительный этап перед школой, который обычно проходят все дети. Это было очень непросто, но в то же время у меня был стимул, потому что я загорелась этой идеей и в художественной школе чувствовала себя в своей тарелке. Именно «живопись», «рисунок» и «композиция» стали моими любимыми предметами, по сравнению с общеобразовательными. Так я решила, что искусство станет моей основной деятельностью по жизни. Ну а сейчас пока учусь, совершенствую свои навыки и продумываю то, как это все можно будет использовать в будущем.
— Есть ли предпочтительные направления или техники, в которых рисуешь?
— Сейчас в основном работаю в смешанной технике, ее особенность состоит в том, что в работе используется два и более материала. Например, рисунок, выполненный тушью, у которого тени проработаны акварелью, и всё это анимировано в дальнейшем. Прелесть данной техники в том, что она позволяет добиваться очень яркого эмоционального окраса работы. На мой взгляд, смешанная техника не имеет равных. Она открывает перед художником целый спектр возможностей передачи художественного образа. Смешанная техника является относительно новой и достаточно популярной на протяжении последних нескольких лет, и я не смогла устоять, чтобы ее не опробовать и не изучить все возможности материалов.
— А любимые материалы?
— Если говорить об изобразительном искусстве, то мне ближе всего живопись. Поэтому мои любимые материалы — краски: акриловые, темперные и масляные. Если говорить о декоративной живописи, то я предпочту темперу-ПВА, поскольку она дает возможность работать в разных техниках и стилях. Ложится этот материал достаточно плотно и позволяет создавать очень разные, отличающиеся по колориту работы.
— Поддерживают ли тебя в этом родственники?
— Семья всегда поддерживала меня в творческих начинаниях, особенно мама и бабушка. Они каждый вечер были свидетелями, каких трудов мне стоили занятия в художественной школе, как я подготавливала наброски, эскизы и т. д. И помогали мне в этом, не буду скрывать. Моя семья совершенно не творческая, кроме меня никто не приобщен к искусству. Многие в моей семье являются врачами, и в детстве я тоже подумывала о том, чтобы им стать, но этого не произошло. Но мне рассказывали семейные истории о том, что мой дедушка, который был физиком, математиком, увлекался живописью и в свободное время писал картины. Также родители поддержали мою идею поступить в вуз на творческую специальность, говорили о том, что я сделала правильный выбор, потому что творческий человек всегда будет востребован. За это я им очень благодарна, потому что знаю истории тех, кому родители говорили, что искусство не поможет заработать на жизнь… А поддержка родителей бывает очень нужна.
— Что тебе больше всего нравилось в процессе обучения?
— В художественной школе любила живопись и люблю ее до сих пор. В институте мы изучали различные техники, начиная от кружевоплетения и вышивания гобелена, заканчивая росписью по дереву и керамикой. В росписи я достигла неплохих результатов и впоследствии выполнила курсовую работу по этому направлению. В процессе обучения получила бесценный опыт в освоении всевозможных техник и в работе с разными материалами. На нашей кафедре прекрасные преподаватели, каждый из которых очень любит свой предмет. Еще радовало то, что подход к каждому студенту был индивидуальный, каждый из нас получал рекомендации, которые подходят именно ему. Было очень много производственных практик. Наша группа участвовала во всевозможных лекциях и мастер-классах.
— Кого из художников можешь назвать своим кумиром?
— Когда разговор заходит о кумирах, я просто не знаю, что ответить. Одно из моих любимых направлений — авангард. В русском авангарде для меня очень значимыми фигурами являются Василий Кандинский, Михаил Ларионов и, конечно же, Казимир Малевич. Мне очень нравится творчество современных художников, например Даниила Архипенко и Ансельма Кифера, который включает в свои произведения не только художественные материалы, но и страницы книг, цветы и т. д.
— Был ли у тебя опыт участия в творческих мероприятиях или выставках?
— У меня есть опыт участия в конкурсах как в очной, так и в заочной форме. В художественной школе преподаватели помогали для участия в конкурсах оформлять работы, которые впоследствии отправлялись в другие города. Еще два года подряд занимала второе место в конкурсе-выставке в Ачинске. Во время обучения в институте наша группа активно привлекалась к выставкам, которые проводятся в Абаканской картинной галерее. Также мы регулярно участвовали в заочных конкурсах.
— Как ты думаешь, какие достоинства и недостатки есть у профессии художника?
— Это достаточно дискуссионный вопрос. Но на мой взгляд, у этой профессии всё же больше достоинств. Это прежде всего свобода творческого потенциала. Также приносит огромное удовлетворение то, что каждое произведение художника — его детище. Еще хотелось бы подчеркнуть, что получение художественного образования по профилю «декоративно-прикладное искусство» открывает широкий спектр возможностей в будущей профессиональной деятельности.
Одним из недостатков могу выделить то, что есть неопределенность в вопросе перспектив. И это не всегда высокооплачиваемая работа. На современном рынке труда недостаточно только художественных знаний. Творческое всегда должно сочетаться с чем-то еще, поэтому необходимо постоянно повышать свою компетенцию. Но всё же еще очень важно не подавить в себе стремление быть творцом.
— Как ты считаешь, есть ли перспективы у художников в Хакасии и какие?
— Художники, чье творчество пронизано колоритом региона, этническими символами, на мой взгляд, качественно выделяются, и именно в этом заключается художественная сила таких работ. Конечно, в Хакасии не так много площадок для реализации творческих перформансов и проектов. Но с каждым годом их число растет. На подобных площадках художники могут не только поделиться своим опытом, но и продвигать свой личный узнаваемый бренд. Мне кажется, публику не перестанут интересовать образы, связанные с родным регионом. А искусство Хакасии является очень самобытным и наполненным колоритными образами. Еще одна очень интересная перспектива — это продвижение своего творчества в сети Интернет, это нелегко, но такой возможностью нужно пользоваться.
— В будущем смогут ли технологии заменить художников?
— Конечно, благодаря нейросетям сейчас возможно генерировать и комбинировать всевозможные изображения, и возникает сомнение в необходимости художников. На мой взгляд, ответ прост: новые технологии не заменят живое искусство. Потому что публика ценит не только красивую обложку, но и личность самого творца, заложенные им смыслы, которые художник, как собственный отпечаток, оставляет на своем произведении. Но также я не отрицаю, что передовые технологии могут быть очень хорошим инструментом в создании художественного произведения. Они помогают в процессе проектирования. Развитие технологий поставило перед мастерами необходимость отстаивать свою индивидуальность, но это не значит, что компьютер сможет заменить художника как личность.
Кристина ВОРОНИНА
Фото из личного архива Киры Бариновой