История поселка Кедровый Шор Печорского района Коми
Часть 1
Сегодня уже трудно поверить в то, что некогда поселок Печорского района Коми Кедровый Шор был, что называется, у всех на слуху.
Хотя события, «прославившие» этот уголок Печорской земли, носили драматический, а подчас и трагический характер. Прежде всего в годы Большого террора именно здесь действовал один из крупнейших сельхозлагерей НКВД-МВД СССР «Кедровый Шор». Но сегодня об этом напоминает лишь кедровошорское кладбище с захоронениями литовцев, немцев, эстонцев.
А помимо этого в районе поселка с 5 на 6 июня 1943 года с двух бомбардировщиков «Кондор» был выброшен фашистский десант в количестве 12 человек. Перед ним стояла задача взорвать Печорский мост, поднять восстание в лагерях ГУЛАГа и подготовить высадку 50-тысячного немецкого десанта для проведения военных действий в тылу советских войск на территории Коми. Но дело в том, что в состав десанта входили русские военнопленные, в том числе и уроженцы Коми, которые тотчас по прибытии убили командира своей группы Николаева, преданного фашистам, и сдались в плен, таким образом решив вернуться на Родину…[1]
Уже в советское время в Кедровом Шоре находилось отделение одноименного совхоза протяженностью 100 километров!
Сегодня же в поселке не наберется и сотни жителей. Основная часть населения – пенсионеры, хотя еще и работает в поселке начальная школа, которую посещают четыре ребенка.
Есть в Кедровом Шоре и дом культуры, работала до недавнего времени и библиотека, которая отметила свое 15-летие и закрылась в связи с выходом на пенсию хранителя книжной мудрости.
Болью жителей Кедрового Шора, людей преклонного возраста, остается отсутствие в поселке фельдшера, а в зимнее время – нечищеные дороги, которые являются большой проблемой для приезда скорой помощи и транспортировки больных в город.
Теперь после небольшого экскурса в историю и нынешнюю жизнь Кедрового Шора я возвращаюсь в своем повествовании во времена работы здесь сельхозлага «Кедровый Шор».
«История одного лагеря»
Так получилось, что о поселке Кедровый Шор я узнала, посетив сначала в 2018 году постоянную экспозицию Печорского историко-краеведческого музея «История одного лагеря». Она рассказывала о сельхозлаге «Кедровый Шор» НКВД-МВД СССР, деятельность которого продолжалась с 1932 по 1953 годы.
Особенностью экспозиции является то, что здесь представлены оригиналы документов сельхоздеятельности лагеря «Кедровый Шор». Они были обнаружены летом 1989 года сотрудниками Печорского историко-краеведческого музея в одном из заброшенных совхозных складов Кедрового Шора.
– Это тысячи экспонатов, которые были перевезены в фонды нашего музея, – сообщила сотрудник Печорского историко-краеведческого музея Ольга Капустина.
Эти документы и легли в основу экспозиции «История одного лагеря».
Подумать только, вся его история, каждый его день, трагедия человеческих судеб были отражены на пожелтевших листочках документов. Из них я узнала о том, что начальником лагеря был немец по национальности Валк Карл Гансович, который никогда на самом деле и не жил в Германии.
Среди большого количества представленных документов встретила я аттестат собаки и даже паспорт лошади, а вот паспортов людей не увидела.
– Дело в том, что у заключенных забирали паспорта и выдавали арматурные книжки, в которых записывали количество вещдовольствия, – объяснила Ольга Егоровна.
Но можно ознакомиться в экспозиции с трудовыми договорами с охранниками, которые набирались из числа заключенных.
Ряд документов позволил сделать вывод о том, что лагерь «Кедровый Шор» был в основном женским. На его территории даже действовал дом младенца. А численность детей доходила до 100 человек. Но не все дети выживали в лагере, об этом свидетельствует большое количество заявок на изготовление гробиков. Хотя при неглубоком изучении представленных документов могло показаться, что условия проживания в лагере были сносными, ведь у каждого заключенного даже был свой счет.
– Но он был настолько мизерный, что, освободившись из лагеря, его бывшие узники обязаны были выплачивать долги, например, за порчу имущества, – продолжаем беседовать с Ольгой Егоровной.
А помимо документов эмоциональное восприятие экспозиции усиливалось за счет колючей проволоки, стола начальника лагеря, установленного в центре комнаты.
– Этот стол на самом деле принадлежал администрации управления Печорлага и был обнаружен в одном из домов города Печоры, – сообщает подробности Ольга Егоровна. – Остальные предметы экспозиции тоже имеют отношение к той эпохе: этажерка, рабочий патефон, книги, которые могли находиться в то время в кабинете администрации лагеря, фонарь того времени.
Поработав еще в фондах Печорского музея, я узнала о некоторых узниках лагеря, среди которых, например, был известный писатель-сатирик Павел Михайлович Губенко, более известный по своему литературному псевдониму как Остап Вишня, литовская княжна Марите Вашкевичуте.
Наталья Прокофьева
Продолжение следует.
Фото автора.
[1] Хватов Б.С. Правда о печорском десанте// «Печорское время». – 2008 – № 107–108.
В этой части статьи использованы материалы выставок «История одного лагеря», «Десант на Печоре 1943 год» Печорского историко-краеведческого музея.