/Татарстан/
Иван Грозный брал Казань не единожды. Четыре раза брал безуспешно, получилось только на пятый. А уж взяв, отстроил такой кремль, что и перед Московским кремлем не стыдно. Еще днем издали я увидела эту громадину – величественный белокаменный Казанский кремль. Он поманил меня к себе, но я удержалась, оставила кремль на вечер.
Я вышла из метро на станции Кремлевская и оказалась сразу у стен кремля, точнее, под ними. Вблизи кремлевские стены оказались ещё более впечатляющими – массивные, капитальные.
Казанский кремль построился не сразу. Начинали работу над ним псковские зодчие Постник Яковлев и Иван Ширяй, создатели собора Василия Блаженного в Москве. Прежнюю, почти полностью разрушенную, крепость расширили, но башни нового кремля частью были каменными, а частью дубовыми. Только в следующем XVII веке после пожара оборонительные сооружения уже полностью перестроили из камня.
К XVII веку Казанский кремль оборонительную функцию, казалось бы, утратил – границы отодвинулись на внушительное расстояние от Казани. И все же в своем прежнем качестве кремль пригодился горожанам еще раз – во времена пугачёвского бунта. Разбойники бесчинствовали и поджигали дома, в Казани начался страшный пожар. Укрыться можно было только в кремле. Он остался неприступным для бунтовщиков.
Наше всё русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин в своем нон-фикшн «История Пугачева» пишет так:
Пугачев, поставя свои батареи в трактире Гостиного двора, за церквами, у триумфальных ворот, стрелял по крепости, особенно по Спасскому монастырю, занимающему ее правый угол и коего ветхие стены едва держались. С другой стороны, Минеев, втащив одну пушку на врата Казанского монастыря, а другую поставя на церковной паперти, стрелял по крепости в самое опасное место. /.../ Разбойники, надев на себя женские платья, поповские стихари, с криком бегали по улицам, грабя и зажигая дома.
За века территория кремля претерпела существенные изменения. Одни постройки разрушались под воздействием времени, другие при помощи человеков. В наши дни, в середине 90-х годов с созданием Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль» множество свидетельств сменяемых эпох удалось хотя бы частично восстановить. Теперь кремль собрал в себе все самое лучшее, что нашлось в Казани во все времена и стал резиденцией главы республики.
Соседство получилось интересное и непривычному взгляду контрастное. На территории кремля расположен белокаменный Благовещенский собор, построенный еще при Иване Грозном. Там же, на территории кремля недавно возведена мечеть Кул-Шариф, названная так по имени последнего имама мечети, разрушенной еще в 1552 году во время штурма Казани.
После завоевания Казани Иван Грозный предпринял ряд мер для христианизации этих земель. Узнай государь о постройке мечети на территории с трудом завоеванной крепости, наверно, расстроился бы... Впрочем, и Кул Шариф, бывший активным участником обороны Казани, мог бы испытать аналогичные чувства. Однако, время их примирило наилучшим образом. Казань по-настоящему религиозна. Казань исповедует не смешную универсальную религию, которую порой приписывают городу и которая сама не знает о чем она, а религию настоящую – ту или иную, но вполне конкретную, имеющую четкий смысл.
Казань некоторым образом главное место, средоточие губерний, прилегающих к ней с юга и востока: она получают через нее просвещение, обычаи и моды. Вообще значение Казани велико: это место встречи и свидания двух миров. И потому в ней два начала: западное и восточное, и вы их встретите на каждом перекрестке; здесь они от беспрерывного действия друг на друга сжались, сдружились, начали составлять нечто самобытное по характеру.
Александр Герцен. Письмо из провинции
Добавлю к Герцену свои пять копеек – каждый город хорош по своему, Казань удивительна тем, что ей удалось соединить, но не смешать.
Налюбовавшись красотами Казанского кремля, людской поток перетекает в сторону набережной. Здесь нас ждет лучшее шоу – закат над Волгой.
Набережная – прекрасное место, чтобы встретить вечер. В шаговой доступности все самое красивое и достопримечательное: Казанский кремль, солнце, тонущее в Волге и Дворец земледельцев.
Дворец земледельцев, куда я отправилась, нагулявшись по набережной, путеводители советовали смотреть как раз вечером, когда его входное дерево особенно зеленое и красивое. Да, да... На самом деле, это всего лишь недавно построенное здание Министерства сельского хозяйства Татарстана, просто немного эклектичное и называется дворцом. В парке земледельцев (перед этим самым дворцом) нашлась свободная скамеечка чуть поодаль от многолюдства и теснящихся у входа во Дворец туристов и горожан – идеальное место, чтобы дать отдых ногам и порадоваться общему веселью, не вставая с места, посмотреть на подсветку кремля и проводить теплый казанский вечер дальше, в ночь.
А встречать ночь – обратно на набережную! Где можно любоваться огоньками на дальнем берегу реки под тихий плеск воды и музыку уличных музыкантов
или окунуться в море иллюминации, которой разукрашена вся набережная. Вдобавок, многочисленные уличные торговцы здесь продают детские игрушки со светящимися элементами. И почти каждый ребенок на набережной бегает и прыгает, сам сияя, как иллюминация. Отчего общая картина с огоньками получается не только яркой, но и динамичной.
Жаль еды на набережной почти не оказалось. По всей ее длине устроены домики, похожие на места, где должна бы водиться еда, но ее там нет, за исключением парочки заведений. Пришлось вернуться пешком на проверенную улицу Баумана.
Пора прощаться, завтра утром дальше в путь. А на прощание... эстетам просьба зажмуриться – сейчас будет фото еды
и питья. Потому что «когда вкусно, тогда вкусно», а это еще и красиво.
Люблю тебя, Казань!
6-7 августа 2023
Мою предыдущую статью про то, что я увидела в Казани днем, можно почитать по этой ссылке →