Найти в Дзене
TheGoodStranger

Топ лучших фильмов всех времён - часть 249 - Близкие люди

Доброго дня. Сегодня открываем тройку призёров списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год. Кто же занял одно из этих почётнейших мест? Рейтинг КП - 8,0; Кол-во оценок - 11 286; Рейтинг IMDb - 8,1; Кол-во оценок - 69 165; Режиссёр - Ясудзиро Одзу. Пожилая супружеская пара едет из провинции в Токио навестить детей: сына, ставшего доктором, и дочь, открывшую салон красоты. Дети слишком заняты, поэтому отсылают родителей на курорт. После бессонной ночи на шумном курорте родители возвращаются в Токио. Перед тем как уехать, мать проводит ночь со вдовой другого сына, а отец встречается со своими старыми собутыльниками. Выходит так, что только вдова сына оказывает старикам достойный прием с любовью и вниманием, которые им так нужны. О своём отношении к прочим лентам Одзу из списка я уже рассказывал в тексте о "Поздней весне", поэтому не без удовольствия скипаю эту часть текста. К теме материала оно отношения имеет мало, но говорить об этом приходит
Оглавление

Доброго дня. Сегодня открываем тройку призёров списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год. Кто же занял одно из этих почётнейших мест?

3 место

"Токийская повесть"/"Tokyo monogatari"(1953)

Рейтинг КП - 8,0; Кол-во оценок - 11 286;

Рейтинг IMDb - 8,1; Кол-во оценок - 69 165;

Режиссёр - Ясудзиро Одзу.

«Токийская повесть» (Tokyo monogatari, 1953)
Пожилая супружеская пара едет из провинции в Токио навестить детей: сына, ставшего доктором, и дочь, открывшую салон красоты. Дети слишком заняты, поэтому отсылают родителей на курорт. После бессонной ночи на шумном курорте родители возвращаются в Токио. Перед тем как уехать, мать проводит ночь со вдовой другого сына, а отец встречается со своими старыми собутыльниками. Выходит так, что только вдова сына оказывает старикам достойный прием с любовью и вниманием, которые им так нужны.
Кадр со съёмок, я предполагаю, потому как такого кадра непосредственно в фильме нет
Кадр со съёмок, я предполагаю, потому как такого кадра непосредственно в фильме нет

Без спойлеров

О своём отношении к прочим лентам Одзу из списка я уже рассказывал в тексте о "Поздней весне", поэтому не без удовольствия скипаю эту часть текста. К теме материала оно отношения имеет мало, но говорить об этом приходится каждый раз, когда встречается очередной последний по топу фильм определённого режиссёра.

Чем ближе финал списка, тем сложнее писать о фильмах на высших позициях. Я, как известно, знаток синематографа тот ещё, поэтому лютейший анализ тут обеспечить едва ли могу. А так как фильмы тут стоят неплохие, — ну как бы логично; странно, если бы лучшие фильмы ever оказались дном, — то и говорить о них шибко нечего.

-2

Что мне тут, строчить о том, что "Токийская повесть" добротное кино, потому что оно снято в типичной манере Одзу, тихо, спокойно, размеренно, потому что сюжет жизненный, или даже скорее житейский, многим будет знаком, особенно людям, у которых есть внуки или хотя бы дети. Ну да, есть такое.

Музыки мало, но та, что есть, хороша. Актёры играют в типичной японской манере, с кажущимися даже несколько нелепыми улыбками до ушей, но меня таким уже давно не смутить. Хотя вот в "Расёмоне", который вышел даже чуть раньше, в 1950 году, такого вообще почти не было. Однако там история была несколько отличная. Ну и плюс что, Одзу так захотел и сделал, окЭй.

Посиделок с разговорами здесь много, но мало какие из них носят не будничный характер...
Посиделок с разговорами здесь много, но мало какие из них носят не будничный характер...

Диалоги играют в унисон сюжету, являясь такими же бытовыми. Причём иногда они настолько реалистично простые, что один персонаж, отвечая на расспросы другого, несколько раз подряд отвечает одинаковым образом, например "нет, что вы" или "да, конечно". В "Поздней весне" такого, по ощущениям, было меньше, а именно один раз, но запомнил я его хорошо: когда герой Тисю Рю 3 или 4 раза отвечает дочери на её вопросы о его женитьбе "угу", — и выглядит и звучит это даже несколько комедийно, если честно. Ну я угарнул😆

Даже маленький внук не горит желанием общаться с бабушкой
Даже маленький внук не горит желанием общаться с бабушкой

Кстати, раз уж о "Поздней весне", то она мне поболее понравилась. Конфликт здесь не хуже, однако "Токийская повесть" всё же создаёт ощущение некоторой перегруженности. При том, что тот фильм шёл 1 час 50 минут, а этот 2 часа 15 минут, разница кажется не такой большой, но вот здесь я к середине немного устал.

Причиной тому может быть то, что я уже видел фильм, с самого первого кадра знал, к чему он будет клонить, и от того вся эта прелюдия в виде первых 90 минут, — ну или чуть меньше, окей, всё же утомляться начинаешь не с самого начала, — кажется перегруженной бытовыми переговорами, которые намекают на то, о чём зритель уже догадывается. Впрочем, возможно, виноват второй просмотр, и у других такого не будет, так как они будут не так осведомлены. Как знать. В любом случае, я к тому, что "Токийская повесть" меня малость утомила. Я не засыпал, не свалился в кому, не считал облака за окном. Просто чуть утомился.

-5

Со спойлерами

Финал картины довольно явно указывает на проблематику, о которой можно было догадаться и прежде, но я смотрел её уже во второй раз и знал, что к чему. А тема тут в разделении отцов и детей, что подросшие дети, сами ставшие взрослыми, не желают особо засиживаться с пожилыми родителями, и то отсылают их на какой-то курорт, то сплавляют жене погибшего сына(Сэцуко Хара), которая и рада. И даже когда мать, героиня Тиэко Хигасиямы, умирает, это печалит их лишь на какое-то короткое время, там по фильму и дня не прошло, по-моему.

А старики всё одни...
А старики всё одни...

И это на фоне персонажа Норико, вдовы одного из сыновей, который погиб на момент описываемых событий 8 лет назад. Вот она и с работы ради них отпрашивается, и время с ними проводит с удовольствием, и переживает за них. Именно она остаётся с героем Тисю Рю в финале, где у них состоится диалог, где он просит её снова выйти замуж, если на захочет, не мучить себя мыслями о прошлом, о тех, кто давно умер, и жить дальше. И она действительно заслужила, и того, о чём он ей говорит, и сам этот разговор. Запомнил момент, когда они сидят с ней, она на них машет веером, потому что жарко, а потом переход на родных детей, сына и дочь, которые тоже машут веерами, но только на самих себя. Очень показательно. Уж даже и не говорю о моменте, когда дочь корит мужа за то, что тот купил её родителям "слишком дорогое" печенье. Без комментариев.

...и одни...
...и одни...

И вот эта финальная часть, когда все съезжаются к дому родителей, наступает на 90 минуте. До этого — предварительные мероприятия, в рамках которых нам показывают, что желания протирать штаны с родителями не хотят ни их дети, ни даже внуки. И это ладно, вопрос даже не в полуторачасовом хронометраже, а в том, что эта часть истории, занимающая две трети всей продолжительности, слишком разбавленная какая-то. А к этому ещё прибавьте намеренно реалистичную, ровную, спокойную, неторопливую манеру повествования этого режиссёра, — и картина станет, надеюсь, яснее, как и суть моих скромных претензий.

Норико в исполнении Сэцуко Хары, после диалога по душам с тёщей
Норико в исполнении Сэцуко Хары, после диалога по душам с тёщей

Разумеется, это не всеобщая беда, кому-то такой подход зайдёт, пожалуйста. Но я без восторгов. Здесь даже концовка похожа на финал "Поздней весны" — Тисю Рю сидит, потом начинает грустить, нам показывают что-то отсранённое(в "...весне" берег океана, здесь — вид на какой-то пролив с идущими по нему кораблями и часть города), и занавес. Не знаю, почему та лента для меня прошла так хорошо, в отличии от этой, но вот так.

Совпадение ли, что именно Норико здесь идёт за Шукичи, героем Тисю Рю, после смерти его жены? Не думаю
Совпадение ли, что именно Норико здесь идёт за Шукичи, героем Тисю Рю, после смерти его жены? Не думаю

Тема и тут и там хорошая. Там про необходимость расставания с детьми, а здесь про отдаление детей от родителей, которое почти неизбежно наступает после расставания с ними. Ещё здесь поднимается такой момент, что порою люди, не имеющие с нами кровного родства, проявляют к нам больше заботы, чем те самые родственники.

Вдобавок, — уверен, пушо где-то это услышал, — сюда можно приписать тему индустриализации страны, конкретно, понятно, Японии после поражения во Второй Мировой, когда развивались крупные города в их современном виде, из-за чего молодые люди и уезжали из своих домов навстречу с будущим. Ну вы знаете, всюду есть такие люди, которые насмотрелись кино и теперь жаждут "покорить" столицу или другой крупный город. Типа там работа, перспективы, "нас ждёт успех", все дела. Блаженны несведущие.

Младшая дочь Кёко провожает взглядом поезд, на котором едет та единственная, что была с ней и её родителями честна и добра...
Младшая дочь Кёко провожает взглядом поезд, на котором едет та единственная, что была с ней и её родителями честна и добра...

Послесловие

"Токийская повесть" — это картина режиссёра Ясудзиро Одзу, и это уже кое-что о ней говорит, однако кто-то может не знать этого автора, потому проясним; это повесть об отделении членов семьи, детей от отцов, о безразличии, которое особенно пугает, когда оно исходит от родных людей, в которых вы вложили часть себя, отчасти это о неспособности или нежелании расставаться с прошлым и идти в будущее, о неспособности принять перемены, которые не всегда сулят хорошее, об одиночестве, в конце концов. О любви, что не всегда находит ответ, упираясь в стену безразличия.

Корабль уходит, уплывая дальше...
Корабль уходит, уплывая дальше...

Возможно, часть этого я надумал, но на размышления по этим темам меня натолкнул здесь Одзу. Если бы само кино было бы в то же время более сконцентрированным и меньше времени тратило на второстепенные вещи, то оно смотрелось бы увлекательно, не хуже "Поздней весны". Но увы, есть за фильмом такой грешок, что он немного просаживается по интересу. Но даже так, он вполне хорош и имеет полезный эффект при просмотре и после.