Всем доброго дня. Рад приветствовать вас на очередном акте пояснямуса за 15 место в списке лучших фильмов всех времён и народов по версии издания «Sight&Sound» за 2012 год, коим является очередное творение японского режиссёра Ясудзиро Одзу.
15 место
"Поздняя весна"/"Banshun"(1949)
Рейтинг КП - 7,9; Кол-во оценок - 2 511;
Рейтинг IMDb - 8,2; Кол-во оценок - 19 467;
Режиссёр - Ясудзиро Одзу.
История пожилого человека, который в одиночку воспитал дочь и теперь хотел бы выдать её замуж, как ни мучительно и горько им расставаться друг с другом.
Без спойлеров
Одзу в топе будет не так много, всего 4 фильма, что, с другой стороны, всё равно очень высокий показатель мастерства. Далеко не каждый даже считающийся классическим режиссёром может похвастаться подобным результатом. Впереди ещё меня ждёт «Токийская повесть», позади — «Вкус сайры» и «Родиться-то я родился…», о которых я рассказывал в ту пору, когда небо было зеленее, а трава голубее.
К творчеству японского мастера отношение у меня сложилось нейтрально-положительное: все 4 его картины, что я видел, вызывали у меня положительные впечатление, пусть и сниженные их некоторой статичностью и монотонностью. Сказал бы, что примерно также отношусь и к Брессону, но там всё сложнее, ко всем его лентам отношение разнится, и местами очень сильно разнится. Ясудзиро Одзу в этом плане более предсказуем и единообразен. Однако вышесказанное может несколько контрастировать с тем, что я писал в материалах по «Вкусу сайры» и «Родиться-то…», — а всё потому, что «Позднюю весну» я нахожу столь удовлетворительной работой, что пришёл к мысли, что пересматривать мне, по-видимому, нужно не только Брессона, но и Одзу. Я так поглядел, что мне вообще много что придётся пересматривать, но об этом расскажу как-нибудь в другой раз отдельно.
Не стоит ждать, что в «Поздней весне» произошёл какой-то слом, что режиссёр показал здесь что-то этакое, чего не было в «Токийской повести» или «Вкусе сайры». Ничего подобного, всё тот же стиль, та же монотонность, что заставит любителей динамики страдать, та же супер приземлённость, особенно подчёркивающаяся операторской работой, те же ракурсы при диалогах, даже те же сцены в барах, lol. Я бы даже мог осмелиться заявить о настолько подозрительной схожести «…весны» и «…сайры» , что второй кажется авторемейком первого, — у лент даже описания похожи, — но, повторюсь, последний фильм Одзу я смотрел давно и помню его крайне смутно; следовательно, утверждать этого не могу.
Всех персонажей, исключая массовку, можно сосчитать по пальцам двух рук. Диалоги все крутятся вокруг одной темы и смежных ей. Кто-то вышел замуж, кто-то развёлся, кто-то только планирует. Удивительным образом, всё это не скучно. Возможно, из-за минимализма всего происходящего и единой темы, кино, таким образом, никогда не отходит от конфликта истории. А возможно, режиссура поддержала, сделав всё красиво. К сожалению, не буквально: красочных пейзажей и панорам в картине маловато, если бы было больше, хуже не стало, — те, что имеются, у автора получились очень даже недурно. Ниже предоставлю кадры того, что есть.
Фильм такой минималистичный и ровный, что о нём и говорить много не выходит. Но при всём том, что на словах, да и отчасти по сути, кажется, что это очень скучно, на деле это не так. Поверьте, я знаю, могло быть многократно хуже, я скучного месива насмотрелся. Полагаю, что виной тому рука его создателя. Большего комплимента выписать сложно, потому предпочту на этом кончить.
Со спойлерами
Хоть лента и монотонная по большей части, есть как минимум один эпизод, который сильно выбивается эмоционально. Даже если весь прочий хронометраж вы скучали, то на последней сцене, о которой и идёт речь, уверен, вы немного проснётесь. Могу ошибаться, но по-моему это вовсе чуть ли не единственный момент, когда человек полностью один, никого рядом нет и не предвидится. Персонаж Тисю Рю остался один, дочь после многих лет жизни с отцом вышла замуж и надеяться на её скорое возвращение не стоит, а её тётя и его соседка может и будут заходить, но только вот насколько часто непонятно, да и не то это всё — с дочерью пришлось расстаться.
Он садится, на его лице впервые, наверно, за весь фильм видится печаль, а не стандартная скромная полуулыбка. Он берётся чистить яблоко, и звуки его нарезания почему-то меня смущали. Я пересмотрел этот фрагмент несколько раз прежде, чем понял, что звуки снятия кожуры с яблока в исполнении Тисю Рю в этой сцене реально напоминают рыдания. Если кому не лень, проверьте лично, это самый конец фильма, не пропустите. Учитывая, что в этот момент камера направлена на лицо персонажа, который, судя по выражению, вот-вот заплачет, я очень сомневаюсь, что это совпадение, случайность или что мне просто показалось. Закончив с фруктом, он опускает голову, кадр меняется на вид берега с набрасывающимися на него волнами, — и этим видом фильм заканчивается. Очень трогательный финал для этой истории. Думаю, многие люди, более близко знакомые с такими ситуациями, могут даже пустить скупую мужскую.
А ещё в фильме есть почти десятиминутный эпизод в театре, где нам, параллельно с ни разу не весёлым лицом Сэцуко Хары, показывают само представление, суть которого я вообще не понял, наверно потому, что я не японец и просто не понимаю, что мне и героям показывали на сцене. Человек в маске двигается занятно, поют занимательно, но это всё, что я могу сказать по этому поводу.
Послесловие
«Поздняя весна» — это по-своему красивая и приземлённая драма, снять которую мог либо тот, кто сам прошёл через показанные события, либо человек, который, по крайней мере, не понаслышке об этом знал. Актёрская игра двух ведущих артистов с их вечными улыбочками может казаться странной, однако именно в тот момент, когда эти улыбки слетят с их лиц, неравнодушному зрителю аналогично будет уже не так весело. Даже если в вашей жизни не было похожей истории, понять её вы будете в состоянии, как и любой человек, у которого есть хоть сколько-то нормальная семья. Поэтому картину Ясудзиро Одзу можно даже назвать семейной. Хотя смотреть её с детьми — занятие неблагодарное. Посмотрите её лучше сами, особенно если вы родитель или относительно сознательный ребёнок. Фильм добротный и приятный.