Продолжаю мой рассказ о поездке в Слободу и сегодня речь о его главной достопримечательности ‒ храме св. вмч. Георгия Победоносца.
Когда я готовила эту статью, то пересмотрела более десятка разных источников, подавляющее большинство из которых, к сожалению, слово в слово повторяли друг друга. Я постоянно сталкиваюсь с такой ситуацией при поиске материала и все время впадаю в легкий ступор ‒ с одной стороны мне хочется рассказать об интересном месте чуть больше, чем мои охи и ахи, а с другой ‒ не вижу смысла в очередном переписывании фактов. Увы, в этот раз мне тоже не удалось избежать цитирования, но успокаиваю себя тем, что информацию собирала буквально по крупицам из самых разных источников, которые находила далеко не с первого раза.
Явление святого Георгия Победоносца. Легенда или действие Божьего Промысла?
Как говорит предание, однажды Демидов (увы, не знаю какой именно) плыл по этим местам, и его судно закрутило гребнем паводковой волны. Когда команда и пассажиры уже отчаялись выбраться из этого круговорота живыми, Демидову явился Георгий Победоносец и верчение прекратилось. Тогда Демидов дал обет построить здесь храм, но к сожалению, не исполнил его. Правда, говорят, что на этом месте или где-то в стороне, все-таки стояла часовня в честь Георгия Победоносца.
Проверить истинность этой легенды конечно нельзя, но принимая во внимание последующую историю этой церкви, лично мне происшедшее кажется правдой.
Позже храм все-таки поставили, но не в честь Георгия Победоносца, а во имя Космы и Дамиана. Церковь часто горела и очередной крупный пожар 1801 года уничтожил её до основания.
На месте сгоревшего храма в 1806 году заложили каменную церковь и уже через год был освящен придел в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Главный же храм был построен только в 1831 году и освящен в честь святого Георгия Победоносца. Таким образом, здание церкви на то время состояло из двух обособленных помещений ‒ "холодного" главного храма, где служили только летом, и маловместительного придела, который отапливался зимой.
В 1894 году по просьбе прихожан оба помещения соединили аркой, а придел во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких упразднили. С этого времени архитектура церкви практически не менялась.
В 1909 году приход в Слободе насчитывал 2617 человек.
Когда заходишь внутрь, то охватывает необъяснимое волнение. Сложно описать букет ощущений ‒ удивление, восхищение, благоговение... Даже несмотря на современные элементы убранства здесь чувствуется дух времени. У верующих есть такое понятие как "намоленность" ‒ так говорят о святых местах, к которым не иссякает поток молящихся. Я не склонна к экзальтации, но мне кажется, что в этом храме намолен каждый кирпич, каждая доска на полу, что уж говорить об иконах и храмовых святынях.
Храм, который никогда не закрывался
Когда пришли красноармейцы, чтобы закрыть храм, старенькая бабушка ключница сказала: "Ключи не отдам!" Прижала их к себе, упала на землю и говорит: "Убивайте! Но пока не убьете, ключи не отдам!" Красноармейцы могли ее убить, а могли отнять ключи не убивая. Но они постояли и ничего не сделали. ... Конечно, бабушка не напугала красноармейцев, а просто показала, как дорог ей храм. И Бог не позволил храм закрыть (из рассказа о. Константина Корепанова).
Но трагические события все же не обошли церковь стороной. В 1934 году власти арестовали священника Иоанна Боголепова, и в том же году запретили колокольный звон. В 1937 году с колокольни сняли колокола. Снимали их свои, слободские, и, говорят, дальнейшая судьба богоборцев была весьма трагична.
Во время хрущевской "оттепели" церковь хотели снести, а то "глаза мозолит, видно её из каждого угла" (а храм и правда так умно поставлен, что видно его отовсюду). Как ни странно, но спасла от разрушения находящаяся рядом Коуровская обсерватория.
Ответственным товарищам сказали: "Там же обсерватория, иностранные делегации, а иностранцам надо показать, что у нас гонений на Церковь нет. Поблизости деревня, в ней одни бабушки живут. Вреда от храма не много, а показать иностранцам можно" (из рассказа о. Константина Корепанова).
В советское время Георгиевский храм был единственным действующим на много километров вокруг. В него приезжали молиться даже из Свердловска (ныне Екатеринбурга). Говорят, что народу на праздники собиралось столько, что невозможно было поднять руку для крестного знамения.
В 1992 г. церковь была ограблена: пропали старинные иконы и церковная утварь. Во второй половине 1990-х гг. на средства благотворителей в храме начался большой ремонт, который завершился в 2002 г. Да и звонница, наконец, обрела новые голоса (точную дату я не поняла ‒ в разных источниках указываются 1995, 1996 и 2013 годы).
Разрушенный погост
Есть еще один момент, который нас поразил ‒ небольшое кладбище на храмовой территории. На восточной и северной стороне от церкви находятся 19 старинных надгробий, часть из которых почти полностью разрушена.
Самое раннее захоронение датируется 1818 годом, а позднее ‒ 1909-м. В числе погребенных только один священник слободской церкви Павел Ахадонов и один пристанский чиновник ‒ командир казенных караванов, "губернский секретарь" Падерин; остальные усопшие регалий не имели и не относились к служащим церкви. (Кашин Р. А., Слобода на Чусовой, 2006).
Я привыкла, что в церковной ограде хоронят клириков и тех, кто имеет какое-то отношение к служению в церкви, а тут мы читали надписи и удивлялись ‒ под чугунными плитами похоронены служащие, чьи-то жены и дети.
На могилу с фото ниже я обратила особое внимание из-за фамилии усопшей, которая созвучна с фамилией одной моей знакомой. Похоже, это одна из самых распространенных слободских фамилий. А может люди, причастные к истории храма, были родственниками? Например, эту фамилию носил председатель церковно-приходского совета, избранный в 1911 году ‒ Яговцев П. Д. Эту же фамилию носил один из тех, кто сбрасывал колокола ‒ Яговцев Василий. Эту же фамилию носил один из уроженцев Слободы, расстрелянный в 1938 году.
Храмовые святыни
В храме много старинных икон, но среди них особенно выделяется большая икона Богородицы «Скоропослушница», у которой очень интересная история. Её давным-давно рассказал отцу Владиславу Петкевичу (настоятель храма с 1988 по 1996 годы) церковный староста Николай Федотович, который сам стал свидетелем чуда. Я же опишу эту историю со слов о. Константина Корепанова, но не подробно, а со значительными сокращениями.
В 60-е годы в крошечной деревушке Елань (всего 8 дворов) в одном доме жили две старушки, у которых дома у них были собраны разные иконы. Николай Федотович узнал, что в Елани живут такие вот молящиеся бабушки, у которых есть иконы и старинные книги, что к ним можно поехать и они что-то тебе расскажут. И он стал к ним ездить.
Однажды одной из этих бабушек явилась во сне Женщина, которая сказала ей забрать себя из такого-то дома в Билимбае. Старушка не поняла кто это, что именно забрать и как вообще это сделать. К дому она все-таки сходила, но что дальше делать – непонятно.
Через какое-то время старушка снова видит во сне эту Женщину и внутренне понимает, что это Богородица, хотя лик Её скрыт покрывалом. Матерь Божия очень строго приказывает: «Иди и забери меня оттуда!» Бабушка поняла, что наверное надо забрать икону. Набравшись смелости, бабушка снова пошла по тому адресу и попросила дать ей икону Богородицы, но её прогнали с криками и угрозами вызвать милицию.
И вот Божия Матерь явилась бабушке в третий раз со словами: «Иди и забери или Я тебя накажу!» Наконец старушка сообразила действовать через сына, который был участковым милиционером в Билимбае. Очевидно, в этом и был Промысл Божий – к ней явились не потому, что она была такая молитвенница, а потому, что только она и могла сделать то, что сделала.
В общем, попросила старушка помощи у сына и тот под предлогом поиска самогонного аппарата (тогда была на них охота) пришел в тот дом с обыском. Но сколько не искали – ничего найти не удалось. Правда, в сарае сын обратил внимание на доску, которая лежала на двух чурбаках. На той доске рубили мясо.
Вроде обычная доска, но было в ней кое-что приметное для знающего человека – шпонки! Это такие поперечные планочки, которые делают с тыльной стороны икон, чтобы икона не коробилась при высыхании. Доску перевернули – нет, не икона, обычная черная доска. Тем не менее, он её забрал и привез матери со словами: «Вот всё, что есть».
Поставили находку в угол, зажгли перед ней лампаду и стали перед этой черной доской читать акафист. Какой образ – не знают, поэтому просто читали: «Радуйся, Невесто Неневестная!» И Николай Федотович стал регулярно ездить в Елань, чтобы вместе с бабушками тоже читать акафист.
И где-то через неделю эта черная копоть стала сворачиваться и сыпаться словно стружка из-под рубанка, и открылся чистый лик Богородицы. Икону не мыли, не чистили, а просто читали акафисты и лик сам обновился. После этого святой образ передали в храм Георгия Победоносца.
Да, можно относиться к таким рассказам как к сказкам, но я верю каждому слову, потому что и в моей жизни было самое настоящее чудо исцеления от чудотворной иконы Богородицы.
В храме мы увидели ещё несколько интересных святынь, о которых я надеюсь узнать побольше в свой следующий приезд в Слободу. А в том, что я туда съезжу еще раз, я практически не сомневаюсь.
Послесловие
Эта поездка заставила меня задуматься о многих вещах. Например, я особенно остро поняла как мне не хватает живого общения с людьми, которые могли бы рассказать что-то действительно уникальное ‒ будь то гид или местные знатоки.
И вот ещё что показательно: мы ехали в Слободу в первую очередь ради храма, но подойдя к воротам, обнаружили, что они закрыты. Рядом с расписанием богослужений висело объявление, что попасть в церковь можно позвонив по такому-то телефону.
Думаете мы позвонили? Как бы не так! Мы решили, что не будем беспокоить людей ради нас двоих. Мы пошли гулять по окрестностям в надежде на обратном пути увидеть ворота открытыми. Так и случилось ‒ мы зашли внутрь с одной из групп (то ли туристов, то ли паломников). Позже я размышляла почему не позвонили, ведь написано же ‒ звоните! Мы же не с соседней улицы пришли, а приехали из другого города, что в каком-то смысле нас извиняет. В общем, вскрылся ещё один мой пунктик, который мне еще предстоит осмыслить.
Это, в свою очередь, заставило задуматься куда дальше направить свои усилия, ради чего вообще мне нужно и куда-то ездить и что-то снимать. Просто ради картинок? Для отдыха? Ради любопытства? Чтобы очередной раз пересказать известные факты? Пока ответа у меня нет.
Рассказ о Слободе ещё не закончен и в следующий раз расскажу о природной красоте этого удивительного места, которое является ещё и природным памятником Урала.