Найти тему

Коуровская Слобода. Храм, который выстоял

Оглавление

Продолжаю мой рассказ о поездке в Слободу и сегодня речь о его главной достопримечательности ‒ храме св. вмч. Георгия Победоносца.

Когда я готовила эту статью, то пересмотрела более десятка разных источников, подавляющее большинство из которых, к сожалению, слово в слово повторяли друг друга. Я постоянно сталкиваюсь с такой ситуацией при поиске материала и все время впадаю в легкий ступор ‒ с одной стороны мне хочется рассказать об интересном месте чуть больше, чем мои охи и ахи, а с другой ‒ не вижу смысла в очередном переписывании фактов. Увы, в этот раз мне тоже не удалось избежать цитирования, но успокаиваю себя тем, что информацию собирала буквально по крупицам из самых разных источников, которые находила далеко не с первого раза.

Вид на Георгиевский храм в Слободе со смотровой площадки турбазы "Чусовая"
Вид на Георгиевский храм в Слободе со смотровой площадки турбазы "Чусовая"

Явление святого Георгия Победоносца. Легенда или действие Божьего Промысла?

Как говорит предание, однажды Демидов (увы, не знаю какой именно) плыл по этим местам, и его судно закрутило гребнем паводковой волны. Когда команда и пассажиры уже отчаялись выбраться из этого круговорота живыми, Демидову явился Георгий Победоносец и верчение прекратилось. Тогда Демидов дал обет построить здесь храм, но к сожалению, не исполнил его. Правда, говорят, что на этом месте или где-то в стороне, все-таки стояла часовня в честь Георгия Победоносца.

Проверить истинность этой легенды конечно нельзя, но принимая во внимание последующую историю этой церкви, лично мне происшедшее кажется правдой.

-2

Позже храм все-таки поставили, но не в честь Георгия Победоносца, а во имя Космы и Дамиана. Церковь часто горела и очередной крупный пожар 1801 года уничтожил её до основания.

На месте сгоревшего храма в 1806 году заложили каменную церковь и уже через год был освящен придел в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Главный же храм был построен только в 1831 году и освящен в честь святого Георгия Победоносца. Таким образом, здание церкви на то время состояло из двух обособленных помещений ‒ "холодного" главного храма, где служили только летом, и маловместительного придела, который отапливался зимой.

Современный иконостас изготовлен на Сысертском фарфоровом заводе. Установлен в 2009 году
Современный иконостас изготовлен на Сысертском фарфоровом заводе. Установлен в 2009 году

В 1894 году по просьбе прихожан оба помещения соединили аркой, а придел во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких упразднили. С этого времени архитектура церкви практически не менялась.

В 1909 году приход в Слободе насчитывал 2617 человек.

Та самая арка, объединившая две части церкви
Та самая арка, объединившая две части церкви

Когда заходишь внутрь, то охватывает необъяснимое волнение. Сложно описать букет ощущений ‒ удивление, восхищение, благоговение... Даже несмотря на современные элементы убранства здесь чувствуется дух времени. У верующих есть такое понятие как "намоленность" ‒ так говорят о святых местах, к которым не иссякает поток молящихся. Я не склонна к экзальтации, но мне кажется, что в этом храме намолен каждый кирпич, каждая доска на полу, что уж говорить об иконах и храмовых святынях.

Храм, который никогда не закрывался

Когда пришли красноармейцы, чтобы закрыть храм, старенькая бабушка ключница сказала: "Ключи не отдам!" Прижала их к себе, упала на землю и говорит: "Убивайте! Но пока не убьете, ключи не отдам!" Красноармейцы могли ее убить, а могли отнять ключи не убивая. Но они постояли и ничего не сделали. ... Конечно, бабушка не напугала красноармейцев, а просто показала, как дорог ей храм. И Бог не позволил храм закрыть (из рассказа о. Константина Корепанова).
-5

Но трагические события все же не обошли церковь стороной. В 1934 году власти арестовали священника Иоанна Боголепова, и в том же году запретили колокольный звон. В 1937 году с колокольни сняли колокола. Снимали их свои, слободские, и, говорят, дальнейшая судьба богоборцев была весьма трагична.

Во время хрущевской "оттепели" церковь хотели снести, а то "глаза мозолит, видно её из каждого угла" (а храм и правда так умно поставлен, что видно его отовсюду). Как ни странно, но спасла от разрушения находящаяся рядом Коуровская обсерватория.

Ответственным товарищам сказали: "Там же обсерватория, иностранные делегации, а иностранцам надо показать, что у нас гонений на Церковь нет. Поблизости деревня, в ней одни бабушки живут. Вреда от храма не много, а показать иностранцам можно" (из рассказа о. Константина Корепанова).

В советское время Георгиевский храм был единственным действующим на много километров вокруг. В него приезжали молиться даже из Свердловска (ныне Екатеринбурга). Говорят, что народу на праздники собиралось столько, что невозможно было поднять руку для крестного знамения.

В 1992 г. церковь была ограблена: пропали старинные иконы и церковная утварь. Во второй половине 1990-х гг. на средства благотворителей в храме начался большой ремонт, который завершился в 2002 г. Да и звонница, наконец, обрела новые голоса (точную дату я не поняла ‒ в разных источниках указываются 1995, 1996 и 2013 годы).

Очень непривычный образ главы Иоанна Предтечи
Очень непривычный образ главы Иоанна Предтечи

Разрушенный погост

Есть еще один момент, который нас поразил ‒ небольшое кладбище на храмовой территории. На восточной и северной стороне от церкви находятся 19 старинных надгробий, часть из которых почти полностью разрушена.

Вид на Георгиевскую церковь со стороны алтаря.
Вид на Георгиевскую церковь со стороны алтаря.
Самое раннее захоронение датируется 1818 годом, а позднее ‒ 1909-м. В числе погребенных только один священник слободской церкви Павел Ахадонов и один пристанский чиновник ‒ командир казенных караванов, "губернский секретарь" Падерин; остальные усопшие регалий не имели и не относились к служащим церкви. (Кашин Р. А., Слобода на Чусовой, 2006).

Я привыкла, что в церковной ограде хоронят клириков и тех, кто имеет какое-то отношение к служению в церкви, а тут мы читали надписи и удивлялись  под чугунными плитами похоронены служащие, чьи-то жены и дети.

На могилу с фото ниже я обратила особое внимание из-за фамилии усопшей, которая созвучна с фамилией одной моей знакомой. Похоже, это одна из самых распространенных слободских фамилий. А может люди, причастные к истории храма, были родственниками? Например, эту фамилию носил председатель церковно-приходского совета, избранный в 1911 году  Яговцев П. Д. Эту же фамилию носил один из тех, кто сбрасывал колокола  Яговцев Василий. Эту же фамилию носил один из уроженцев Слободы, расстрелянный в 1938 году.

-9

Храмовые святыни

В храме много старинных икон, но среди них особенно выделяется большая икона Богородицы «Скоропослушница», у которой очень интересная история. Её давным-давно рассказал отцу Владиславу Петкевичу (настоятель храма с 1988 по 1996 годы) церковный староста Николай Федотович, который сам стал свидетелем чуда. Я же опишу эту историю со слов о. Константина Корепанова, но не подробно, а со значительными сокращениями.

-10

В 60-е годы в крошечной деревушке Елань (всего 8 дворов) в одном доме жили две старушки, у которых дома у них были собраны разные иконы. Николай Федотович узнал, что в Елани живут такие вот молящиеся бабушки, у которых есть иконы и старинные книги, что к ним можно поехать и они что-то тебе расскажут. И он стал к ним ездить.

Однажды одной из этих бабушек явилась во сне Женщина, которая сказала ей забрать себя из такого-то дома в Билимбае. Старушка не поняла кто это, что именно забрать и как вообще это сделать. К дому она все-таки сходила, но что дальше делать – непонятно.

Через какое-то время старушка снова видит во сне эту Женщину и внутренне понимает, что это Богородица, хотя лик Её скрыт покрывалом. Матерь Божия очень строго приказывает: «Иди и забери меня оттуда!» Бабушка поняла, что наверное надо забрать икону. Набравшись смелости, бабушка снова пошла по тому адресу и попросила дать ей икону Богородицы, но её прогнали с криками и угрозами вызвать милицию.

И вот Божия Матерь явилась бабушке в третий раз со словами: «Иди и забери или Я тебя накажу!» Наконец старушка сообразила действовать через сына, который был участковым милиционером в Билимбае. Очевидно, в этом и был Промысл Божий – к ней явились не потому, что она была такая молитвенница, а потому, что только она и могла сделать то, что сделала.

В общем, попросила старушка помощи у сына и тот под предлогом поиска самогонного аппарата (тогда была на них охота) пришел в тот дом с обыском. Но сколько не искали – ничего найти не удалось. Правда, в сарае сын обратил внимание на доску, которая лежала на двух чурбаках. На той доске рубили мясо.

Вроде обычная доска, но было в ней кое-что приметное для знающего человека – шпонки! Это такие поперечные планочки, которые делают с тыльной стороны икон, чтобы икона не коробилась при высыхании. Доску перевернули – нет, не икона, обычная черная доска. Тем не менее, он её забрал и привез матери со словами: «Вот всё, что есть».

Поставили находку в угол, зажгли перед ней лампаду и стали перед этой черной доской читать акафист. Какой образ – не знают, поэтому просто читали: «Радуйся, Невесто Неневестная!» И Николай Федотович стал регулярно ездить в Елань, чтобы вместе с бабушками тоже читать акафист.

И где-то через неделю эта черная копоть стала сворачиваться и сыпаться словно стружка из-под рубанка, и открылся чистый лик Богородицы. Икону не мыли, не чистили, а просто читали акафисты и лик сам обновился. После этого святой образ передали в храм Георгия Победоносца.

Образ Богородицы «Скоропослушница». Следы топора с обратной стороны иконы видны и по сей день
Образ Богородицы «Скоропослушница». Следы топора с обратной стороны иконы видны и по сей день

Да, можно относиться к таким рассказам как к сказкам, но я верю каждому слову, потому что и в моей жизни было самое настоящее чудо исцеления от чудотворной иконы Богородицы.

В храме мы увидели ещё несколько интересных святынь, о которых я надеюсь узнать побольше в свой следующий приезд в Слободу. А в том, что я туда съезжу еще раз, я практически не сомневаюсь.

Послесловие

Эта поездка заставила меня задуматься о многих вещах. Например, я особенно остро поняла как мне не хватает живого общения с людьми, которые могли бы рассказать что-то действительно уникальное ‒ будь то гид или местные знатоки.

И вот ещё что показательно: мы ехали в Слободу в первую очередь ради храма, но подойдя к воротам, обнаружили, что они закрыты. Рядом с расписанием богослужений висело объявление, что попасть в церковь можно позвонив по такому-то телефону.

Ворота Георгиевской церкви в Слободе
Ворота Георгиевской церкви в Слободе

Думаете мы позвонили? Как бы не так! Мы решили, что не будем беспокоить людей ради нас двоих. Мы пошли гулять по окрестностям в надежде на обратном пути увидеть ворота открытыми. Так и случилось ‒ мы зашли внутрь с одной из групп (то ли туристов, то ли паломников). Позже я размышляла почему не позвонили, ведь написано же ‒ звоните! Мы же не с соседней улицы пришли, а приехали из другого города, что в каком-то смысле нас извиняет. В общем, вскрылся ещё один мой пунктик, который мне еще предстоит осмыслить.

Удивило нахождение этой мозаичной иконы возле стены. Но наверное этому есть какое-то объяснение.
Удивило нахождение этой мозаичной иконы возле стены. Но наверное этому есть какое-то объяснение.

Это, в свою очередь, заставило задуматься куда дальше направить свои усилия, ради чего вообще мне нужно и куда-то ездить и что-то снимать. Просто ради картинок? Для отдыха? Ради любопытства? Чтобы очередной раз пересказать известные факты? Пока ответа у меня нет.

Рассказ о Слободе ещё не закончен и в следующий раз расскажу о природной красоте этого удивительного места, которое является ещё и природным памятником Урала.

Еще почитать: