"Бриллиантовая рука" (реж. Л. Гайдай, 1968)
Семен Семенович Горбунков мужчина, несомненно, обаятельный и положительный, но по моим представлениям но всё-таки из тех мужчин, которых называют подкаблучниками. Ничего против них не имею, милейшие ребята и отличные мужья (так говорят). С точки зрения морали, этики можно пообсуждать, хорошо это или плохо – быть подкаблучником или быть замужем за таковым; допустимо ли так называть человека, насколько это уместно; одобряется эта позиция обществом или порицается и т.д. Однако с точки зрения психологии, интересно совсем не это, а то, какие механизмы лежат в основе такой модели поведения.
Подкаблучники, в психологическом смысле, придерживаются стратегии "жертвы". Они не рулят своей жизнью, не лезут на рожон, не отстаивают (да и не имеют) собственного мнения. Они спокойные, покладистые, удобные. Любят, когда им тоже удобно, а удобно им тогда, когда к ним не лезут и не вынуждают проявлять активную жизненную позицию. Ну, сказала: "К маме!", значит, к маме.
Естественно, пассивной "жертве" нужен активный управленец, который будет раздавать ей директивы и вести к цели. С этой ролью отлично справляются психологические "преследователи".
Горбунков с супругой пара довольно гармоничная: он пассивный, она активная; он аморфный, она принципиальная; он "жертва", она "преследователь". Это как раз тот случай, когда говорят, что противоположности сходятся или дополняют друг друга.
В том, что Надя Горбункова – преследователь, можно не сомневаться. Идеально-советская, она всё держит под контролем, всё делает правильно, на всё имеет ответ, крепко держится за собственные убеждения. Однако выдает ее с первых же кадров не это. В начале фильма мы ведь ничего не знаем об этой женщине! Тем не менее, буквально за 5 минут создатели фильма показывают нам ее сущность.
Когда репортер просит Горбункова представиться, жена не дает тому и рта открыть:
– Скажите, пожалуйста, ваше имя отчество!
– Семен Семенович Горбунков.
– А где вы работаете?
– Старший экономист в "Гипрорыбе".
Вот, собственно, и вся Надежда Ивановна. Для "преследователя" это действительно характерно: он безбожно перебивает, рвется вперед (где надо и где не надо, где уместно и где совершенно неуместно), он "всегда знает лучше", он убежден, что его близкие "без него никуда" – ни сказать, ни ответить, ни представиться, ну вот вообще ничего не могут, словно дети малые, поэтому и приходится всё брать в свои руки.
Зная жизненную стратегию Горбунковой, можно почти с полной уверенностью сказать, как такая женщина могла отреагировать на ситуацию измены. Даже если бы мы не знали сюжет фильма, но столкнулись бы со спойлером об "измене" (или ее видимости), мы всё равно могли бы предположить, что "преследователь" не станет терять время на объяснения, не станет спасать брак. Он рубит и сжигает мосты. Он наказывает, карает, воздает по заслугам, восстанавливает справедливость, отстаивает принципы, остается верен своим убеждениям. Поэтому уход жены Горбункова крайне предсказуем, логичен и естественен. Такой персонаж, пусть и несколько гротескный, но всё же правдоподобный и психологически достоверный, именно так и мог поступить.
"Преследователя" вообще чаще всего выдают не действия, а слова. Существует даже "словарь преследователя", в котором почти каждый найдет свои любимые выражения.
Еще о преследователях и подкаблучниках: