Скандальная реклама - отдельное направление маркетинга. Порой креативность создателей вместо одобрения потребителей вызывает скорее смешанные чувства. Кто-то находит в такой рекламе личное оскорбление и унижение достоинства. Именно этого и хотят рекламщики, чтобы их творение вызывало споры и интерес. Так работает черный пиар. Рассказываем о самых скандальных рекламных кампаниях:
Visit
Производитель презервативов никогда не отличался стеснительностью. В 2019 компания опубликовала пост, на котором была изображена пачка презервативов со змеей и подписью: «Не забывай о защите, даже если меняешь шкуру раз в год».
На этот пост обратила внимание общественность: не понравилась реклама ни активистам, ни широкой публике. Компании пришлось писать длинный пост с извинениями, суть которого была примерно в том, что маркетологи не хотели оскорбить девушек, а говорили лишь про редкий секс. Однако это породило лишь новую волну негодования: пользователи спорили с брендом и между собой о том, что, вообще-то, так могут называть и женщин и мужчин, да и оскорбления в адрес компании посыпались в огромном количестве. В итоге Visit предложил пользователям придумать самый оскорбительный комментарий в адрес компании. Победителю обещали небольшой подарок, а скандал позже затих.
Dr. Pepper
В 2011 году сотрудники компании Dr. Pepper обнаружили, что мужчины игнорируют диетические напитки, так как считают их больше женскими, в результате чего бренд запустил плохо продуманную рекламу газировки, содержащей 10 калорий. В телевизионном ролике брутальный мачо на бегу взрывает все вокруг, изображая героя боевика, а потом говорит в камеру: «Эй, барышни! Нравится фильм? Конечно нет, ведь он для мужиков». Новый слоган («Dr. Pepper 10: не для женщин») сделал только хуже. Исключать 50% целевой аудитории - не лучший маркетинговый ход. Реклама основана на стереотипе о том, что девушки не любят боевики. Возможно, это был хитрый прием реверсивной психологии, направленный на то, чтобы женщины покупали напиток из чувства противоречия? Но люди же не настолько глупы.
H&M
Серьезный скандал прогремел, когда известный бренд одежды H&M выпустил новую линию подростковой одежды. К сожалению, выбор моделей детей был ошибочным. На сайте компании красовался чернокожий мальчик в толстовке, на кофте была надпись на английском:«Самая классная обезьянка в джунглях». Результатом стал бойкот со стороны потребителей, среди которых оказались и знаменитости. Компанию обвинили в расизме.
Malaysia Airlines
После того как имидж компании был омрачен гибелью 500 человек, все ее ресурсы были направлены на дальнейший маркетинг. В сентябре 2014 года (через шесть месяцев после исчезновения рейса 370) компания провела конкурс под названием «Что я хочу сделать перед смертью», по условиям которого участники должны в 500 словах рассказать о том, какие мечты хотят воплотить в жизнь до того, как умрут. Компании не пришло в голову, что составление списков предсмертных желаний - не лучшая реклама для компании, ответственной за гибель сотен человек. Победителю конкурса полагался бесплатный билет экономкласса на рейс Malaysia Airlines. Что это, черный юмор?
Wargaming
Компания решила привлечь новых игроков в игру «World of Tanks» необычным способом. В сети появился рекламный ролик, на котором Вадим Галыгин в образе отца закрывает надоедливого ребенка в шкафу и спокойно садиться играть в танки. Юмор вызвал неоднозначные отзывы со стороны пользователей. Многие раскритиковали рекламную акцию и обвинили ее в разжигании семейного насилия.
Представители компании позже извинились перед публикой, сказав, что ролик случайно попал в общий доступ по причине утечки. К моменту удаления вирусное видео уже успело разлететься по интернету.
Маркетологи часто оправдывают себя фразой: «Нет такого понятия, как плохая реклама». Но так ли оно на самом деле?
Проблема вирусной рекламы в том, что из-за шквала внимания она быстро начинает утомлять, оставляя у потребителя неприятный осадок по сравнению с первыми яркими впечатлениями. Такая реклама имеет две стороны медали: это может принести как хороший охват, так и падение репутации в случае провала. Лучше не злоупотреблять подобным контентом и максимально все проверять перед выпуском.
А если у вас есть свой бизнес, залетайте к нам на Я Покупаю.
- У нас 5 миллионов пользователей,
- 500 тысяч вовлеченных подписчиков,
- Лучшая команда экспертов в сфере интернет-маркетинга и СМИ (*по мнению наших клиентов и партнеров),
Регистрируйтесь бесплатно и размещайте свои товары и услуги в нашем каталоге.