Физкульт-привет! Продолжается и медленно, но верно подходит к завершению разбор списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, и сегодня погляжу на самых высоко забравшийся в списке советский фильм.
8 место
"Человек с киноаппаратом"/"Man with a Movie Camera"(1929)
Рейтинг КП - 8,5; Кол-во оценок - 14 893;
Рейтинг IMDb - 8,3; Кол-во оценок - 28 120;
Режиссёр - Дзига Вертов.
Человек с киноаппаратом снимает людей, места, объекты. Кинокамера является действующим лицом самого процесса съемки: в воздухе, под землей, в самой гуще событий. Киноглаз, который наблюдает, фиксирует малейшие нюансы, не давая оценки, не следуя сценарию.
Без спойлеров
Единственное произведение советского пионера документального кино Дзиги Вертова, он же Давид Абелевич Кауфман, залетевшее в топ, зато аж на 8 место. И это вещь... достаточно специфическая, и в связи с этим мне не так много есть что сказать.
Надеюсь, я никого этим не обижу, в том числе и самого режиссёра и его соратников, брата и жену, но я как-то колеблюсь называть "Человека с киноаппаратом" фильмом, хотя чисто технически, ну, а что это ещё. Я уже в самом начале, когда мне растолковывали, что вообще сняли товарищи Кауфманы и Свилова, подумал, что это и звучит, и выглядит как, выражаясь языком видеоигр, демо-версия от мира кинематографа в сферах работы съёмки, монтажа и киноязыка так называемого, что бы этот мифический термин не значил.
Так-то в текстовом прологе к фильму почти именно это и говорится, что, дескать, "мы хотим создать универсальный язык кино, который будет понятен во всём мире без помощи слов(субтитров, реплик), аспектов театра(декораций, актёров) и прошей мишуры, а только лишь исключительно с помощью магии кинематографии", как-то так. То бишь, это и есть демонстрационная версия потенциала кино — этакая демонстрация его силы, каким оно может быть.
Что касается же содержания этого демо, то... ну-с, оно оправдало свои характеристики, данные на сайтах о кино. Это действительно (1)немой, (2)советский, (3)экспериментальный и (4)документальный фильм. Наверно, стоит уточнить данные по каждой из характеристик.
Про 1. Технология звука в кино на момент 1929 года только-только появилась, и я не уверен, что она успела дойти до рук советских кинематографистов к тому времени, но в данном случае, полагаю, даже если бы таки успела, Вертов пользовался бы звуком так же, как и с изображением, — то есть никаких диалогов, а вот звуки окружающей реальности появиться могли бы.
Про 2. Советское происхождение ленты, конечно, не могло не отобразиться на ней хоть в какой-то мере, учитывая, что это ещё и ранний СССР. Демонстрация жизни советских граждан, съёмки каких-то заводский предприятий, типографий, спортивных мероприятий, отдыха на пляже, посиделок в баре, просто множество проходящих по широким улицам людей, — всё это, и даже больше, здесь есть. Не знаю, тяготели ли Кауфманы к социалистической идеологии, или же использовали её воплощение в реальность на территории бывшей Российской империи для чисто художественных целей, но, в любом случае, страна рождения, м-м-м, угадывается.
И нет, снимать заводы даже на тот момент могли не только в Союзе, но здесь и не только заводы, как я говорил, и плюс стоит учитывать, как именно это показано. Показано это кинематографично, но не в том плане, как это обычно понимают, без лоска и глянца, но честно, — потому что это и есть реальность, фильм-то документальный.
Про 3. Одно дело снимать быт тружеников, поездки дам с зонтиками на повозках и прочее, а другое — как это сделано. И я имею ввиду не только, как это снято, что Вертов с братом творят с камерой, но и то, что с этим делает в монтажной комнате Екатерина Свилова. Отснятый материал не просто наобум нарезан и склеен. Здесь присутствует какая-то логика при смене кадра, иногда тематическая, — например, показ спящих людей в начале первого эпизода, — или ассоциативная, — например, кадр со стреляющей в тире девушкой перемежается с кадрам, где из-за склеек как бы в миг пропадают несколько бутылок одна за другой, где кажется, что это девушка выбивает их выстрелами, хотя это не так, — и так далее.
Это только то немногое, что я сам заметил. Отдельные кинокритики заявляли, что здесь прям каждая смена плана имеет свою логику, во что нетрудно поверить, но заявить, что я способен пояснить прям за каждую, я не могу. Иногда происходят, ну, как будто просто переходы. Скажем, показывали деревья, чью листву терзает ветер, а в следующем кадре быстрый "наплыв" на какой-то рекламный плакат. Я не говорю, что в этой конкретной смене кадров нет совершенно никакой логики, может и есть, но я пояснить это не смогу, потому как ну сменили и сменили, что тут.
А ещё именно тут семейное трио продемонстрировало доброе количество всевозможных кинематографических фокусов со съёмкой и монтажём, некоторые из которых они сами придумали и изобрели, а некоторые уже существовавшие использовали и усовершенствовали. Если их перечислять, то это и такие базовые и кажущиеся сегодня простейшими приёмы как замедленная съёмка, ускоренная съёмка, стоп-кадры, джамп-каты, и более редкие, как голландские ракурсы, разделение экрана и прочие двойные и тройные экспозиции. Словом, для фильма технической демонстрации очень хорошо.
Про 4. Ну тут всё просто, отчасти здесь можно было бы повторить сказанное про второй пункт. Но ещё, хотя это стоило указать в пункте выше, здесь можете забыть о сюжете, если почему-то до сих пор на него надеялись. Главный герой тут — сам объектив и окружающий мир. Иногда появляющийся на экране и бегающий по плотинам, пляжам и городам Михаил Кауфман тоже, но он скорее персонаж второго плана. Один из двух, наравне с появляющейся лишь пару раз Свиловой. Всё это, как оно взаимодействует друг с другом — это и есть "Человек с киноаппаратом".
Надо, пожалуй, черкануть пару слов о том, как оно смотрится, — вопрос как бы довольно важный. Наверно. Смотрится на удивление неплохо, бодренько, тем более с саундтреком от "Alloy Orchestra", которое было в той версии, что у меня была. Естественно, оставаться сконцентрированным в течение пусть даже небольшого хронометража в 67 минут не всегда удаётся, несколько раз, следя за бытом людей, работой механизмов и планами городов, я "отрубался", улетая куда-то в свои мысли, но если это все проблемы, что возникли у меня при просмотре этой работы, то считаю, я ещё легко отделался. За счёт разнообразной съёмки и монтажных игр просмотр выходить ненапряжный и приятный.
Кроме, конечно, момента в конце 2 из 6 имеющихся глав, когда как бы заедает плёнку с лошадью и далее идут кадры, которые были или будут в дальнейшем по фильму, — и всё это под чуть ли не откровенно хоррорное звуковое сопровождение, которое я неуверенно могу назвать саундтреком. Очень запомнился мне этот фокус. Спасибо, Вертов. Если бы я смотрел кино ночью, я бы ещё и вернулся к детской привычке врубать свет перед тем, как зайти в помещение:)
Со спойлерами
А-а-а, а вот тут мне нечего сказать, фильм-то документальный. Спойлерить нечего. А то этот сегмент всегда даётся не без труда. Приходится, знаете ли, память подрубать, какие-то мысли по содержанию озвучить, а я думать не лублу, сложна. Йу-ха-ха-хау!
Послесловие
"Человек с киноаппаратом" — это открытый кинематографический эксперимент советского документального режиссёра Давида Кауфмана, a.k.a. Дзиги Вертова, по разработке универсального киноязыка, который в итоге обернулся успехом и повлиял чуть ли не на весь дальнейший кинематограф, несмотря на то, что в момент выхода его восприняли неоднозначно и даже называли шуткой или баловством.
Опыт просмотра однозначно интересный, но меня не покидает мысль, что это кино больше для сотрудников индустрии, вовлечённых в технический аспект создания кино, киноведов или просто лютых киноманов. Советовать этот фильм к просмотру вечерком с чашечкой кофе — звучит больше как шутка, нежели что-то серьёзное. Но работа Кауфмана и Свиловой действительно в силах увлечь даже не шибко хардкорного зрителя. Словом, эксперимент прошёл удачно.