Всем доброго дня. В данном материале я погляжу на 12 место списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" за 2012 год, которое занимает единственная в топе и самая известная картина французского режиссёра Жана Виго.
12 место
"Аталанта"/"L'Atalante"(1934)
Рейтинг КП - 7,6; Кол-во оценок - 4 454;
Рейтинг IMDb - 7,7; Кол-во оценок - 17 553;
Режиссёр - Жан Виго.
Непритязательная житейская история женитьбы капитана баржи «Аталанта» Жана на деревенской девушке Жюльетте, их свадебного путешествия по каналам Франции к Парижу в сопровождении юнги-несмышленыша и несуразного «морского волка» папаши Жюля...
Без спойлеров
Невзирая на скромную фильмографию, все, кому известна фамилия Виго, отзываются о нём крайне положительно. В честь 29-летнего автора, умершего от туберкулёза, организовали отдельную премию в 1951 году, которую вручают во Франции за "независимый дух и оригинальность стиля". При этом, окромя сегодняшнего, Виго снял только ещё один фильм и две короткометражки. Следовательно, "Аталанта" должна быть очень хорошо, иначе откуда такой почёт спустя столько долгих десятилетий.
И да, фильм хорош. Я не уверен, что точно понимаю, почему его НАСТОЛЬКО любят, чем он так важен для истории, но положительные впечатления я получил. Могу предположить, что фишка в том, как фильм снят. Многие заявляют о некой поэтичности произведения юного режиссёра, но что именно это значит? В случае с Тарковским или Антониони я мог хотя бы поверхностно понять, что это потому, что у их картин есть свойство показывать детали природы и пейзажи по несколько минут не один раз за хронометраж. Но оба этих режиссёра творили значительно позднее, в 1960-1970-х.
Не скажу, что у Виго нет подобного. Есть пара общих планов реки и плывущей по ней барже, в начале ещё немного природу показывают, но только ли в этом выражается "поэтичность" фильма? Едва ли. Может, дело в том, что тут показаны обычные люди: Жан капитан баржи, переводящей грузы по реке Сене(возможно, и не только по Франции), что неплохо, романтично, но не самая высокая из должностей, его жена Джульетта(или Жюльетта?) вообще, по-видимому, в жизни на завод не вхожа, а папаша Жюль и юнга — с ними тоже всё ясно.
В каких-то фильмах той поры, 1910-1930-х годов, в центре внимания были высокие слои общества, но я бы не стал говорить, что картин с обычными людьми на месте главных героев не было. Ранняя фильмография Чаплина и Китона передаёт "привет". Ну окей, эти двое работали в Америке, а "Аталанта" родом из Франции. Но имеет ли это такое уж значение?
Последняя моя теория — более чуткое внимание к романтической линии, в отличии от того, что было у упомянутых мастеров немого кино. Но не спрашивайте, в чём эта чуткость проявляется, — я не знаю. Я вижу, что любовь, — даже не романтика, — здесь раскрыта с более "близкого" расстояния, нежели в других картинах того же временного промежутка, например, в "Неприятностях в раю", почему-то вспомнил именно эту.
С этим разобрался, насколько был в силах. Если говорить в целом о картине, читай впечатлениях от неё, то повторюсь, что мне зашло. Любовная линия Жана и Жюльетты, конечно, тоже милая и всё такое, но она в паре сцен вызывала у меня вопросы чисто логического характера или, как это называют иногда, в плане реализма. А вот чья заслуга в моей симпатии не поддаётся измерению, так это персонаж Мишеля Симона папаша Жюль. Этот мужик несколько раз за фильм вызвал у меня вполне искреннюю улыбку своими выходками.
Кино сделано не прям на рассвете или рождении, но довольно раннюю пору кинематографа, поэтому каких-то выделяющихся необыкновенностью операторских изысков ждать не стоит, ровно как и залихватского сюжета. Персонажи неплохие, история миленькая, смотря в общем даже напоминает некую притчу, смысл как бы есть, юмор в качестве очень приятного дополнения есть. Таков фильм, который также был в своё время, при перемонтаже, известен как "Проходящая баржа".
Со спойлерами
Почему я сказал, что история походит на притчу? Притча это что? Это, если просто, иносказательный рассказ в краткой форме, которому свойственны неразвёрнутый сюжет с простой композицией, сжатые образы и характеристики. Короче, произведение, лишённое внешней строгости, скажем, реализма, в угоду смысловой составляющей.
В "Аталанте" есть моменты, которые вызывают вопросы по логике. Отношения супругов здесь какие-то будто схематичные, отражающие период в отношениях, а не конкретную историю двух конкретных людей.
Первая смущающая сцена происходит, когда Жан выписывает пощёчину Жюльетте, было это, если память не подводит, после того, как она посидела с Жюлем в его углу, типа по поводу ревности. Но в этой ситуации, с такими исходными данными, мне видится странным такой уровень ревности, когда молодой капитан ревнует жену к уже немолодому, явно обильно пьющему мужичку помощнику. Не, всякое бывает, конечно, но что-то меня напрягло уже здесь.
Потом какая-то уж слишком странная ситуация с пробегом Жюльетт. Во-первых, персонаж продавца, который тянет её на бегство в город, выглядит больше как собирательный образ обольстителя, чем как просто случайно подвернувшийся под руку именно этим людям человек, который случайно ведёт себя именно так, случайно запал именно на эту девушку и случайно именно в таком виде зазывает её бежать.
Во-вторых, я вообще не понял, почему она не обсудила с ним вопрос посещения города с мужем, которого вроде как в итоге любит, судя по счастливому финалу с воссоединением, а вместо этого просто убежала. Да, он не хотел её отпускать из-за того молодого фриковатого торгаша, но это ж не значит, что теперь всё, отмена. Можно было договориться пойти вместе, либо пойти позже, когда снова будут здесь, либо погулять в другом крупном городе. Я вообще не вижу эту ситуацию как неразрешимую, особенно учитывая, что они действительно любят друг друга.
Но если предположить, что историю не стоит воспринимать так буквально, то всё становится проще. Тогда его ревность отражает не столько эмоцию этого человека, сколько природу ревности молодого человека на раннем этапе отношений. Ну или не очень ранним. Супруги всё же. Её желание "погулять по городу" — это условное желание свободы, которое люди иногда могут чувствовать, когда слишком сильно погружаются в отношения, или, как иногда это формулируют некоторые, "я не нагулялась/нагулялся". Не очень понимаю таких людей, но да это не суть важно. Ну или, если по-другому, желание делать то, что хочешь вопреки желаниям близкого человека. Что, в общем-то, примерно то же самое, что и в первом варианте про "не нагулялася". А его решение отплыть, бросив невесту, в таком свете уже не столько кажущийся странным в такой ситуации пофигизм, а отражение того, как мы импульсивно рвём свои связи, когда любимые люди делают то, что хотят.
Как-то так. Наверно, я расписался, описываю супер банальные вещи, которые есть чуть ли не в каждом нормальном кино: многие произведения можно, при должных способностях в филологии, увидеть как притчу, а героя — как собирательный образ или архетип. Но дело уже сделано. Что мне теперь, стирать всё? — Вот уж дудки.
А теперь капля веселья. На сцене, когда Жюль подкрался к Жюльетте(почему у них троих имена так похожи?:/) с рупором и проорал ей пьяным голосом что-то в духе "спокойной ночи" или чего он там ей сказал, я засмеялся прямо в голос. Редко со мной такое бывает. Но вот тут прорвало. Небось, что-то из биографии вспомнил XD.
Послесловие
"Аталанта" — лёгкий и достаточно интересный с точки зрения времяпрепровождения фильм в жанре мелодрамы с элементами драмы и немного комедии, снятый не достигшим тридцатилетия французским режиссёром Жаном Виго.
Кино довольно возрастное, поэтому вау-эффекта, наверно, особо не будет, хотя некоторые критики и отзывались о творении Виго в духе "именно здесь я полюбил кино", "если у кино и есть душа, то она в «Аталанте» Виго", да и просто признавались в любви к картине. Вот так она и попала на верха списка лучших фильмов всех времён. Поэтому как знать. Хоть я и не прям влюбился, скорее просто хорошо провёл время, испытывая симпатию, однако ж авось кто и сумеет найти свою любовь здесь, на борту "Аталанты".