«И во всем этом мире
До конца его дней
- Ни петлички,
Ни лычки
С гимнастерки моей».
Эти строки стихотворения Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом» посвящены миллионам погибшим и пропавшим без вести воинам Красной Армии. Сегодня мы расскажем историю летчика Бориса Лазарева, сбитого в воздушном бою в феврале 1943 года. 55 лет никто не знал о месте падения его самолета. Сегодня мы расскажем удивительную историю поиска погибшего летчика и установления его судьбы. Вы узнаете, что поразило поисковиков на месте крушения самолета и кто сбил Бориса Лазарева.
Будущий летчик родился 27 июля 1922 года в деревне Заручьево Калининской области. В 1940 году он окончил девять классов школы и был призван в Красную Армию. Лазарев был зачислен в авиационное училище, окончил его в разгар войны и попал на фронт. Он воевал в 760-м истребительном (позднее смешанном) авиаполку. Это подразделение участвовало в боях в Карелии.
Летчики этого подразделения летали на британских истребителях «Харрикейн», американских P-40 «Киттихоук» и «Томагавк». Эта техника от стран-союзниц поставлялась в СССР по программе ленд-лиза арктическими конвоями и разгружалась в Мурманске. Полк прикрывал стратегически важную магистраль — Кировскую железную дорогу. Она связывала Мурманск и весь фронт обороны в Заполярье и Карелии с остальной страной. Если бы немцам удалось перерезать эту магистраль, то советские войска на севере остались бы без снабжения и были бы разгромлены.
Лазарев летал на одноместном истребителе «Харрикейн» (Hawker Hurricane). 21 февраля 1943 года состоялся его последний боевой вылет. В тот день он прикрывал Кировскую железную дорогу в районе поселка Лоухи. В ходе воздушного боя советский летчик был подбит немецким асом Рудольфом Мюллером. Лазарев отстегнул ремни кресла пилота и собирался выпрыгнуть с парашютом из отвесно падающей машины. Но не успел, самолет врезался в болото, пробив промерзший торф до самого глинистого дна. Лазарев мгновенно погиб от сильнейшего удара лицом о приборную доску самолета.
Сбивший Лазарева немецкий ас Мюллер был одним из лучших летчиков противника на северном участке Советско-германского фронта. На его счету было 92 сбитых самолета. Вскоре он и сам был сбит советскими летчиками в воздушном бою 19 апреля 1943 года. Мюллер сел на вынужденную и был взят в плен. На допросе, который проводил военный разведчик Павел Сутягин, пилот сообщил, что для него сбитие самолетов было охотой, азартной игрой. Также он рассказал о тактике, применяемой немецкими летчиками в Заполярье, об организации ПВО аэродромов. Немецкий ас указал на ошибки, допускаемые советскими летчиками в воздушных боях и даже показал на схемах, как их избежать. Также он рассказал о боевой подготовке и тактике его подразделения. По некоторым источникам, Мюллер был отправлен в лагерь для военнопленных, где в 1944 году окончил свой жизненный путь.
А «Харрикейн» сержанта Лазарева пролежал в болоте 55 лет, и только в 1998 году был найден поисковой группой «Высота». Болотистая местность, бензин и масло из двигателя истребителя не позволили телу погибшего летчика истлеть. В кабине пилота были найдены летные очки и самодельный нож с нанесенной на нем надписью «Другу Боре во второй год войны», на поясном ремне летчика висел пистолет ТТ, в карманах комбинезона были обнаружены красноармейская книжка, комсомольский билет, два письма и патроны от пистолета россыпью.
Сержант Борис Александрович Лазарев с подобающими ему почестями похоронен на мемориальном военном кладбище в поселке Чупа Лоухского района Карелии. Но родственники 22-летнего летчика до сих пор не найдены, так что поиск продолжается.
Примечательно, что детали сбитого самолета были использованы для реставрации «Харрикейна», хранящимся в нашем музее. Увидеть его вы сможете на экспозиции филиала Музея Победы — Музее Г.О.Р.А.
#МузейПобеды #ФондыМузеяПобеды