Статья является планом вебинара. Извините за некоторую несогласованность подачи материала. Вебинар можно посмотреть в группе ВК по ссылке в конце статьи.
Токсичность - это понятие из популярной психологии, интуитивно понятное даже без разъяснений. На простом русском языке - это ядовитость которой человек травит себя и других, нарушение личных границ. Крайними выражениями токсичности могут быть булинг и мобинг. Обыкновенно после токсичного общения остается неприятные чувства и отношение к оппоненту, такие как неприязнь, отвращение, обида, вина, стыд, раздражение и гнев, недоумение.
Обычно токсичность выражается к другим в манипулятивных высказываниях и действиях: пассивной или активной агрессией; несправедливыми требованиями и обвинениями; сравнениями, попреканием прошлым; намеками на неполноценность, обесцениванием; унизительными шутками, сарказмом; оценочными суждениями, нездоровой конкуренцией; непрошеными советами и критикой, нездоровым эгоцентризмом, сплетнями, неумением встать на позицию другого (быть всегда правым), постоянным контролем; манипуляциями с чувством вины, страха, гнева, стыда, ответственности.
По отношению к себе токсичность проявляется: в обесценивании, отношении к себе как функции, сравнение с другими, попреканием за неуспех и не удачи, злоупотребление алкоголем и наркотиками, трудоголизм, самоповреждение, вступление в разрушающие личность отношениями (абъюзивные отношения, деструктивные культы), промискуитет др.
Такое отношение к себе и другим приводит к невротическим симптомам: эмоциональное неблагополучие, проблемы в общении, нерешительность, эмоциональная нестабильность, неадекватная самооценка, неуверенности в себе, обидчивость, тревожность, раздражительность, фобии, панические атаки, излишняя драматизация, ранимость, нестабильные ценности, негативизм, слабое понимание своих эмоций и мыслей, зациклинность на себе и своем самочувствии.
Манипуляция — скрытое психологическое воздействие на человека или группу для вызывания определенной эмоции и соответственно определенного поведения.
Манипуляция на неприятных эмоциях:
Вина, стыд — ты должен был поступить… Ты не специалист… Не сын/дочь, Не женщина/мужчина… А вот сын моей подруги...
Ответственность — ты должен сделать…
Протест/гнев — тебе слабо, подкаблучник, ты сам не можешь…
Страх - если ты это не сделаешь, то я… накажу тебя (брошу, заболею, высмею, заплачу, рассержусь).
Манипуляция на приятных эмоциях
Тщеславие (удовольствие) — какой ты… хороший... красивый… сексуальный… добрый… умный…щедрый... сильный... умелый… мужественный… женственная… честный… благородный… благодарный… ты не такой как все (ты лучше).
Возможное манипулятивное поведение: Недовольный вид, бойкот, игнорирование, сексуальное отстранение или напротив, зашкаливающая сексапильность, проявления слабости, неумелости демонстрация беспомощности, хлопанье дверьми, бросание телефона, пассивная агрессия и (забывчивость, медлительность) мимика (закатывание глаз, вздернутые брови, шумные вздохи, слезы, цоканье языком).
Зоны риска:
Зависимость от мнения окружающих, а не от собственной самооценки
Зависимость от самой личности манипулятора (''я не могу без тебя жить'' )
Боязнь быть плохим и жестким, желание всегда оставаться правильным (''я боюсь, что меня перестанут любить'').
Оправдание манипулятора (''он хотел как лучше'').
Боязнь перемен (''пусть будет как всегда''). Незрелое поведение - консервировать и избегать ситуацию, здоровое– разрешать
Несамостоятельность (а манипулятор навязывает уже готовое решение)
Что со всем этим делать? Мы можем отвечать только за свои поступки, эмоции и мысли. Других людей изменить без их желания мы не можем. Предлагаю «мести свою сторону улицы» и заниматься тем, чем мы можем изменить. А именно:
1. Личностный рост и осознанность. Необходимо уметь разбираться со своими эмоциями, слышать их и замечать в своем теле. Уметь видеть взаимосвязь эмоций со своими автоматическими мыслями. Лучший метод позволяющий это сделать — ведение дневника автоматических мыслей. Метод при активном использовании, позволяет слышать свои мысли непосредственно во время их появления в сознании и менять их произвольные, адаптивные, рациональные или фактологические мысли. Также позволяет анализировать свои убеждения не только на поверхностном уровне, но и на промежуточном и глубинном. Эта методика учит критическому мышлению, развивает эмоциональный интеллект. Личность, когда человек работает со своими убеждениями*, становится более зрелой, адаптивной, осознанной, независимой.
Осознанность помогает понимать свои реакции и оттормаживать свое поведение и сопротивляется своим и чужим манипуляциям и токсичному поведению.
Примеры:
1) На улице ко мне подходит пара, где женщина с большим животом под плащом. Мужчина просит денег на такси до роддома, т.к. жена рожает. Моя автоматическая мысль: «Надо срочно помочь!». Эмоция - тревога. Тянусь за кошельком. Я осознаю свои мысли и спрашиваю себя, а действительно надо срочно помочь? Что указывает на это? Только просьба. Это просьба соответствует действительности? Смотрю внимательно на них. Вид у них не очень опрятный. Зрачки у мужчины разного размера. Предложил вызвать скорую помощь, но получаю отказ. Они сразу отходят к другому мужчине, тот после их просьбы сразу дает деньги…
2) Потенциальная клиентка просит консультация как можно раньше т.к. у нее сложная ситуация и только такой высококлассный специалист как я сможет ей помочь и никто другой. Чувствую гордость за себя (тщеславие) и ответственность перед ней, желание помочь. Женщина сразу описывает свою тяжелую жизненную ситуацию. Чувствую сильную жалость к ней. Проявляю сочувствие. Она тут же просит большую скидку и рассрочку. Я осознаю свои потребности и мысли и отказываю ей. Женщина давит на жалость, пытается вызвать у меня вину, взывает к моим моральным принципам. Отвечаю: «Я не идеальный человек и психолог. Наше общение начинается с манипуляций и мне это не нравится, хотелось бы уважительного общения без давления». Предлагаю альтернативные варианты получения помощи и еще раз отказываю ей.
2. Менять свое поведение. При осознанности у нас есть выбор, что мы будем предъявлять миру — свои автоматические реакции или более взвешенные произвольные решения. Обычно токсичное высказывание проходит в форме «ты-послания». Человеку сообщается что с ним не так и что ему надо сделать. Происходит обвинение в том, что человек вызвал у нас какие-то эмоции. Например: «Ты злишь меня. Ты выглядишь нелепо в этой одежде. Перестань бесить меня. Ты меня в гроб загонишь. Ты мне надоел».
Если мы научились токсичному поведению, то мы можем научиться и ответственному и зрелому выражению своих эмоций. Для этого на мой взгляд лучше всего использовать обратную связь в виде «я-посланий». Это позволяет корректно и экологично донести до человека свои эмоции позицию. При этом человек не испытывает давление, так как Вы просите, а не требуете. Человек может выбрать, пойти Вам на встречу в удовлетворении Ваших потребностей или игнорировать их.
Классическая формула ненасильственного общения:
Описываем ситуацию → обозначаем свою эмоцию → высказываем свои мысли которые вызвали эту эмоцию → выражаем потребность (желательно в утвердительной форме). Ситуация → эмоция → мысли → потребности.
«Я злюсь на тебя, потому что считаю твое поведение недопустимы и хочу чтобы ты перестал так делать, а сделал как мы договаривались до этого». «Когда ты сравниваешь меня с бывшим партнером, то я чувствую обиду и недоумение т.к. считаю, это оскорбительным. Прошу тебя выражать свои чувства ко мне без сравнений».
Самое большое преимущество «я-послания» это — возможность выразить свои эмоции не подавляя их, а выражать их социально приемлемым образом безопасно для окружающих и себя.
________________________________________________________________________________
*Убеждение – это идея, которая отражает причинно-следственные связи между явлениями в субъективной интерпретации, определена как истинная, представлена в сознании в качестве опорного компонента мировоззрения, детерминирует собственное поведение.
Литература:
«Привет, манипулятор» Статья Решетовой Татьяны Владимировны
«Не на тех напали! или Как бороться с грубостью» Дмитрий Викторович Ковпак.
«Как разговаривать с мудаками» Марк Гоулстон.
«Язык жизни: Ненасильственное общение» Маршалл Розенберг.
«Осмысленное ведение дневниĸа: системная методиĸа преодоления негативных убеждений» статья Ричарда Рагнарсона.
Александр Храмов. Человек, а не функция.
Записаться ко мне на удаленную консультацию (по видеозвонку в мессенджерах) и на очную в Санкт-Петербурге можно в WhatsApp или через почту alexandr-hramov@yandex.ru, @Alexandr_Hramov в телеграмме.
Подписывайтесь на наше сообщество в VK https://vk.cc/crkZv6. Страничка на B17: https://www.b17.ru/hramovalexandr/?prt=384230.