В нашей практике был корпоративный спор между участниками торгового предприятия. Мажоритарий (тот, у кого доминирующая доля участия в компании) Иванов владеет 81%, у миноритария (того, у кого меньшая доля участия) Петрова — 19%. Как это обычно бывает, мажоритарий давал деньги и в дела особо не вникал, а миноритарий занимался всей операционкой, в том числе выполнял функции генерального директора.
В какой-то момент Петров решил, что доли в бизнесе распределены несправедливо. Поэтому он создал новую компанию, оформив ее на супругу, и постепенно начал переводить туда клиентов. Параллельно Петров уволился с поста директора и вышел из состава участников старого предприятия с требованием выплатить ему действительную стоимость доли. На предприятии оставались активы, поэтому доля была не нулевая.
Что, на ваш взгляд, нужно делать в сложившейся ситуации?
А. Написать заявление в полицию по факту создания параллельного бизнеса. Отслеживать процесс рассмотрения дела и его результаты.
Б. Начать обзванивать клиентов, пытаться вернуть их назад. Искать возможность навредить оппоненту, например, забрасывать жалобами различные структуры, писать отрицательные отзывы .
В. Искать рычаги давления на оппонента и формировать переговорную позицию. Если договориться не удалось, использовать рычаги давления, выбирать подходящий момент и снова предлагать сесть за стол переговоров.
Комментарии по каждому варианту:
Идти по первому пути не имеет смысла. В действиях миноритария нет уголовного состава, поэтому заявление в полицию ничего не даст.
Используя план Б, тоже не получить нужного результата. Жалобы, конечно, навредят оппоненту, но не приблизят вас к цели. А работу с клиентами в данном случае начинать слишком поздно. Все это время клиенты работали с вашим бывшим партнером, они его знают и ему доверяют, а значит, шансы вернуть их обратно ничтожны.
Вариант В является оптимальным. Именно его в этой ситуации выбрала наша команда.
Итак, мы предложили предельно сфокусироваться на переговорной стратегии. Чтобы подготовить свою позицию и достичь договоренностей на желаемых условиях, нам необходимо было:
Во-первых, предпринять ряд действий и с их помощью создать нужное давление на противника, тем самым сформировать нужную переговорную позицию .
Во-вторых, наблюдать за поведением оппонента и верно реагировать на предпринятые им шаги. Мы ожидали подачи иска о выплате действительной стоимости доли и попытки ее взыскать через службу судебных приставов.
Если прийти к соглашению партнеров сразу не получилось бы, мы планировали вернуться к реализации нашему плану действий и таким образом довести начатое до конца.
План действий по подготовке переговорной базы выглядел так:
1. Провести аудит, с тем чтобы:
- Выявить объем нарушений со стороны директора. Это станет основой для юридических претензий.
- Выявить налоговые риски. Фактически их «наворотил» миноритарий.
2. Провести инвентаризацию имущества и обязательств общества.
3. Инициировать иск к генеральному директору о нанесении ущерба обществу. Он базируется на результатах аудита и инвентаризации, оценить перспективы судебного спора также можно только после проведения данных процедур.
4. Обратиться в правоохранительные органы с целью инициировать проверку на предмет наличия либо отсутствия состава преступления по ст. 160 УК РФ о растрате и, возможно, по ст. 159 УК РФ о мошенничестве.
Оценить перспективы возбуждения уголовного дела можно после аудита и консультации с адвокатом, практикующим по данным статьям. Если доказательств для того, чтобы обвинить оппонента в растрате или мошенничестве, недостаточно, обращаться в правоохранительные органы все равно имеет смысл: это создает давление на оппонента.
Правоохранительные органы могут отказывать в возбуждении уголовного дела считать, что нет состава преступления. Перспектива возбуждения уголовного дела очень сильно зависит от деталей дела, от того что найдут и зафиксируют аудиторы и от того кто будет заниматься обращением в правоохранительные органы. Важно что бы занимался этим профессионал специализирующийся на уголовной практике.
Результат дела: стратегия сработала.
На переговоры с участником удалось выйти после того, как был проведен аудит, назначено судебное заседание, правоохранительные органы приняли заявления и открыли доследственную проверку. Переговоры проходили в жестком и напряженном формате, но в итоге миноритарий, он же бывший директор, отказался от выплаты ему действительной стоимости доли, прекратил «перетягивать» клиентов и даже выплатил некоторые «отступные» своему бывшему партнеру.
Ситуация, когда ключевой сотрудник (коммерческий директор, руководитель отдела продаж, один из директоров и т.д.) уходит к конкуренту и уводит за собой клиентов или же пробует создать с клиентами свой бизнес, случается нередко. Чтобы противостоять этому, нужно применять комплексный подход: разработать систему сдержек и противовесов, которая в числе прочего поможет не допускать подобных моментов.
Вот перечень того, что следует делать в такой ситуации:
- Выстроить работу так, чтобы сотрудник не был незаменимым. Коммуникации с клиентами не должны быть завязаны на одном человеке, а процесс согласования коммерческих условий не должен напрямую зависеть от личных отношений. В противном случае у сотрудника рано или поздно появится соблазн взаимодействовать с клиентами полностью самостоятельно. Чтобы подобного не происходило, можно разбивать бизнес-процесс между несколькими сотрудниками. К примеру, переговоры с контрагентами ведет один человек, согласование цены – прерогатива другого, а техническая составляющая в ведении третьего.
- Разработать положение о коммерческой тайне, четко сформулировать, что является таковой, а что — нет. Совершая то или иное даже заведомо неправомерное действие, люди, как правило, находят себе оправдание. Так происходит, если никто четко не проговорил, что можно, а что нельзя, и каковы будут последствия, если проигнорировать сказанное. Документ, в котором ясно сформулированы правила, дает опору и понимание, как поступать, чего делать не стоит и что будет в случае, если пренебречь правилами. Человеку, который прочитал и поставил подпись под таким документом, будет проще воздержаться от неэтичного или вредоносного действия в отношении своей компании. Обращаю внимание что важно проследить чтобы именно прочитал так как, многие люди не читают даже документов, где они ставят подпись. Кроме того, такой документ дает юридическую возможность предъявить претензию сотруднику за разглашение коммерческой тайны. Хотя, надо признать, доказать факт разглашения будет очень непросто.
- Прописать в трудовом договоре, какую ответственность понесет сотрудник, если уведет клиента компании. Обычно за такой проступок предполагается крупный штраф. В этом месте нужно оговориться, что доказать вину сотрудника будет сложно. Более того, трудовое право хорошо защищает работника от подобного рода претензии. Однако, если прописать в договоре подобные вещи, у сотрудника будет понимание, как делать нельзя и что за нарушение договоренности последует вполне определенное наказание.
- Прописывать в договорах с контрагентами, что они не имеют права вступать в договорные отношения с вашими сотрудниками. Предусмотреть штраф за нарушение этого положения.
- Использовать сервисы для контроля за утечкой информации, к примеру DLP-системы (Solar Dozor, StaffCop и т.д.). Благодаря им можно получить скриншоты с рабочих компьютеров, информацию о скачанных файлах, выборку по отдельным фразам и пр. В 2022 году такой софт стоит от 3000 рублей за рабочее место. Однако купить и установить его мало. Нужно выстроить систему анализа, чтобы на основе отчетов, которые предоставляет DLP-система, можно было делать выводы и предпринимать верные шаги.
- Интегрировать в управленческую отчетность показатели, которые могут служить индикаторами того, что сотрудники уводят клиентов. К примеру, количество новых контрактов в месяц и/или продленных договоров, средний чек и др. Отслеживая изменения тех или иных параметров, можно понять, почему уходят клиенты и принять меры.
Если сотрудник уже уводит клиентов и/или переманивает коллег, нужно:
- Выйти на прямой жесткий разговор. При этом важно не переступить черту закона. Шантаж и физическое воздействие могут обернуться уголовным наказанием.
- Усиленно работать с контрагентами, углубляя взаимоотношения с ними. В том числе открыто признать, как ведет себя один из бывших сотрудников, и расписать преимущества работы с компанией.
- Личная включенность первых лиц компании играет ключевую роль в такого рода коммуникациях. Если директор или учредитель сам общается с контрагентом, это служит гарантией того, что компания готова продолжать эффективно работать.