Найти в Дзене
Живая Средняя Азия

Кто жил до туркмен в Туркмении?

Президент независимого Туркменистана Сапармурат Ниязов, более известный под прозвищем Туркменбаши («глава туркмен») в годы своей власти поставил себе золотой памятник в центре Ашхабада и вроде бы лично написал такую книгу, как «Рухмана». В его правление сей литературный труд почитался в стране почище Корана и на почетном месте лежал в каждом государственном учреждении, был обязателен для изучения в школах. В числе прочих мудрых мыслей, там было написано, что туркмены имеют пять тысяч лет истории, что именно они смастерили первую на земле телегу и еще много чего другого.

Там еще сказано немало иных высоких патриотических вещей, призванных сплотить в единое целое этот народ, исторически разделенный на самостоятельные племена, не шибко дружившие между собой. Некоторые из них действительно не лишены основания, тем более, что предки нынешних жителей Туркменистана становились создателями великих империй, влиявших, без преувеличения, на историю всей Евразии.

Но мы поговорим о тех, кто на этой земле был их предшественниками. Кто жил в Туркмении до туркмен?

Вообще, Туркмения, без преувеличения, является родиной одной из древнейших человеческих цивилизаций. Здесь жили еще неандертальцы, а благодаря своему центральному положению в Азии, в интервале 40-10 тысяч лет назад сюда начались миграции людей современного типа. Хотя в целом, археология страны недостаточно изучена, предполагается, что население первых неолитических стоянок принадлежало к древнеуральской расе, промежуточной между европеоидной и монголоидной.

Но где-то 10 тысяч лет назад сюда приходят выходцы из Западной Азии, которых среди историков принято именовать анатолийскими земледельцами. Это были пионеры неолитической революции, первыми в мире перешедшие к земледелию и оседлому скотоводству.

-2

Жители таких поселений, как Невалы-Чори, Чатал-Хююк, Гебекли-Тепе и прочих, освоившие продуктивное сельское хозяйство, по мере прироста своей численности столкнулись с дефицитом земли. Поскольку переселение на север или юг требовало от них изменения образа жизни и земледельческих технологий, они предпочитали осваивать западное и восточное направления в пределах одной географической широты со сходным климатом.

В интересующем нас месте их потомки основали Бактрийско-Маргианскую культуру, существовавшую в интервале 4,3-3,8 тысячелетий назад. В этническом плане это были южные европеоиды средиземноморского типа, которые считаются предками современных индийских дравидов. В эпоху бронзового века эти люди жили от Древнего Элама на юго-западе нынешнего Ирана и до Хараппы и Мохенджо-Даро на севере Индии.

При этом, историческая область Маргиана находилась на востоке будущего Туркменистана. Она получила название по доминирующему в ней поселению Мерв, вероятно, старейшему во всей Средней Азии. Сейчас это современный туркменский город Мары.

Со временем эта цивилизация стала клониться к упадку. Причиной этого была как глобальная засуха, что началась 4,2 тысячелетия назад, так и вызванные ей миграции и возвышение индоевропейских народов. Восточная часть индоевропейских племен, жители Андроновской культуры юга Сибири и Казахстана, были вынуждены гнать на юг свои огромные стада, где было достаточно питьевой воды.

Бактрийско-маргианское население было замещено иранцами. На юге преобладали оседлые сообщества, на севере господствовали кочевники. Позднее это привело к разделению на три группы народов. В пределах Иранского нагорья сложился древнеперсидский этнос, причем, Маргиану персы присоединили и ассимилировали достаточно рано; в оседлой части Средней Азии сформировались хорезмийцы, бактрийцы, согдийцы – восточные иранцы, предки таджиков; а севером правили скифы, азиатскую часть которых местные земледельцы именовали саками. Таким образом, территория Туркмении оказалась разделена.

Саки представляли из себя конгломерат кочевых племен, именно из их среды вышли европейские скифы, которые мигрировали на запад, когда засуха закончилась. Впрочем, в Восточной Европе эти скотоводы жили чересполосно с другими народами, тогда как в степях к востоку от Каспия был их признанный этнический центр. В разное время тут доминировали исседоны, массагеты, дахи, но было много и других, менее значительных объединений.

Степные Рэмбо не раз устраивали разрушительные набеги на юг, что привело к историческому военному противостоянию Ирана и Турана – родины суровых кочевников, богатырей-туров. Персы устраивали ответные карательные походы, иногда даже успешные. Впрочем, в конце 6-го века до н.э. в северных степях сложил буйную голову Кир Великий, основатель империи Ахеменидов. Он попал в плен и был казнен массагетской царицей Томирис, хотя персидская держава сохранила свои владения в Маргиане.

-4

Александр Македонский решил погонять саков, которые были в союзе с князьями персидских сатрапий в Средней Азии. Для этого в 329-м году он перешел на северный берег Яксарта (Амударьи). Благодаря успешной атаки на полевую ставку кочевников, степные воины были рассеяны. Но великий завоеватель потерял в сражении больше солдат, нежели в течение всей своей восточной кампании. Ни он, ни оставшиеся после него эллинские государства более таких походов не предпринимали и даже Хорезм оставили независимым.

В 238-м году до н.э. парны, выходцы из союза дахов, воспользовались смутами в империи Селевкидов и почти без сопротивления заняли Маргиану. Так была заложена основа для могущественного Парфянского царства, которое в течение следующих столетий под своим правлением объединило почти весь персидский восток. Впрочем, и при парфянах за Каспием продолжали кочевать вольные скифы, которые были серьезной угрозой для своих более успешных родственников, ставших правителями великого царства.

Начиная с 1-го века в Средней Азии правят бал смутные времена. Китайцы подчиняют восточных и изгоняют западных хунну, князь Чжичжи переселяется со своим народом подальше и строит город Тараз – один из древнейших городов в степях Казахстана. Хоть о деятельности гуннов в этом регионе известно мало, в Европу тогда уходят аланы – сильнейшая на тот момент из скифских групп. Тут постепенно начинают доминировать прототюрки, которые замещают и ассимилируют иранских кочевников.

-5

В 7-8-м столетиях на территорию Восточного Каспия от самых границ Китая приходят огузы – одно из сильнейших тюркских политических объединений раннего средневековья. Благодаря растворению в их среде последних скифов, у современных тюркских народов, включая туркмен, доля скифской крови весьма значительна.

В 9-10-х веках огузское протогосударство начинает распадаться. В Европу уходят близкие родственники печенеги, а полтора столетия спустя сельджуки выбирают юго-западный вектор экспансии. В это время огузы все чаще обращаются в ислам. Тех, кто предпочел эту религию, называют «тюрками, принявшими веру», т.е. туркменами.

В грандиозной империи хорезмшахов туркмены являются ведущей политической силой. Но нашествие Чингисхана приводит к распаду и миграциям крупнейшим из их племен. На осколках былой славы возникают новые кочевые роды. Нарастают отличия среднеазиатских туркмен со своими родственниками из Ирана – благодаря столетиям раздельного проживания, и тому, что многие ближневосточные тюрки становятся шиитами.

Прежде жившие на значительной территории, туркмены специализируются на скотоводстве в пустыне Каракум. Отныне они пустынные кочевники, тогда как казахи – кочевники степи, а киргизы – кочевники гор. Отдельные племена существуют друг от друга совершенно изолированно. Фактически, они полностью независимые, хотя формально некоторые из них считаются вассалами Хивинских и Бухарских ханов. Но упаси Аллах от таких вассалов!

-6

В конце 18-го столетия правитель Бухары атакует принадлежавшие Ирану Марыйский и Ахалский оазисы. Местное население перебито либо уведено в плен. Спустя полстолетия начинается переселение кочевых туркмен на опустевшие земли той территории, которая раньше была Древней Маргианой. Кочевники поглощают немногочисленных персидских крестьян, которые остались здесь после лихого набега, воспринимают от них многие элементы культуры и навыки земледелия.

Их внешний вид, который и ранее не был слишком монгольским, постепенно становится все более европеоидным. Шедшие в авангарде ахалцы (текинцы), прежде бывшие одними из равноправных участников туркменского сообщества, получают лучшие земли и становятся доминирующими. Именно к этой группе принадлежат президенты Ниязов и клан Бердымухамедовых, а также многие советские руководители Туркменистана.

В 19-м столетии туркмены – самый опасный среднеазиатский народ, молниеносных набегов которого опасаются все соседи. Они никого не боятся и не подчиняются никому: их защищает стремительность лучших на востоке коней, их крепостью является сама пустыня.

-7

Туркмены даже успешно отбивают вторжение русской армии, которая ставит цель умиротворения края и уничтожения работорговли. Но вторая атака оказалась выше их сил.