«Средняя, старая и шаблонная норма вам прекрасно известна: когда вызывают родителей и говорят: вот ваш мальчик то-то и то-то сделал. Смотрят в глаза и думают: что родители с ним сделают. А у вас добродетельное выражение лица, и вы говорите: конечно, бить не надо. Отец уходит, вы никому ничего не скажете, а глубоких тайниках, скрытых даже от жены думаете: вот хорошо, если бы он всё-таки постегал мальчишку. У нас это нетерпимо, как всякое ханжество»(А.С. Макаренко)[17, т.5, с.318].
***
«В.А. Сухомлинский описывает случай, когда четырнадцатилетний подросток сбежал из школы. Оказавшись в детской комнате милиции, он исступлённо твердил: «Ни за что не вернусь домой. Не пойду в школу…» И только в милиции … выяснилось, что жизнь мальчика в школе, семье была настоящим адом.
Ребёнок не мог осилить учебных заданий, ему было трудно заниматься, а учителя без конца ставили двойки и писали в дневнике родителям: «Ваш сын не хочет учиться, примите меры». И меры принимались. Возненавидев школу, семью, он стал умышленно не выполнять заданий, нарушать дисциплину. «Человек, подвергавшийся наказаниям в детстве, в подростковые годы не боится ни детской комнаты милиции, ни суда, ни исправительно-трудовой колонии» Вот к каким последствиям может привести «безобидная», «принципиальная» двойка.
В.А. Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребёнка, а тогда, когда они совершат что-то хорошее. Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии родителей ребёнка нужно похвалить, поддержать и неприменно написать в дневнике: «Ваш сын поступил хорошо, старается учиться. Школа гордится им»[28, с.16].
***
«Семья, испортившая ребёнка, в большинстве случаев, не поймёт ваших поучений… и если вы начнёте натаскивать такую семью на педагогические действия, можете ещё больше испортить дело»
Воздействовать на семью через ребёнка:
«Я организовал бригады учащихся по территориальному признаку. Все руководители бригад каждое утро отдавали рапорт о том, что делается во дворах, как ведут себя ученики, члены бригад. Приказом я назначал смотр, на смотре присутствовали кроме меня, старосты классов. Я приходил во двор, бригада была выстроена, и я с членами бригады обходил квартиры, где жили ученики моей школы» (А.С. Макаренко)[17, т.5, с.318].
***
«Что делают многие педагоги, завучи и директора, когда ученик напроказил или получил несколько двоек? Они обычно вызывают родителей и делают им соответствующее внушение; родитель выслушивает таковое и дома расправляется с виновником по-своему, чаще всего просто выпоров его. Добродетель торжествует, порок наказуется. Никаких излишних хлопот, коротко, оперативно: мы обходимся без наказаний, могут похвалиться такие педагоги. В средние века испанские инквизиторы тоже могли похвалиться, что они никогда не проливают крови грешников. … они предпочитали сжигать еретиков …в великолепных аутодафе.
…Этот приём является … ханжеством и лицемерием самой чистой воды… он известен каждому школьнику на его собственном горьком опыте и каждому взрослому из любого литературного произведения на тему об учащейся молодёжи…
Я в бытность свою воспитателем в школах обычного типа тоже прибегал к вызову родителей, олько делал это совсем иначе. Прибегает бывало ко мне испуганный родитель и уже заранее всей своей мимикой выражает полнейшее во всём согласие со мной и готовность следовать всем моим указаниям. Но я в ответ на его жалобы на сына или дочь, начинаю доказывать оторопевшему вдруг папеньке, что его сын или дочь, в сущности, очень славные ребята, но только им не повезло на родителей. От торопи родитель переходит тогда к обороне, а иногда и к очень эмоциональному наступлению, но чаще всего под давлением фактов сдаётся, мы дружески жмём друг другу руки, а на следующий день я пожинаю уже плоды моей дипломатии: мой ученик озаряется теперь благодарной улыбкой, а спустя время уже сам присылает ко мне своего грозного родителя, чтобы он мог получить теперь отзыв от меня о поведении и успехах своего чада…»(В.Н. Сорока-Росинский «Викниксор»)[34, с.221-222].
Авторский комментарий.
Когда я прочитал на педсовете эти строки, многие мои коллеги усомнились: «Когда это было? Сейчас так детей не бьют, не наказывают!»
После этого встаёт учительница, классный руководитель 8-го класса и говорит: «Этого отец бьёт, этого тоже бьёт…» Дальнейший комментарий излишен…
Так что приём Викниксора как никогда актуален.
Примерно подобным приёмом пользуется Р. Бэндлер (Используй свой мозг для изменений, СПб. 1994, с.72-74)
©Клевайчук А.В., "Рабочая пропись творческого учителя", 2009, 2023
Литература
- Бернс Д. Хорошее самочувствие. Новая теория настроений.- М.,1995.
- Волович М.Б. Математика без перегрузок. - М.: «Просвещение»,1991.
- Гальперин П.Я. Формирование умственных действий// В сб. «Хрестоматия по общей психологии». - М., 1981, с. 78-86.
- Границкая А.С. Научить думать и действовать. - М.: «Просвещение», 1991.
- Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л.,1988.
- Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. - М.,1989.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: «Просвещение»,1987.
- Елисеев О.П.Конструктивная психология и психодиагностика. - Псков,1994.
- Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психолого-педагогические показатели результативности образовательного процесса. - Ульяновск,1998.
- Кант И. О педагогике// В сб. Мудрость воспитания. - М.:Педагогика, 1989, с.152.
- Коменский Я.-А. Великая дидактика//Избранные пед. соч. - М.,1955, с. 161-376. //В сб. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Педагогика,1981.
- Корчак Я. Как на самом деле любить ребёнка. - М.: «Педагогика», 1990.
- Лабунская Н.А. Учитель в общении// В газ. «После уроков» №15,1996, с.2-7.
- Лёгенький Г.И. Цель и способы воспитания. - М.,1990.
- Лесгафт П.Ф. Избранные произведения. - М.:"Педаогика",1988.
- Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования. - Ульяновск,1998.
- Макаренко А.С. Сочинения. - М.: Учпедгиз, 1957.
- Макаренко А.С. Выступления и статьи по вопросам педагогики и этики. - Соч. т.5, с.454.
19. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. - М.,1977.
20. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: «Просвещение», 1990.
21. Педагогика: учебник для вузов. - М.: Просвещение,1981.
22. Петровский А.В. Психология воспитания. - М.,1995.
23. Политическая экономия. - М.: Политиздат, 1967.
24. Прайор К. Не рычите на собаку// В журн.: «Наука и жизнь» №8, 1994.
25. Рейнуотер Д. Это в Ваших силах: как стать собственным психотерапевтом. - М.,1992.
26. Рерих Н.К. Светлые Врата. - Новосибирск,1996.
27. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: «Владос», 1995.
28. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Гуманист. Мыслитель. Педагог. Об идеалах В.А. Сухомлинского. - М.: «Педагогика», 1991.
29. Рудестам К. Групповая психотерапия. - М.,1990.
30. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М.,1992.
31. Сидоркин А.М. Парад предрассудков. - М.: «Знание»,1992.
32. Словарь практического психолога. - СПб., 1996.
33. Соловейчик С.Л. Воспитание по Иванову. - М.: «Педагогика», 1989.
34. Сорока-Росинский В.Н. Пед. соч. - М.:"Педагогика", 1991.
35. Спок Б. Ребёнок и уход за ним. - М.,1994.
36. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. - Киев, 1979.
37. Томкинс С. Эмоции//В журн.: «Наука и жизнь» №12, 1977.
38. Философский словарь. - М.: Политиздат, 1991.
39. Хэй Л. Целительные силы внутри нас. - М.,1997.
40. Чарели Э. Гимнастика для голоса// В газ.: «АиФ - Здоровье» №22,1994.
41. Шаталов В.Ф. и др. Опорные конспекты по кинематике и динамике. - М.: «Просвещение», 1989.
42. Щерба Н.Н. Кто работает в банке? - СПб.,1996.