Роберт Дауни-младший дал видеоинтервью Vanity Fair, в котором рассказал о съёмках в самых знаковых кинофильмах на протяжении своей творческой карьеры - от кинокартины «Загон», в которой актёр сыграл роль ещё будучи ребёнком, до биографического фильма «Оппенгеймер», в преддверии которого вышло данное интервью. В этой статье представлена полная текстовая трансляция данного интервью, переведённая на русский язык.
21 июля 2023 года на Youtube-канале Vanity Fair было опубликовано видеоинтервью с американским актёром Робертом Дауни-младшим. В ходе интервью, следуя хронологии своей актёрской карьеры, Дауни-младший рассказал о съёмках в девяти различных кинопроектах, начиная с 1970 года: о взаимоотношениях с режиссёрами, партнёрами по площадке, интересными фактами о съёмках и т.д. В частности, актёр рассказал о работе над фильмами «Чаплин», «Зодиак», «Железный человек», «Судья» и «Оппенгеймер», а также поделился подробностями создания документального фильма «Роберт Дауни-старший» о своём покойном отце, который вышел в прокат в конце 2022 года.
Об этом и многом другом читайте далее в нашей текстовой трансляции этого интервью на русском языке ниже.
Подписывайтесь на канал «ДиКаприев», читайте видео с любимыми зарубежными актёрами на русском языке и предлагайте в комментариях свои видеоролики для перевода! Ставьте лайки, делайте репосты и пишите комментарии – нам будет очень приятно:)
ТЕКСТОВАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ ИНТЕРВЬЮ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ: Роберт Дауни-младший рассказал о своей актёрской карьере (Vanity Fair, 2023)
«Лучше, чем сейчас, уже никогда не будет»
Роберт Дауни: Я недавно думал об этом: если бы я мог поговорить с тем 17-летним подростком, который играл в региональном театре в Рочестере (прим.: город в западной части штата Нью-Йорк, США), я бы сказал:
«Знаешь что? Всё будет очень хорошо. Будет много взлётов и падений, и я не буду рассказывать тебе об этом подробно, потому что ты слишком испугаешься, но, как оказалось, всё идет хорошо, и лучше, чем сейчас, уже не будет. Так что просто цени то, что ты есть».
(следующий кадр)
Роберт Дауни: Три, два, один.
(играет фоновая музыка и заставка с хронологией актёрской карьеры Роберта Дауни-младшего, которая двигается в самое начало его творческого пути)
Роберт Дауни: Я Роберт Дауни-младший, и это хронология моей карьеры.
(заставка с надписью: «Роберт Дауни-младший. Хронология карьеры»)
1. «Загон» (1970)
(показывается сцена из фильма «Загон»)
Роберт Дауни: «Загон» – это фильм, на который мой отец получил финансирование (прим.: Роберт Дауни-старший – режиссёр и сценарист этого фильма). Думаю, инвесторы думали, что он снимает документальный фильм о приютах для животных, а потом он сказал:
«Нет, нет, это живое действие, и я набираю людей на роли собак».
Затем мы приступили к съёмкам, и актёры всех мастей и размеров стали играть различных собак. А потом я сыграл щенка. Мои самые ранние воспоминания – это камеры на съёмочных площадках, сцены, съёмочные площадки, и мне казалось, что жизнь – это как бы съёмка фильма и как бы детство.
В то же время, поскольку мои предки были, в основном, андеграундными контркультурщиками (прим.: контркультура – отрицание ценности доминирующей культуры), это никогда не было похоже на то, что я увидел позже, например, у моих друзей, таких как Джейсон Бейтман (прим.: американский актёр кино и телевидения), которые буквально выросли в многокамерных телешоу. Наши вещи были очень странными. Поэтому в них всегда было что-то немного чуждое.
2. «Меньше нуля» (1987)
(показывается сцена из фильма «Меньше нуля»)
Роберт Дауни: Я снимался вместе с Эндрю Маккарти, Джеймсом Спейдером, Джейми Гертц. И там есть сцена на теннисном корте, где я спрашиваю отца, могу ли я вернуться домой, и это была довольно впечатляющая и немного сложная сцена.
В первый съёмочный день режиссёр Марек Каневска (прим.: режиссёр фильма «Меньше нуля»), который, как я считаю, является одним из величайших режиссёров, с которыми мне довелось работать, сказал:
«Всем вести себя абсолютно тихо, он (прим.: Роберт Дауни) пытается сосредоточиться».
И я почувствовал, что он сказал всем:
«Эй, это важно».
И тогда я подумал:
«О Боже, наверное, мне лучше сосредоточиться».
И я на четверть секунды задумался о том, каково это для всех отцов и сыновей, матерей и дочерей? Смогут ли они когда-нибудь наладить отношения? Смогут ли они когда-нибудь понять друг друга? И только эта мысль в моей голове дала мне трамплин, и в итоге этот день стал поворотным, когда я впервые почувствовал, что меня воспринимают всерьёз в драматической манере.
(показывается та самая сцена на теннисном корте из фильма «Меньше нуля»)
Роберт Дауни: Фильм «Меньше нуля» показал мне, что в кинематографе есть культурная составляющая. Я видел это в «Клубе "Завтрак"» (прим.: американская подростковая комедийная драма 1985 года) и многих других фильмах, и это было что-то вроде того, что наше поколение может сделать какое-то веское заявление, а также режиссёры и художники того периода. И ты [тогда] чувствовал:
«Боже, может быть, я смогу стать одним из этих людей».
3. «Чаплин» (1992)
(показывается сцена из фильма «Чаплин»)
Роберт Дауни: «Чаплин» был абсолютным подарком и настоящим испытанием для человека, которому было 25 лет, когда я начал готовиться к съёмкам.
Но были люди, которые всё ещё были рядом, едва-едва, как Джонни Хатч (прим.: английский актёр, комик и акробат), который пришёл из «Шоу Бенни Хилла» (прим.: британский комедийный скетч-сериал), и он знал парня, который действительно делал эти хореографические постановки в театре [Фреда] Карно с «Чаплином». Так что у него был доступ к некоторым книгам по хореографии. И он непрерывно учил меня в течение месяцев, месяцев и месяцев.
А потом Аттенборо, Дики (прим.: Ричард) Аттенборо, режиссёр, он был как Йода в кино, и тот факт, что он выбрал меня на роль, очевидно, послужил одобрением.
А потом был просто годовой процесс съёмок. В какой-то момент у меня появилось одностороннее зеркало с телевизором, на котором крутились VHS-кассеты с его (прим.: Чарли Чаплина) старыми фильмами, и я пытался сопоставить его лицо со своим и буквально подражал ему часами на протяжении недель и месяцев. Я использовал все возможные способы, чтобы соответствовать этой роли.
(показывается сцена из фильма «Чаплин»)
Роберт Дауни: Когда вам исполнится 25 лет и вам дадут ключи от королевства, вы, вероятно, выйдете из центра. Может быть, от страха, может быть, от уверенности. А я в тот момент, не хочу хвастаться, но я был таким же экспертом по «Чаплину», как и все, кто участвовал в проекте. И я вносил поправки в то, что было фактологически и исторически неточным. На что Чаплин [как бы] отвечал: (пародирует голосом)
«Но, куколка, мы же снимаем фильм, это не документальный фильм».
Однако в тот момент я понял, что трудно рассказать историю интереснее, чем то, как она происходила на самом деле. Так вот, я рассказывал, что прямо перед тем, как Чаплин снял фильм «Малыш» (прим.: американский немой семейный фильм 1921 года) с Джеки Куганом (прим.: американский киноактёр), у его жены случился выкидыш, и таким образом он пытался излечиться от травмы, полученной в результате этой потери. Он [как бы] говорил: (опять пародирует голосом)
«Роберт, зрители...»
А я отвечал:
«Это слишком эпизодично, мы должны сделать этот момент».
В любом случае, ты понимаешь, что ты не режиссёр. Ты не режиссируешь, но великий режиссёр включит все твои сильные ассоциации и вещи, которые ты считаешь действительно важными, и найдет способ помочь тебе воплотить их в персонаже.
4. «Поцелуй навылет» (2005)
(показывается сцена из фильма «Поцелуй навылет»)
Роберт Дауни: Фильм «Поцелуй навылет» снимался полностью ночью. Я думаю, что там была одна дневная съёмка и одна раздельная. Так что в остальное время мы приступали к работе на закате и работали всю ночь, каждую ночь.
Шейн Блэк (прим.: режиссёр и автор сценария этого фильма) – ночная сова, Шейн Блэк – законный гений, и он написал, как мне казалось, почти идеальный сценарий.
А потом мы с Вэлом Килмером (прим.: американский актёр, сыгравший в этом фильме роль Перри ван Шрайка) как бы сбились [в фильме] на хорошую перепалку. И на тот момент я ещё никогда не играл персонажа, который был бы так откровенно неинтеллектуален, но при этом любим. И я думаю, что это было очень свободно для меня, потому что до сих пор я ассоциировался с такими быстро говорящими умными парнями, а я не обязательно такой, просто у меня был некоторый опыт в этом. А Гарри Локхарт (прим.: персонаж Роберта Дауни) в «Поцелуй навылет» – он вроде как тупица (посмеивается), и это было для меня очень свободно. (улыбается)
(показывается та самая сцена с перепалкой из фильма «Поцелуй навылет»)
Роберт Дауни: Что касается работы с Вэлом в «Поцелуй навылет», то он – Вэл Килмер, это винтажный Вэл Килмер. Он приходит с такой нестандартной точкой зрения на вещи и при этом играет того, кто знает, что он умён, и считает Гарри [Локхарта] идиотом, но они становятся друзьями. Так что мне было очень приятно не спать всю ночь с Вэлом Килмером, снимая эти нелепые сцены о двух чудаках, которые преследуют одно и то же дело, моё и твоё.
Он действительно сложный артист, и у меня остались только приятные воспоминания о «Поцелуе навылет».
5. «Зодиак» (2007)
(показывается сцена из фильма «Зодиак»)
Роберт Дауни: Работа с Дэвидом Финчером (прим.: режиссёр фильма «Зодиак») над фильмом «Зодиак» – это возможность, которая выпадает раз в жизни. Он – абсолютный мастер этого вида искусства. К тому же, я помню, что тема фильма очень, очень напряженная, и поэтому это не было похоже, знаете ли, на шикарные свободные декорации.
И поскольку я знал, что это что-то, что было частью истории самого Дэвида [Финчера], его собственных размышлений о зле, ты пытаешься служить режиссёру и уважать его, но я помню, как [Марк] Руффало (прим.: американский актёр), [Джейк] Джилленхол (прим.: американский актёр) и я смотрели друг на друга, зная, что мы получаем настоящее образование в том, как делать вещи чрезвычайно дисциплинированным образом.
При этом, когда я смотрел фильм, в нём было много веселья и лёгкости, которые Дэвид Финчер всегда умеет передать, просто он не склоняется ни к какому снисхождению.
Он очень дисциплинированный парень. И что самое удивительное, Дэвид Финчер - это лучшее свидание за обедом, которое только может быть. Он такой весёлый, такой остроумный, но когда смотришь на его работы, понимаешь, что он не воспринимает себя всерьёз, но как же серьёзно он относится к своим фильмам.
(показывается сцена из фильма «Зодиак»)
Роберт Дауни: Работая с Дэвидом Финчером, вы узнаёте, что вы более выносливы, чем думали. Сцена может перерасти в то, что она покажется вам очень безупречной, и вы будете работать почти в автоматическом режиме.
Но это не имеет значения, потому что [это] ремесло попыток довести дело до конца, например, была сцена, где он пытался сделать это за один кадр, а мы должны были сделать 40 или 50 дублей, и люди были немного обескуражены. Он сказал:
«Дауни, иди сюда. У нас уже есть?»
Я просмотрел (улыбается) все дубли и в конце сказал:
«Вы хотите использовать это в одном кадре?»
Он:
«Да»
Я:
«Да»
Он:
«Дауни прав, у нас ещё нет этого. Удалите все 40 дублей, а после обеда мы начнём заново»
И все посмотрели на меня и сказали:
«Что за хрень...»
Но знаете, правота есть правота.
6. «Железный человек» (2008)
(показывается сцена из фильма «Железный человек»)
Роберт Дауни: Нет проблем с доверием к Джону Фавро (прим.: режиссёр фильма «Железный человек»). Его фильм «Затура» (прим.: «Затура: Космическое приключение» 2005 года) и «Поцелуй навылет» вышли в один и тот же уик-энд, и провалились.
И я думаю, что мы оба были очень голодны до попыток восстановить себя в качестве грозного дуэта, хотя и по отдельности.
Опять же, как и в случае с [Ричардом] Аттенборо, он одобрил мою кандидатуру на роль этого персонажа, а затем Кевин Файги (прим.: один из продюсеров фильма «Железный человек») нашёл в себе силы сказать:
«Ладно, немного риска, давайте сделаем это. Мы любим рисковать».
В итоге эти 15 лет стали судьбоносными.
Когда бы я ни работал с Джеффом Бриджесом (прим.: американский актёр, сыгравший в этом фильме Обадайю Стейн) и, может быть, даже в большей степени с [Гвинет] Пэлтроу (прим.: американская актриса, сыгравшая в этом фильме Вирджинию Поттс), вы чувствовали, что между ними существует такая химия, что вы всегда получаете окончательную версию сцены, будь то свободный сценарий или немного более подготовленный.
В фильме есть сцена, где он [Тони Старк] проводит испытание оружия и говорит:
«Что лучше – чтобы тебя боялись или уважали? Не слишком ли многого мы хотим от них?»
И мы с Джоном [Фавро] буквально писали эту фразу по ходу съёмок в тот день. Я надел солнцезащитные очки, потому что всё это было на карточках. Это была такая вещь, когда ты говоришь:
«Нам важнее, чтобы мы чувствовали, что мы просто придумали это, и нам это нравится. И нет никаких уловок, которые мы не могли бы использовать, чтобы скрыть тот факт, что мы как бы придумываем это на ходу».
Но, опять же, из-за взрыва огромной кассетной бомбы у него за спиной, из-за того, что воздушный двигатель как бы подтолкнул меня вперед, и это был просто один из тех дней.
Был ещё один момент, когда Тони выбрался из пещеры и, по сути, стал Железным человеком, и он приземляется в кратере за пределами пещеры, где его держат. В тот день был ураган, и мы пытались снять этот момент, и это было очень похоже на «Звёздные войны», очень напоминало то, что Джон [Фавро] сделал в «Мандалориане». И был момент, когда буря как бы улеглась, и все посмотрели вокруг, и мы сказали:
«Давайте сделаем ещё один дубль».
И именно он вошел в фильм. Даже казалось, что иногда стихия сама сговаривалась, чтобы помочь нам сделать нашу лучшую работу.
Любой фильм – это искусство, если к нему так относиться, и самые важные фильмы могут быть мусором, но речь всегда идёт о командах, лидерстве и партнёрстве.
Кроме того, аудитория очень быстро эволюционирует, например, она может принять новую версию жанра, а затем отказаться от неё, и вы должны постоянно соответствовать их ожиданиям и превосходить их. И я думаю, что именно поэтому мы сейчас находимся в таком интересном положении, потому что это как бы игра каждого, предвидящая, на что аудитория отреагирует в следующий раз, и я думаю, что это действительно поставило кинематографическое и телевизионное сообщество в тупик.
7. «Судья» (2014)
(показывается сцена из фильма «Судья»)
Роберт Дауни: Дэвид Добкин (прим.: продюсер, режиссёр и автор сценария фильма «Судья»), я хотел сниматься в «Фреде Клаусе» [Дэвида Добкина] (прим.: американская кинокомедия 2007 года), посмотрел «Незваные гости» [Дэвида Добкина] (прим.: фильм 2005 года) и подумал, что мне нравится этот Дэвид Добкин.
Оказалось, что мы были почти знакомы, когда жили на севере штата Нью-Йорк. И у него была идея, что-то вроде драматической версии того, как у него были напряженные отношения с отцом, а потом мы начали говорить о таких великих фильмах, как «Вердикт» (прим.: юридическая драма Сидни Люмета 1982 года), это такая богатая плодородная зона, в которой можно попытаться покопаться.
(показывается сцена из фильма «Судья»)
Роберт Дауни: Нам очень повезло, что я был в хороших отношениях с Warner Brothers, ведь я снял с ними несколько фильмов о Шерлоке [Холмсе], что они сказали:
«Да, мы не знаем, будет ли этот фильм действительно выгодным для нас, но нам нравится сценарий. Снимайте».
И эти дни прошли.
8. «Роберт Дауни-старший» (2022)
(показывается сцена из фильма «Роберт Дауни-старший»)
Роберт Дауни: «Роберт Дауни-старший» – документальный фильм, который я снял о моих отношениях с Крисом Смитом (прим.: режиссёр этого фильма) и моей многострадальной супругой Сьюзан Дауни, – начался как бы до пандемии, а затем во время пандемии, и для меня, скажу честно, это была своего рода техника избегания, так как я знал, что он (прим.: отец) находится в муках болезни Паркинсона, которая является ужасной болезнью. И я не умею всегда противостоять неизбежности, но для меня это было почти путешествие, чтобы в свои пятьдесят с небольшим лет, как бы повзрослеть и взять на себя ответственность за то, как я пережил своё детство и как я теперь относился к этому родителю, когда он, как вы знаете, находился на последних годах своей жизни.
(показывается сцена из фильма «Роберт Дауни-старший»)
Роберт Дауни: Я думаю, что любому, кто увидит фильм «Роберт Дауни-старший», будет нелегко, но я бы посоветовал найти в нём свой путь, потому что был определенный момент, когда мой отец снимал очень авангардные фильмы, в которых, казалось, даже не было сюжета. И мы собрали весь этот материал в «Роберт Дауни-старший», и Сьюзан [Дауни] пришла ко мне и сказала:
«Ты не можешь сделать этот документальный фильм, как один из фильмов твоего отца. Здесь должны быть первый, второй и третий акты».
А я такой:
«А что такое третий акт?»
А потом третий акт оказался его кончиной и мы нашли способ воспринять это и осмыслить. Я не знаю, была ли какая-то одна часть, которая была бы сложной. Когда мы начали смотреть «Роберт Дауни-старший», мы увидели его на кинофестивале в Теллуриде, мы показывали его в Сан-Франциско в том же кинотеатре «Кастро», где я бывал со своим отцом, когда его фильмы выходили в 70-х годах.
И поэтому для меня это было больше похоже на то, что я смотрю фильм, и это история моей жизни с ним и его смерти, но, в то же время, это оказалось чем-то вроде того, что вернуло меня к [Чарли] Чаплину, где ты делаешь искусство из своей жизни, и твоя жизнь – это вроде бы кино, но это не так.
Это был очень сюрреалистический опыт. А потом была часть, связанная с горем, и я думаю, что именно поэтому некоторые люди говорят:
«Жаль, что я не смог сделать что-то подобное для своих родителей или любимого человека».
Это то, что это становится своеобразной точкой опоры, и это способ получить механизм, с помощью которого можно пережить потерю. Так что мне очень повезло, что она (прим.: кинолента) у меня есть, и я думаю, что она станет для меня чем-то вроде инструмента самопомощи на долгие годы.
9. «Оппенгеймер» (2023)
(показывается сцена из фильма «Оппенгеймер»)
Роберт Дауни: Есть два [Кристофера] Нолана (прим.: режиссёр фильма «Оппенгеймер»), это Нолан до того, как ты на него поработал, где он как бы очень далекая фигура. Он, как мы все знаем, пользуется особым уважением благодаря своей проницательности и мастерству владения этим средством.
А затем происходит то, что происходит, когда вы приближаетесь к системе, которую он использует. Это так трудно объяснить, но он очень, очень необычный человек. Так что даже экранные пробы казались важным и недостаточно важным высокостатусным способом, просто есть энергия и интенсивность в том, что он делает, так что. А потом взять тему и тот факт, что он просит меня превратиться в человека, который чрезвычайно тонок и интригующ, у которого нет ни одной колкой фразы, который очарователен только тогда, когда пытается манипулировать или подрывать. Для меня это был большой вызов.
И я действительно принял это близко к сердцу, поскольку он как бы бросил вызов всей моей карьерной траектории (смеётся) и сказал:
«Не используй ничего из того, что тебе хорошо служило, найди новые ресурсы».
(показывается сцена из фильма «Оппенгеймер»)
Роберт Дауни: В [Льюсе] Штрауссе (прим.: персонаж Роберта Дауни) есть что-то такое, что мне кажется очень консервативным, очень преданным и прожившим жизнь на службе. Он немного напоминает мне моего деда, который был капитаном и прошел несколько военных операций во время Второй мировой войны, а затем вернулся и основал стекольную компанию, которая делала все стекла для Крайслер-билдинг (прим.: небоскрёб корпорации Chrysler). Я имею ввиду те старые американские жизни, о которых ты думаешь:
«Вот это было действительно выдающееся поколение».
Но я также знаю, что такое сравнение, почему у меня нет того, что есть у него, у неё или у них. Это уродливо. И это увлечение, я думаю, может быть характерно для американской исключительности.
И поэтому, когда все эти силы действовали во время холодной войны, мне было приятно занимать позицию праведного негодования по отношению к тому, что замышляли все эти либеральные гении. В каком-то смысле мне казалось, что я могу быть критиком того, что может быть воспринято мною или другими людьми на протяжении всей моей карьеры. И таким образом я получал контраргумент, это было почти как спор с теми сторонами себя, которые я прославлял, и я мог посмотреть на каждую из них и сказать:
«Это не совсем правильно, и, возможно, ты этого не заслуживаешь».
И это был замечательный диалог. И у меня есть ощущение, что отчасти Нолан хотел, чтобы я сделал это, чтобы дать мне такую перспективу.
Но, в конце концов, я также искренне верю, что Льюис Штаусс делал всё, что он делал, по причинам, которые он считал правильными. И я имею ввиду это не как злодей-супергерой, а как человек. Поэтому я нахожу очень интересным тот факт, что я до сих пор нахожусь в некотором раздумье относительно того, кто был на правильной стороне истории.
(заставка с хронологией актёрской карьеры Роберта Дауни-младшего)
Роберт Дауни: Это как валюта, культурная значимость кино, фильмов и телевидения. И я думаю, что часть моего поколения, точно так же, как и часть поколения индивидуалистов, отчасти думала:
«Да, это ерунда», «Мы такие крутые».
Мы действительно такие мрачные и задумчивые, и, честно говоря, это привилегия, это вопрос точности, дисциплины и самопожертвования, чтобы уметь делать это правильно. И я думаю, что это был единственный урок, который я получил, в течение долгого времени, смог окончательно усвоить и принять.
(фоновая музыка и финальная заставка)
_____________________________________________
Посмотреть данное интервью (на языке оригинала) можно ниже:
Подписывайся на наш канал и читай видео с любимыми актёрами на русском языке! Будем рады обратной связи!