Вы встречали самоходные бетоносмесители с самозагрузкой – те, которые сами в себя загружают компоненты бетона, перемешивают и подвозят бетонную смесь к месту укладки? Не удивлюсь, если – нет. Действительно, у нас эти машины мало распространены. Однако, в силу своих конструктивных особенностей, они находят стабильный спрос в отдельных областях строительства. Например, когда доставка бетонной смеси нецелесообразна из-за удаленности стационарных бетонных заводов, а также при строительстве на ограниченных территориях, на небольших объектах, в малоэтажном строительстве, при работах по бетонированию фундаментов и полов производственных зданий, при подземном строительстве т.д.
Бетоносмесители с самозагрузкой базируются на специальном полноприводном самоходном шасси с колесной формулой 4х4, оснащенном смесительным барабаном, загрузочным ковшом, водяным насосом и емкостью для воды. На рынке представлены модели как с жесткой, так и с шарнирно-сочлененной рамой. Модели с жесткой рамой могут иметь функцию управления всеми четырьмя колесами, но она присутствует далеко не у всех машин. Некоторые модели оборудованы поворачивающимся на 180° рабочим местом водителя, это обеспечивает полный визуальный контроль в тех случаях, когда разгрузка бетонной смеси осуществляется сзади или сбоку. Смесительный барабан может устанавливаться жестко, без возможности поворота в горизонтальной плоскости, или с функцией поворота, вплоть до неограниченного угла поворота.
Загрузка смесительного барабана сухими компонентами выполняется при помощи ковша. Таким образом, бетоносмеситель самостоятельно выполняет все операции по загрузке в барабан компонентов бетона без применения сторонних средств погрузки. Вода дозировано поступает в барабан. На современных моделях реализована электронная система взвешивания исходных компонентов, это позволяет получать бетон заданной марки.
Вот уже более 20 лет такую технику Россия импортирует на 100%, а могла бы выпускать сама, к этому были весомые предпосылки. На заре становления российского рынка самоходных бетоносмесителей с самозагрузкой завод "КОМЗ-Экспорт", специализирующийся на производстве автобетоносмесителей, активно взялся за эту тему.
Опытный образец 4-кубового КСМ-4 впервые был опробован зимой 2002 года. После внесения изменений и доработок к концу 2004 года было выпущено 10 машин, часть из них была поставлена в ряд стран СНГ. Первые изделия предусматривали комплектацию электростанцией на 30 кВт со сварочным трансформатором, однако оказались невостребованными строителями. На протяжении 2000-х годов КСМ-4 постоянно совершенствовался и конструктивно упростился. К сожалению, вывести на рынок эту инновационную на тот момент машину завод не смог. Как мне тогда подтвердили на предприятии, проблемы с реализацией комбайна связаны с нашим менталитетом – очень трудно оторвать строителя с лопатой от традиционных методов работы.
В середине 2010-х годов, на волне импортозамещения, проект был реанимирован и существенно переработан. Новая машина УНИМИКС-4 получила барабан на 4 м3 готовой смеси, загрузочный ковш объемом 0,5 м3, баки для воды емкостью 900 литров. Модель оснастили системой весоизмерения, управления рецептами и замесами. Привод хода и смесительного барабана был гидростатическим – от двигателя Д-245 мощностью 136 л.с. Машина получилась очень маневренной, ее минимальный радиус поворота составлял всего 4,5 м. Увы, и на этот раз перспективная разработка так и не пошла в массы.
Тем временем, в 2000-е годы на волне строительного бума в Россию все активнее поставлялись импортные самоходные бетоносмесители с самозагрузкой. В отсутствии конкуренции со стороны отечественных производителей иностранным компаниям ничего не оставалась, как взять на себя полное обеспечение потребностей российских строителей такой техникой. Правда, даже в ту пору объемы поставок таких машин исчислялись в лучшем случае несколькими десятками единиц в год. Так, на пике бума, в 2007 году, в совокупности было ввезено лишь 65 бетоносмесителей этого типа.
После кризиса на рубеже 2000-2010-х годов рост был отмечен в 2013 году, когда емкость рынка достигла 133 машин. В период с 2015 по 2019 год, на фоне спада в экономике, емкость рынка таких бетоносмесителей рухнула в разы и не превышала 30-50 единиц в год на всю нашу необъятную страну. С 2020 года, несмотря на очередную напасть – пандемию – объемы импорта стали кратно увеличиваться. Так, в 2020 году было импортировано 90 машин, в 2021-м – 168, в 2022-м – 188, а с января по июль 2023-го – 175.
Первоначально на российском рынке в подавляющем большинстве была представлена техника итальянских брендов. Так, 10 лет назад на их долю приходилось более 90% поставок, оставшиеся скромные проценты делили между собой китайцы и (в меньшей степени) – испанцы. В топе поставок были два итальянских бренда – Carmix (преимущественно) и Fiori (в меньшей степени). Кроме того единично поставлялись бетоносмесители марок Dieci, Officine Piccini, Merlo, D'avino и Dumec.
Однако с каждым годом европейцев все активнее стали вытеснять китайцы, причем "имортозамещение" по-китайски началось еще до начала СВО. Так, в 2019 году за китайской техникой было уже 43%, в 2020-м – 52%, а в 2021-м – 82%. После февраля 2022 года, в условиях западных санкций и в связи с уходом из России компаний из недружественных стран, присутствие китайцев ожидаемо выросло: по итогам 2022 года – до 88%, а в период с января по июль 2023-го – до 94%.
С огромным сожалением приходится констатировать, что за все это время в России серийное производство самоходных бетоносмесителей с самозагрузкой так и не было налажено. Настанет ли тот час, когда каменск-шахтинские (или какие либо другие российские) самоходные бетоносмесители с самозагрузкой заполнят национальный рынок? Вопрос риторический...
Канал "Строительная техника и транспорт" выражает признательность за предоставленную статистическую информацию ООО "Айди-маркетинг".
Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!