Всем добрый час на нашем семейном канале.
Немного повторюсь для вновь зашедших на наш канал. Его ведут два пенсионера, бывших бюджетника. В целом темы канала обозначены в его названии. Два года канал ввелся как мотивация в сборе данных по семейной родословной. Оказалось, что семейные истории имеют свойство разрастаться: дети уходят из дому (женятся, замуж выходят, кто-то переезжает в другие страны, родни прибавляется ...). Поэтому наш канал оказался не только про завтраки, а про всё понемногу.
Так вот о нашей квартире в Барнауле. Мы ее и ждали очень и очень, а получили как-то совершенно неожиданно. Заждались наверное и разуверились...
А ждали потому, что так как муж работал в системе соцзащиты, то и именно он и встал на очередь по получению жилья на работе. Мы с дочкой приехали к нему, когда он вернулся после учебы в ординатуре в Ленинграде и сразу же получил комнату в доме-интернате (!!!) престарелых и инвалидов на Булыгина! Это был такой поворот судьбы от которого меня потряхивает до сих пор!
Это был 1978 год, кажется зима или поздняя осень. По довольно большой территории барнаульского дома-интерната гуляют больные-инвалиды детства, старые мужчины, среди которых были тогда и бывшие заключенные, а среди них, кстати, были даже и бывшие власовцы и вообще те, кто в войну непонятно как себя проявлял, но все же на фронте они были. И вот мы приезжаем туда с нашими чемоданами жить.
Как сейчас сказали бы молодые - жесть! А это так и было-жесть!
В общем, это для нас была жуткая школа жизни среди разных, в том числе и не вполне адекватных людей. А откуда там быть адекватным, если люди там после своих горестей просто доживали!?
Ну, или жили вот так, как им государство организовало. А если честно, то нормально организовало: кормили, лечили, было тепло, одежда и постельное белье было чистым, развлекали на территории (был зал специальный в главном корпусе) и проч.
Просто это не место вообще для молодой семьи с маленьким ребенком!
И вот, среди этой братии разной нам и дали комнату = палату в старом здании, которое было когда-то именно домом или дачей самого барнаульского купца Булыгина. Здание было одноэтажное, в комнате был только кран с холодной водой. Сейчас уже не припомню, но возможно он был в общем коридоре из которого был вход примерно в 10 комнат=палат.
Здание старое деревянное, туалет на улице самый ужасный. За что так "повезло" мужу - не знаю. Наверное потому, что не было жилья так уж быстро для молодого специалиста.
В общем, я привезла нашу маленькую Олечку из Чарыша, где мы с ней жили, устроилась на работу в ТУ-23 освобожденным секретарем комсомола, чтобы педстаж сохранялся и мне именно оттуда дали направление в детсад на Пролетарской, в старом городе. На месте этого детсада сегодня стоит высокое здание ТЦ Идеал.
В общем, трудно описать наши тяготы уехать и приехать со Спартака на Булыгина на автобусе в то время. Да еще с ребенком. Это были труднейшие два года в моей жизни, когда хотелось бросить всё и уехать из этого транспортно-инвалидского кошмара куда глаза глядят. А денег-то на съем квартиры не было. Зарплаты у бюджетником мизерные. Вот так и "закалялась" наша семья.
Даже странно сегодня видеть разительно изменившиеся районы Барнаула в сосновом бору по Барнаулке с обеих сторон реки: коттеджи, высотки, заправки, рестораны... Да и вообще город стал совершенно другим и на Булыгинской заимке тоже..
В общем, если можно себе представить нашу маяту с этим отдаленным от центра, где мы работали, до нашего жилья в экологически чистом лесном районе Барнаула местом расположения нашего интерната, то это нужно вообще уйти чуть ли не в послевоенные годы. Так было тогда плохо с транспортом в Барнауле... ужас ужасный.
Ну и с самим этим нашим жильем и особенно с нашими соседями-инвалидами разных уровней (которые к тому же постоянно выясняли отношения между собой) мы не знали куда бежать. Потом нас перевели там же на территории а домик получше. Стало полегче: хотя бы не видно так близко было проблемных жильцов интерната, но там уже возникли другие истории: художник собесовский занимал там одну комнатку по соседству с нами и устраивал с друзьями почти оргии. Эта невероятная веселуха художника была у нас почти в конце нашего проживания на даче Булыгина.
А дочку мы отвезли к весне в Шипуново к родителям именно из-за отдаленности ее детсада и детской поликлиники от нашего интерната=дома. А уже потом летом, когда ей было около трех лет, я отвезла ее из Шипуново в Чарыш. В целом это было очень сложное для нас всех время.
Вот такая картина и сложилась у нас к весне 1980 года, когда вся страна готовилась к Олимпиаде. Я готовилась в апреле к поездке по льготной комсомольской путевке в Румынию-Болгарию и тут... муж звонит и говорит очень взволнованно, что нам дали квартиру на Северо-Западной в двенадцатиэтажке. Я была и в шоке, и счастлива, и не верилось мне в это счастье вообще. Мы так намаялись с этими поездками на 5 автобусе до этой дачи старинной, что сил никаких уже не было вообще!
В общем, 1980 год у нас был годом радости и невероятного счастья: мы получили квартиру!
Я уезжала в Болгарию где-то в начале мая и мне пришлось самой бегать получать ордер на квартиру, потом получать в ЖЭУ ключи, потом бежать и смотреть квартиру на 7 этаже и тихо всхлипывать там в одиночестве от счастья (у мужа на работе было полно больных).
В доме оказалось целых два лифта: грузовой и пассажирский и они тогда оба работали! Все было чисто и красиво. В ванной, в туалете и на кухне стены были выложены голубой плиткой. На полу лежал покрытый лаком щитовой паркет.
Я не верила своим глазам! А на площадке около лифтов стояли болгарские электроплиты "Дружба", которые нам нужно было самим занести в свои квартиры!!!
Меня могут понять только мои сверстники, потому что это было время, когда квартиры давали и рабочим, и в совхозах-колхозах и молодым специалистам. Да у нас до сих пор большая часть городов и сел имеет квартиры, полученные от государства. Что бы ни говорили и как бы ни старались приуменьшить значение достижений страны в это время, этого просто невозможно сделать. Сами критиканы очень часто живут в квартирах полученных их родителями или родней от государства в то ввремя.
Когда я уезжала в Болгарию, то квартира была пустая. Мы спали на полу и на кухне кроме плиты ничего не было. Ели мы на подоконнике. Посуда стояла на полу. А на огромную лоджию мы вообще не выходили. Просто боялись вначале и седьмого этажа и страшного грохота трамваев и другого транспорта с улицы.
В общем, дела наши начали налаживаться. Через дорогу от нашего дома мы устроились в детский сад. Путевка была в какой-то сад на Коммунаров, но мы приложили все усилия, чтобы поменяться с кем-то путевками и прекрасно ходили в хороший детсад через дорогу.
И вот это было уже настоящее счастье! Наш дом!
Квартира служила не только нам и ближайшей родне, которая часто бывала в Барнауле, но и выполняла функции "Дома колхозника", когда трассы зимой были закрыты в Чарыш из-за бурана, или еще какие-то проблемы с ночевкой вдруг образовывались у родни или друзей. Это сегодня несказанно изменился к лучшему транспорт, а тогда.... В этой квартире прошла огромная часть жизни и нас, и наших детей, и внуков.
Уехали мы из этой квартиры уже давненько. В 2006 году.
Но вот расстались мы с ней совсем недавно: продали ее, чтобы наши младшие внуки и их родители смогли создать для своей семьи более удобные для жизни условия. А то, что этот район удачный для жизни - это правда. Всё в доступности: садики, школы, магазины... Жаль., что не работает, как раньше, ДК Котельщиков, где дети учились музыке, рисованию, танцам разным и спорту.
Так что, сегодня в нашей квартире пока что еще живут наши внуки, но скоро и они уедут в другое место. А мы очень рады, что наша первая барнаульская квартира так долго помогала жить нам, а сегодня помогает нашим детям и внукам.
Всем удачи в ваших домах и квартирах!
Будем благодарны за комментарии, лайки и подписки на наш семейный канал.