Дмитрий Распопов, серия «Деньги не пахнут» (законченный цикл, 3 книги)
6/10
Сложная история. То ли я перехвалил автора и после пары (1 и 2) понравившихся циклов теперь ожидаю слишком многого, то ли Распопова нельзя читать подряд, а может просто «бояр-аниме» как жанр немного утомил, но факт остается фактом: цикл где-то между «так себе» и «просто плохо». Не «клиническая дичь», но…
Стандартный и абсолютно шаблонный мир, такой же шаблонный герой, который из технологического будущего попадает в клановую Японию 80-х в тело школьника, которого быстренько кладут на алтарь и лишают всех способностей. Выживший, но обиженный на всех ГГ, «затаил» и в течение трех книг будет мстить, «насаждая добро и справедливость» в своем достаточно болезненном понимании этих слов.
Лишившись дара, ГГ решает срочно разбогатеть, не без основания считая, что деньги – это суперспособность не хуже магии. В «прошлой жизни» герой был финансистом-биржевиком, однако в новом мире нет ни глобальной экономики, ни компьютерных систем, поэтому почти всю книгу ГГ будет стремиться все это создать практически с нуля. Мило. Человеку, видимо, настолько нравилась работа (за "успехи" в которой его убили на первых страницах книги), что он и в другом мире положит кучу сил, средств и человеческих жизней, чтобы вернуть то, что потерял. Любимое рабочее место в компании «Арасака» и возможность смотреть на котировки. Серийный трудоголик, однако.
Вообще, книгу можно было бы назвать «Приключения психопата в стране клинических идиотов». Как найти много денег человеку, если он школьник, попавший в другой мир? Правильно, сначала украсть у клана, который его «приютил» против воли, потом связаться с местными бандитами в гетто и, наконец, этапный виток карьеры – создать финансовую пирамиду на «муравьиных фермах». И ладно бы в эту пирамиду вляпались только жители гетто, но нет, она становится такой популярной, что в нее вкладываются государственные и клановые бюджеты.
Получив оборотный капитал, наш ГГ, как это принято у попаданцев, изобретает все. При чем начинает он с нейросети, которую пишет на зачаточной компьютерной платформе, существующей в этом мире. Нейросеть в свою очередь создает ему «революционное ПО» - помесь экселя и 1С, которая позволяет ему поймать за руку имперских казнокрадов. И вот в такой вот логике «только он один знал, зачем человеку ж%па» в общем-то и развивается вся экономическая экспансия нашего героя. Вскользь хотелось бы отметить, что если пишешь про всякие бизнес-аферы, хорошо бы знать, что название «хедж-фонд» происходит от английского hedge (гарантия) и писать его надо через «Ж», а не так как в тексте. И именно это слово, а не всю книгу.
Развивая идею, вынесенную в название, автор показывает нам беспринципность героя. Он жертвует друзьями и подругами во имя прибыли, подставляет знакомых и незнакомых, льет кровь друзей и врагов, и все ради прибыли. В целом понятная позиция, однако, симпатии к герою это не добавляет, да и отсутствие каких-то «кармических ответов» на такое поведение немного смущает. Канон «подростковой фантастики» предполагает более четкие трактовки героев. Мы читаем про отрицательного героя, которого «наказывает жизнь»? Нет, не наказывает она его, скорее наоборот. Мы читаем про положительного героя, которому приходится идти на сложные решения ради достижения цели? Нет, и этого тут тоже нет. Как результат – мутновато. А периодически просто противно.
В конечном итоге получается три тома абсолютно шаблонного бояр-аниме. Неприятный главный герой. Абсолютно картонное окружение – друзья-партнеры, которые умеют восторгаться гениальностью ГГ и девушки, которые его массово хотят. Неумные правительства, кланы и бандиты, которые ведутся все аферы героя и в конечном итоге попадают в финансовую зависимость. Скучно, плоско, да еще и концовка такая себе «на троечку», после которой можно еще томов 20 написать такого же…
В общем, 6 из 10 и то из уважения к «старым заслугам». Советовать не буду, хотя фанаты жанра, возможно, смогут увидеть тут какие-нибудь привлекательные моменты. У меня не получилось.