Говоря о развитии противостояния двух суверенных государств Индии и Пакистана, необходимо учитывать, что вплоть до 1947 г. их территории являлись колониальным владением Великобритании. Предпосылки получения Индией независимости давно назрели, и после Второй мировой войны стало очевидным, что Великобритания не в силах будет сохранить существующий статус своих владений. При этом встал вопрос о том, будет ли создано единое государство, или возможно появление нескольких отдельных стран.
Возможность разделения британских владений была обусловлена тем, что население этих территорий не представляло единого целого в этническом и религиозном плане. Мусульманская Лига, будучи крупнейшей партией, созданной для защиты интересов исламского населения Британской Индии, выступала за создание отдельного государства, которое должно было объединить всех проживавших в бывшей колонии мусульман. Лидер индийского освободительного движения Мохандас Корамчанд Ганди вынужден был согласиться с этим планом, хотя предполагал, что подобного рода вопросы должны будут решаться уже после обретения Индией независимости.
Сложность ситуации заключалась в том, что хотя можно было выделить районы компактного проживания мусульман и индуистов, всё же невозможно было говорить о чётко определённых границах. Общая численность населения Британской Индии к 1947 г. составляла 390 млн. человек. Из них большая часть (около 320 млн.) были индуистами. Мусульманское население преимущественно проживало на территории сравнительно небольшой по площади Бенгалии (современный Бангладеш). При этом другие районы компактного проживания мусульман находились на Западе Индостана (современный Пакистан) и были лишены надёжной связи с Бенгалией. При этом на проводимых выборах в провинциальные легислатуры в 1947 г. Мусульманской лиге ни в одной провинций не удалось сформировать прочное правительство.
Большое значение в данной ситуации имела позиция Великобритании. Она была готова передать власть над своими колониями, но при этом было не ясно кто, собственно, может на эту власть претендовать. Существовал вариант передачи власти Индийскому национальному конгрессу при сохранении территориальной целостности Индии, но наряду с этим допускалось разделение полномочий между Конгрессом и Мусульманской Лигой.
При этом позиция Великобритании также не была единой. Лейбористское правительство, пришедшее к власти после окончания Второй мировой, было склонно сохранить единство Индии, добиваясь гарантии соблюдения прав мусульманского меньшинства. Однако конкретные чиновники, которые занимались решением проблемы, были уверены, что создание независимого Пакистана неизбежно. Существенное значение могло сыграть то обстоятельство, что в Индии начинались межэтнические и религиозные столкновения, приведшие к человеческим жертвам.
К середине апреля 1947 г. власти Великобритании пришли к выводу о невозможности сохранить единство страны, причём с этой позицией был согласен и такой политический деятель как Джавахарлал Неру – лидер Индийского национального конгресса. Естественно, что в таком случае актуальным становился вопрос о конкретных границах, которые должны были быть проведены между возникавшими государствами. Осложнялась ситуация тем, что руководство Мусульманской Лиги было не согласно с тем, чтобы в состав будущего Пакистана вошли только районы с подавляющим исламским большинством. В Лиге полагали, что возможна ситуация, когда мусульмане правители отдельных княжеств, пускай и с большинством индусского населения, смогут претендовать на воссоединение с создающимся исламским государством.
Дополнительные осложнения вызывал сикхский вопрос. Сикхи, несмотря на свою малочисленность, занимали существенное положение в политической системе Индии. Сикхское население проживало как в преимущественно индуистской восточной, так и в преимущественно мусульманской западной части Пенджаба. Представитель сикхов во временном правительстве согласился, тем не менее, на раздел страны.
Стоит учитывать, что, несмотря на колониальный статус, на территории Индии сохранились разного рода княжества, которые по- одиночке или в совокупности также могли претендовать на самостоятельность. Многие правители княжеств надеялись если не получить полную независимость, то сохранить особый статус, что также создавало предпосылки для разделения. Акт о независимости Индии был принят в июле 1947 г. и предусматривал создание двух доминионов Индии и Пакистана. При этом в документе признавалось сохранение проблемы чёткого проведения границы между мусульманской и индийской частями провинций Бенгалии и Пенджаба. Это создавало предпосылки для будущего конфликта. Стоит отметить, что глава Мусульманской Лиги Мухаммад Али Джинна при этом настаивал на возможности правителей отдельных княжеств самостоятельно принимать решение о присоединении к одному из государств или получению независимости. Понимая, что Индия потенциально оказывается явно сильнее Пакистана, таким образом создавалась возможность для её ослабления и, соответственно, усиления потенциально более слабого Пакистана.
Особые сложности между двумя создаваемыми государствами возникли на территории княжества Джамму и Кашмир. Проблема заключалась в том, что большинство населения этой территории составляли мусульмане, но правителем был индус Хари Сингх. Так как руководство Пакистана само настаивало на сохранении самостоятельности княжеств, то оно вынуждено было пойти на заключение соглашения с правителем Кашмира о сохранении его обособленности сроком на 1 год. С этим вынуждена была считаться и Индия, которая не теряла надежды присоединить эту территорию. При этом стоит отметить в Кашмире существование естественных границ, которые способствовали обособленности отдельных этнических групп. Самый многочисленный этнос, кашмирцы, среди которых более 95% являются мусульманами, проживают в Кашмирской долине. Индусская же община составляла до 66% в районе Джамму, но фактически не была представлена в Кашмире. Если говорить о регионе в целом, то мусульмане составляли около 70% населения, причём 90% из них были суннитами.
Именно Кашмир в дальнейшем станет местом наиболее частого обострения ситуации. Во многом это можно объяснить тем, что данный регион имел важное в стратегическом отношении положение. Он не только был расположен между Индией и Пакистаном, но граничил также с Китаем и Афганистаном.
Определение границ между мусульманскими и индуистским районами в регионе Бенгалии прошло сравнительно легко, чего нельзя было сказать о Пенджабе. Ситуация в этом регионе осложнялась тем, что наряду с мусульманами и индуистами в нём проживало значительное количество сикхов. Из общего населения примерно в 28 млн. человек мусульмане составляли 16 млн., индийцы около 8, на долю сикхов приходилось 4 млн.
Можно говорить о достаточно спорных решениях, принятых британской комиссией под руководством Сирила Рэдклиффа. В отдельных случаях принцип определения государственной принадлежности территории в соответствии с преобладающей конфессией был нарушен. Некоторые районы с мусульманским большинством вошли в состав Индии, например Джунагадх, Хайдарабад. Сам Рэдкдлифф объяснял это тем, что он руководствовался экономическими соображениями и не хотел нарушать сложившуюся систему коммуникаций. При проведении границ в большей степени ориентировались на естественные, географические признаки.
В августе 1947 г. было провозглашено создание независимого Пакистана. Его первый руководитель М. Джинна в своей речи акцентировал внимание на том, что Пакистан испытывает дружеские чувства ко всем своим соседям и вообще ко всем странам мира. Схожая позиция была высказана и возглавившим первое правительство суверенной Индии председателем Индийского национального конгресса Д. Неру. Он говорил в своей речи о том, что в современной ситуации государство слишком тесно зависят друг от друга, чтобы находиться во враждебной изоляции. То есть можно говорить о попытке лидеров новых государств избежать нарастания международной напряжённости.
Однако предпосылки для обострения конфликта после обретения независимости сохранялись. Можно говорить о важности геополитического фактора. Пакистан существовал в достаточно своеобразном раздвоенном виде, делился на западный и восточный. При этом обе его части были разделены индийскими территориями и отдалены друг от друга на расстояние примерно 1500 км. Естественно, что это создавало сложности при управлении страной, особенно учитывая разный национальный состав обеих частей государства, наличие в Восточном Пакистане доминирующего этноса – бенгальцев. Между двумя частями Пакистана изначально были сложные отношения, причём Индия не могла остаться от этих конфликтов в стороне.
Хотя споры из-за территории сыграли значительную роль в развитии индо-пакистанского конфликта, однако можно указать на то, что сами эти разногласия являются проявлением более глобальной проблемы – культурно-религиозной неприязни между двумя странами. Большое значение в данном случае имели особенности политических режимов Индии и Пакистана после обретения ими суверенитета.
Индия стала светским государством, при этом большинство населения в нём были индуистами, мусульмане оказались в положении религиозного меньшинства. В индийской Конституции говорилось о том, что государство гарантирует всем своим гражданам свободу убеждений, вероисповеданий и культов.
Пакистан же создавался как исламская республика. В Конституции страны говорилось о необходимости строить жизнь общества в соответствии с теми нормами и принципами, которые были даны Аллахом. Утверждалось, что
«мусульманам должны быть предоставлены возможности строить жизнь частным и коллективным образом в соответствии с учением и требованиями Ислама».
Стоит при этом отметить, что в законе говорилось также о необходимости предоставить меньшинствам «достаточные» права для возможности свободно исповедовать свою религию и развивать культуру. Однако степень этой достаточности могла рассматриваться по-разному и создавать предпосылки для дискриминации.
Весьма показательна в этом отношении была позиция Хаваджа Назимуддина, который в 1948 г. стал генерал-губернатором Пакистана. Он выступал с резко антисекуляристских позиций и видел Пакистан страной, в которой не ставится под сомнение приоритет исламской религии. Назимуддин заявлял о своём несогласии с тем,
«что религия является частным делом человека, что в исламском государстве каждый гражданин имеет одинаковые права, независимо от его веры»
Важное значение для конфликта между Индией и Пакистаном имел вопрос о гидроресурсах. Река Инд имеет большое значение для обеспечения возможности ведения сельского хозяйства. Пакистан являлся страной преимущественно аграрной, для которой поступление воды Инда являлось важным моментом в обеспечении своей экономической безопасности.
После того как Индия и Пакистан обрели независимость, единая система водоснабжения оказалась разрушена, а внутренние реки теперь стали приграничными. Индия в данной ситуации оказалась в выигрышном положении, так как именно в находящихся под её контролем верховьях формировалась большая часть водных ресурсов. Между двумя государствами было заключено соглашение о поставке воды по системе каналов. Но впоследствии Индия могла нарушать этот договор, перекрывая Инд и изменяя русло реки, используя водный вопрос как средство давления на соседнее государство. Естественно, что в Пакистане это вызывало стремление обеспечить свою экономическую безопасность.
Продолжение следует